К 1 сентября

Лично я помню свои школьные годы как нечто довольно-таки бессмысленное. От меня ждали, что я буду учиться на одни пятерки, это само собой. Но мне было неинтересно иметь пятерки по всем предметам, само по себе звание отличницы не значило для меня ничего и никак не мотивировало. Слово "медаль" тоже не приводило меня в восторг.
Интересовалась я только литературой, историей, английским, биологией и химией. По последним двум предметам мне оценку всегда занижали - то по личным причинам учителя, то потому что у меня не все пятерки за четверть, так что нечего ставить пятерку - делать подозрительно хорошую статистику.
Мне было неинтересно тратить свое свободное время на выполнение уроков, я делала только письменные задания. Устные я не делала никогда, что прочитаю на перемене - то и моё. К контрольным никогда не готовилась. Но училась я в-целом неплохо, намного лучше большинства одноклассников, проводящих за учебниками куда больше времени.
Потому что хорошо знала свои особенности - я не могу долго концентрироваться, мне нужно все делать быстро. Поэтому усвоить информацию за 10 минут до урока - лучший для меня путь. Учителя знали о том, что я так делаю и постоянно говорили, что так не получить нормальных знаний, в одно ухо влетит, в другое вылетит. Не вылетело.
Не знаю, какие особенности были у моих одноклассников и знали ли они их, учитывали ли в учебе.
Ну это так, вступление. Давайте посмотрим статью.
Мечтаю о школе
Моя дочь идёт в школу, и я вдруг понимаю, что страх и ненависть во мне ещё живы. Я неплохо училась, худо-бедно ладила с учителями и одноклассниками. Любила возвращаться с каникул – в новой форме, с чистеньким пеналом. Но окончив школу, я воспылала к ней презрением, даже писала 1 сентября мстительные гадости в газету.
За что я мстила, кого ненавидела? Даже беспощадная учительница физкультуры за порогом школы оказалась доброй, как моя бабуля, и я радовалась нашим встречам на автобусной остановке.
Через двадцать лет после выпускного я спрашиваю знакомых о чувствах к школе. Треть относится к ней хорошо или нейтрально. Две трети – рады, что к школе отношения больше не имеют, или (это родители школьников) относятся неприязненно.
Моя гипотеза такая: в школе всех учат одинаково одинаковому. Если у тебя не получается «как у всех», ты не чувствуешь себя комфортно. Ты либо остаёшься аутсайдером, либо преодолеваешь себя, что тоже означает дискомфорт.
Секрет, который ты открываешь во взрослой жизни: не существует никакого «как все». Это означает, что в школе к условной норме вынужден подтягиваться каждый. Выходит, очень многим там более или менее плохо.
Выйдя из школы, ты обнаруживаешь, что люди по-разному усваивают информацию. У кого-то развита логика, у кого-то – эмпатия. Один терпеливый, другой – молниеносный. У этого фантазия, у того – дисциплина. Во взрослой жизни каждый находит применение своей сильной стороне, а там, где не силён, пользуется услугами других членов общества. И его никто за это не ругает, не ставит «два», не принуждает «подтянуться».
Но даже во взрослом возрасте выпускники часто забывают, что школьная Вселенная Нормы – картонная декорация, подделка. И они страдают, каждый день обнаруживая, что их жизнь не описана ни в одном глянцевом журнале, ни в одной рекламе, ни в одном фильме со счастливым концом. Они «работают над собой», потому что «у девушки должны быть в порядке причёска и обувь», «мужик должен зарабатывать», «автобусы – для неудачников».
Ещё в школе зарождается миф о Целеустремлённом Человеке. В нём говорится, что если ты постараешься, очень-очень постараешься, по-честному, не жалея себя, то сможешь получить хорошую оценку. Или стать великим, например, художником. Или стать миллионером. Терпение и труд всё перетрут. Соответственно, если ты не отличник и не миллионер, значит, ты ленивый и неусидчивый. Так себе человек, на «троечку».
И должен быть взрослый, который расскажет школьнику, что всё это страшное упрощение. И отличники часто работают в разы меньше троечников, а миллионеры упорно преумножают капитал только потому, что это доставляет им необычайное удовольствие, как вязание или катание на велосипеде.
«Почему я не на этом месте? Что со мной не так?» – это правильный вопрос. Если человек не стал отличником, миллионером или звездой, вероятно, он просто устроен не так. Может, он интроверт. Или деликатный, боится ранить других. Возможно, слава и деньги его не мотивируют. И всё, что надо понять – быть прижизненным кумиром миллионов хорошо тому, кто без этого не может.
Тут любой лайфкоуч скажет, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Надо покинуть зону комфорта и не быть тряпкой. «Я смог, значит, и ты сможешь». Но есть вероятность, что он рождён быть коучем, а ты – домоседом. Либо ты получаешь энергию, покидая зону комфорта, либо это не твоё.
Возможно, тебе надо найти эту зону и оставаться там. Перестать глодать себя за отсутствие амбиций. Расслабиться и делать то, что любишь. Для процесса, а не для результата. Гулять с детьми, танцевать, переводить книжку про вомбатов, ремонтировать компьютеры, писать диссертацию. Есть вероятность, что тебе за это будут платить. Можешь даже стать авторитетом в своей области, знаменитым в узких кругах. Если не станешь – хотя бы проведёшь время с удовольствием, и не потратишь свою жизнь на игры по чужим правилам.
Вот идеал школы: за одиннадцать лет ученику помогают понять, что его радует, в чём его талант, от чего он счастлив. Тогда не понадобятся вступительные экзамены в университеты! На факультеты будут приходить только те, кто увлечён историей, менеджментом, архитектурой, и сидит сутками над книгами и проектами, потому что именно это и составляет его главный интерес и удовольствие.
|
</> |