Журденствую:

Был такой обычай, освященный веками: визиты. В известные часы хозяева сидели в специально отведеной для визитов комнате - гостиной - перед чайным прибором, и принимали гостей. Гости эти приходили не по какому-то делу, а просто так, потому что в известные часы им полагалось либо наносить визиты, либо самим принимать гостей. Они садились на неудобные, жесткие кресла и диванчики, пили чай с печеньем и разговаривали. В лучшем случае они сплетничали. В худшем случае, когда и гости, и хозяева были хорошие, добрые и воспитанные люди, они были лишены даже такого пошлого развлечения. Разговор тогда поневоле становился бессмысленным - погода, которую гости и без того видели на улице, а хозяева в окно, новости, о которых все читали в газетах, новинки театра и литературы, которые нельзя было обсуждать слишком глубоко, потому что это тоже воспрещал этикет. Если гость по ошибке попал не в тот дом, он не мог просто извиниться и уйти, а обязан был "посидеть" и выпить чашечку чаю. Кто нанес визит, имел право ожидать ответного визита, и обижался, если к нему не ехали. Впрочем, визит можно было заменить визитной карточкой: самому занести или прислать с лакеем кусочек тонкого картона, на котором написано твое имя. В любом случае, засиживаться было неприлично: через 15-30 минут полагалось встать и уйти, а в двери входил уже другой гость.
Ясно, откуда возник этот обычай. В деревне, среди вонючих мужиков, помещичья семья изнывала от скуки. Визиты были средством не одичать. Кроме того, визитеры приносили настоящие (а не известные из утренней газеты) новости, во время визитов решались по-соседски разные сельские дела. Визиты формировали общество. Когда дворянство в 18-19 веке переехало в города, визиты не прекратились, потому что в городе дворянам, а особенно дворянкам, делать было совсем нечего. Они спасали от вынужденного безделья. К двадцатому веку и это стало архаизмом: дворяне постепенно беднели, богатые люди гораздо меньше бездельничали, да и круг "образованного общества" так расширился, что связать его весь сетью визитов не представлялось возможным. Вместо ежедневных визитных часов появились журфиксы, а более занятые люди и вообще ездили с визитами только в праздники. Чувства, возбуждаемые архаической системой визитов в умном, культурном человеке того времени, неоднократно описывал Аверченко ("Четверг", "Краснолапые", "Визитер" и др.) Тем не менее, чтобы убить визиты окончательно, понадобилась русская революция и две мировые войны. Люди и сейчас ходят друг к другу в гости, но не потому, что так принято, а потому, что хотят друг друга видеть и им есть о чем поговорить.
Так вот, small talk, как мне кажется - такой же пережиток прошлого, как визиты. Раньше человек не мог выбирать, с кем ему общаться. В деревне - уж какие ни есть соседи. В городе - родственники всех колен и узкий круг "общества". В путешествии - кто оказался с тобой в дилижансе или за табльдотом. А общаться приходилось поневоле - об этом тоже заботился этикет, ибо в одиночестве человек быстро дичает. И если не с кем было поговорить об интересном - приходилось устраивать суррогат, протез настоящей беседы: small talk.
Думаю, что лет через пятьдесят это искусство окончательно вымрет. Люди, которым говорить не о чем, просто не будут разговаривать, не испытывая никакого дискомфорта от молчания. Люди, у которых нет ничего общего, не станут собираться по двадцать человек в гостях у общих знакомых. Туда и дорога.
|
</> |