К 1 сентября

топ 100 блогов kroshka_ke30.08.2016 Пока я собираю мозг в кучу, предлагаю обсудить статью Ирины Пермяковой о школьном образовании.
Лично я помню свои школьные годы как нечто довольно-таки бессмысленное. От меня ждали, что я буду учиться на одни пятерки, это само собой. Но мне было неинтересно иметь пятерки по всем предметам, само по себе звание отличницы не значило для меня ничего и никак не мотивировало. Слово "медаль" тоже не приводило меня в восторг.
Интересовалась я только литературой, историей, английским, биологией и химией. По последним двум предметам мне оценку всегда занижали - то по личным причинам учителя, то потому что у меня не все пятерки за четверть, так что нечего ставить пятерку - делать подозрительно хорошую статистику.
Мне было неинтересно тратить свое свободное время на выполнение уроков, я делала только письменные задания. Устные я не делала никогда, что прочитаю на перемене - то и моё. К контрольным никогда не готовилась. Но училась я в-целом неплохо, намного лучше большинства одноклассников, проводящих за учебниками куда больше времени.
Потому что хорошо знала свои особенности - я не могу долго концентрироваться, мне нужно все делать быстро. Поэтому усвоить информацию за 10 минут до урока - лучший для меня путь. Учителя знали о том, что я так делаю и постоянно говорили, что так не получить нормальных знаний, в одно ухо влетит, в другое вылетит. Не вылетело.
Не знаю, какие особенности были у моих одноклассников и знали ли они их, учитывали ли в учебе.
Ну это так, вступление. Давайте посмотрим статью.

Мечтаю о школе
Моя дочь идёт в школу, и я вдруг понимаю, что страх и ненависть во мне ещё живы. Я неплохо училась, худо-бедно ладила с учителями и одноклассниками. Любила возвращаться с каникул – в новой форме, с чистеньким пеналом. Но окончив школу, я воспылала к ней презрением, даже писала 1 сентября мстительные гадости в газету.

За что я мстила, кого ненавидела? Даже беспощадная учительница физкультуры за порогом школы оказалась доброй, как моя бабуля, и я радовалась нашим встречам на автобусной остановке.

Через двадцать лет после выпускного я спрашиваю знакомых о чувствах к школе. Треть относится к ней хорошо или нейтрально. Две трети – рады, что к школе отношения больше не имеют, или (это родители школьников) относятся неприязненно.

Моя гипотеза такая: в школе всех учат одинаково одинаковому. Если у тебя не получается «как у всех», ты не чувствуешь себя комфортно. Ты либо остаёшься аутсайдером, либо преодолеваешь себя, что тоже означает дискомфорт.

Секрет, который ты открываешь во взрослой жизни: не существует никакого «как все». Это означает, что в школе к условной норме вынужден подтягиваться каждый. Выходит, очень многим там более или менее плохо.

Выйдя из школы, ты обнаруживаешь, что люди по-разному усваивают информацию. У кого-то развита логика, у кого-то – эмпатия. Один терпеливый, другой – молниеносный. У этого фантазия, у того – дисциплина. Во взрослой жизни каждый находит применение своей сильной стороне, а там, где не силён, пользуется услугами других членов общества. И его никто за это не ругает, не ставит «два», не принуждает «подтянуться».

Но даже во взрослом возрасте выпускники часто забывают, что школьная Вселенная Нормы – картонная декорация, подделка. И они страдают, каждый день обнаруживая, что их жизнь не описана ни в одном глянцевом журнале, ни в одной рекламе, ни в одном фильме со счастливым концом. Они «работают над собой», потому что «у девушки должны быть в порядке причёска и обувь», «мужик должен зарабатывать», «автобусы – для неудачников».

Ещё в школе зарождается миф о Целеустремлённом Человеке. В нём говорится, что если ты постараешься, очень-очень постараешься, по-честному, не жалея себя, то сможешь получить хорошую оценку. Или стать великим, например, художником. Или стать миллионером. Терпение и труд всё перетрут. Соответственно, если ты не отличник и не миллионер, значит, ты ленивый и неусидчивый. Так себе человек, на «троечку».

И должен быть взрослый, который расскажет школьнику, что всё это страшное упрощение. И отличники часто работают в разы меньше троечников, а миллионеры упорно преумножают капитал только потому, что это доставляет им необычайное удовольствие, как вязание или катание на велосипеде.

«Почему я не на этом месте? Что со мной не так?» – это правильный вопрос. Если человек не стал отличником, миллионером или звездой, вероятно, он просто устроен не так. Может, он интроверт. Или деликатный, боится ранить других. Возможно, слава и деньги его не мотивируют. И всё, что надо понять – быть прижизненным кумиром миллионов хорошо тому, кто без этого не может.

Тут любой лайфкоуч скажет, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Надо покинуть зону комфорта и не быть тряпкой. «Я смог, значит, и ты сможешь». Но есть вероятность, что он рождён быть коучем, а ты – домоседом. Либо ты получаешь энергию, покидая зону комфорта, либо это не твоё.

Возможно, тебе надо найти эту зону и оставаться там. Перестать глодать себя за отсутствие амбиций. Расслабиться и делать то, что любишь. Для процесса, а не для результата. Гулять с детьми, танцевать, переводить книжку про вомбатов, ремонтировать компьютеры, писать диссертацию. Есть вероятность, что тебе за это будут платить. Можешь даже стать авторитетом в своей области, знаменитым в узких кругах. Если не станешь – хотя бы проведёшь время с удовольствием, и не потратишь свою жизнь на игры по чужим правилам.

Вот идеал школы: за одиннадцать лет ученику помогают понять, что его радует, в чём его талант, от чего он счастлив. Тогда не понадобятся вступительные экзамены в университеты! На факультеты будут приходить только те, кто увлечён историей, менеджментом, архитектурой, и сидит сутками над книгами и проектами, потому что именно это и составляет его главный интерес и удовольствие.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Молодость... Старость... Привычно, знакомо... А я бы делила жизнь по другому: Я на две бы части ее делила, На то,что — будет, и то что — было... Ведь жизнь измеряют — знаете сами - ...
В эти тяжелые дни почти все музеи, театры и кинотеатры закрыты, но Международная выставка авторских кукол, открывшаяся до войны, продолжала работать. Организовали ее художники Елена и Борис Кунины. Хоть я и побаиваюсь кукол с тех пор, как посмотрела ужастик про Чаки (еще можно вспомнить ...
Феи цветов Девочка с розой Модница Последние две работы подарены племянницам. Прошу извинить за качество фотографий. ...
Сегодня, говорят, всемирный день ПТСР. Оооо..... Праздник, который всегда со мной. Вот уже двадцать лет как. Веселье приносит и вкус бодрящий. Не успеваешь от одного пиздеца отойти, как сразу в новый вляпываешься. Только решишь, что алкоголь тебе больше не нужен и ты опять справился - ...
Ну что ж, вот и дождались "тунеядцы, алкоголики и прочие сомнительные элементы". В полку многочисленных артефактов из СССР, переживающих в XXI веке новое рождение - пополнение. Забытое с 2011 года знаменитое советское ноу-хау, призванное поставить на ноги заблудших на почве алкоголя ...