Журнал За Рулем
gmorder — 24.01.2017
Готовимся в дорогу
Трудно назвать другой вид семейного отдыха, с которым по
разнообразию и полноте впечатлений можно сравнить автомобильное
путешествие во время отпуска. А чтобы не омрачалось оно
техническими причинами, многое надо предусмотреть. О самом главном
рассказывает сегодня опытный автолюбитель О. Яременко. Этот
материал адресован в основном молодым автомобилистам.
Перед дальней дорогой "материальная часть" должна быть в
полном порядке. Лучше не скупиться и залить в агрегаты чистое
масло. Рекомендую осмотреть генераторный ремень – нет ли на нем
трещин, заменить свечи, если их пробег больше 15 тысяч километров,
причем на неизношенном двигателе можно поставить более "холодные"
свечи, чтобы обезопасить себя от калильного зажигания – ведь
неизвестно еще, бензином какого качества предстоит заправляться.
Советую снять, разобрать карбюратор, прокипятить в крепком растворе
стирального порошка или промыть в ацетона жиклеры, сопла и
диффузоры, проверить регулировку и поставить перед карбюратором
бензиновый фильтр тонкой очистки (если его не было).
Радиатор нужно очистить от насекомых, тополиного пуха и со
стороны моторного отсека промыть сильной струей воды. Еще лет
десять назад на время отпускной поездки я устанавливал перед
радиатором для защиты его от насекомых металлическую мелкую сетку.
Но в последнее время насекомых стало почему-то меньше, и нужда в
сетке отпала. Если вентилятор системы охлаждения приводится ремнем
и во время поездки вы не собираетесь петлять по городским улицам со
сфетофорами и пробками, можно снять крыльчатку вентилятора –
встречного потока воздуха на шоссе вполне достаточно для охлаждения
двигателя даже в тридцатиградусную жару. Зачем платить лишние рубли
за бесполезную работу вентилятора.
Запас карман тянет. "Из запасных частей обязательно возьми
с собой коренной лист рессоры – его удобно привязать к заднему
бамперу; полуось, комплект подшипников, колец..." – вспоминаю
советы былых времен. Надежность узлов и агрегатов современного
автомобиля возросла на порядок. Поэтому из подобных запасных частей
брать с собой ничего не надо. Возьмите мелочь: две свечи, два
золотничка от камеры, две лампочки, ну и, если уж очень велико
желание, генераторный ремень, хотя его средний ресурс при
правильном натяжении составляет 80–100 тысяч километров пробега.
Лишние вещи – это не только лишняя нагрузка, но и ненужная теснота,
и создаваемое ими неудобство на стоянках. Не берите того, что с
большой степенью вероятности не потребуется, особенно если "оно"
громоздкое и тяжелое. Не ремонтировать же машину вы
отправляетесь!
Ну а что же еще брать с собой? Почти наверняка потребуется
ремонтировать шину после прокола. При проколе шины понадобится
ремонтный набор с самовулканизирующимся клеем; в крайнем случае –
вулканизатор и сырая резина. Однако надо заранее выяснить, какие
камеры у вашего автомобиля. Если они из бутилкаучуковой резины
(имеют рельефную маркировку "БК" или желтую полоску по внутреннему
диаметру), то обычная сырая резина для ремонта не годится. Сырую
резину для ремонта именно такой камеры достать трудно, поэтому надо
иметь в запасе обычную камеру, а то и две – в зависимости от
маршрута.
Для восстановления герметичности прокладок или их замены
запаситесь пастой "Герметик", листом плотного картона или паронита
и листом маслостойкой резины толщиной 1–2,5 мм.
Кроме того, в ремкомплект можно включить предметы
универсального назначения: кусок толстого брезента, немного толстой
медной и тонкой стальной проволоки; 1,5–2 метра изолированного
провода для замены или проверки электропроводки, катушку
хлорвиниловой и катушку тканевой изоленты или лейкопластыря,
проверенный в деле универсальный клей (лучше эпоксидный или
"Момент"), моток прочного шнура. Не помешает набор болтов, гаек и
шайб диаметром от 3 до 12 мм, шплинтов, кусочек латунной или медной
фольги, капроновая нитка, пластилин. Все это должно уместиться в
одной коробочке размером не более автомобильной медицинской
аптечки.
Из дополнительных инструментов в серьезную поездку вдали от
СТО я всегда беру маленькую ручную дрель и набор сверл от 2 до 9
мм, ножовку, большую струбцину, металлическую линейку, маленький
сильный магнит, лупу, зубильце. Для демонтажа покрышки –
штатный домкрат. Я перечислил только те предметы, которые не раз
выручали нас при неисправностях автомобиля.
Из эксплуатационных материалов в дорогу также нужно брать
минимум: 200–250 см3 дистиллированной воды, столько же тормозной
жидкости. Моторного масла, если двигатель новый, хватит 2,5 л, а
трансмиссионное нужно только в том случае, если заметно его
подтекание.
Выпускаемые ныне автомобили имеют бензобак большого объема,
который обеспечивает запас хода 500–600 километров. Поэтому брать
большую канистру, а тем более две – не рекомендую. В крайнем случае
выручит десятилитровая канистра, в которой содержится запас
неэтилированного бензина для примуса.
Из принадлежностей советую взять с собой ручной насос для шин,
а не громоздкий ножной. Если вы едете вдвоем, оставьте дома подушку
и спинку заднего сиденья – получите заметный прирост полезного
объема салона.