К дискуссии об эксплуатации

Одна из давних вялотекущих дискуссий в соо - это дискуссия об эксплуатации: "использовании" других людей, и в особенности их труда, - учитывая то значение оного, которое ему придает марксистика.
Кстати, сразу вскользь подумалось, что вот этот вот холодно-отстранённый (оговорился сперва прям по Фрейду - написав сперва: отср*ненный) термин "использование", кого-то сразу наверняка располагает как и "отчуждение". Что-то в их упоминании рядом наверняка есть, общее.
В принципе, за долгие годы прений я готов согласиться с оппонентами, что ничего плохого в самом по себе данном термине "использования" нет. Хотя ничего смешного в такой же давней, набившей оскомину тупой шутке про то, "что такое капитализма? - это эксплуатация человека человеком. - А что такое социализм? - Это когда наоборот." - ничего особо смешного в этом как не видел, так и не вижу. Хотя некоторых это у нас все так же веселит, похоже.
Во-1, надо, по-видимому, разделить негативную эксплуатацию от позитивной, хотя есть подозрение, что сделать это не так-то просто. Грубо говоря, если в древности, допустим, в неолит возникает возможность (даже необходимость) для организации позитивной эксплуатации: когда кто-то берет на себя роль организаторов земледельческого труда, чтобы не есть друг друга (не оставлять своих детей впредь помирать с голоду, как тогда было принято). {А фактически, как мы помним, благодаря удачному стечению обстоятельств однажды наплодилось взрослых особей столько, что второй упомянутый вариант стал менее возможен, а вот первый приобретал, по-видимому, актуальность, которая своей кровавой практикой и побуждала браться организовывать труд. Который посреди той конкуренции и неизбежных РДЛ {* Надеюсь, вы помните что это: ресурсно-демографическая ловушка.} создавал и те излишки, за контроль над которыми и не могла тогда не рождаться борьба за власть - ради лучшего собственного выживания в условиях, когда иногда и не могли выжить все: из-за недостаточного к тому мат.развития обеспечения человеческих производительных сил. (Регулярно потому была неизбежна РДЛ в досовременности.)
То есть видим, что в полном соотв. с указанием Гегеля, что если хочешь что-то понять, то посмотри, как оно появилось - мы здесь видим, возможно, как первоначально позитивная эксплуатация оказывается тесно переплетенной с негативной.
То есть, возможно, это как с термином "имперскости", когда это сперва было и необходимо, и негативно - а ныне уже может быть лишь позитивно, но мы пока до этого практикой еще не добрались, но разжигание насилия из-за того, что не добрались, когда уже можно - приведет к тому, что таки будем добираться.
|
</> |