JOJO RABBIT (2019)
mr_garett — 09.11.2019Весна 1945, самый конец Второй мировой войны. Рейх стоит на краю гибели и его обитатели уверены в скором падении режима. Однако 10-тилетний Иоганн “Jojo” Бетцлер упрямо считает, что самым мощными штуками в мире являются: сталь, динамит и фашисты (последние обязательно выиграют войну). Кроме того, ДжоДжо любит униформу и фюрера (Алоизыч его воображаемый друг). Проблема у маленького нацистика всего одна - его мать Рози ненавидит войны, насилие и прячет в доме еврейскую девочку Эльзу. Раскрыв опасную тайну, ДжоДжо испытывает когнитивный диссонанс, ведь если он не выдаст девочку, то подведет фюрера (настоящие фашист выдают евреев в Гестапо), а если выдаст - то сам улетит в Шталаг. Что же юному фанатику делать в сложившейся ситуации... Ответ на этот вопрос вы узнаете, если досмотрите фильм до конца.
Гауптман мастерит форму для себя и своего, кхм... подчиненного.
Есть мнение, что “нацистский” бэкграунд совершенно не подходит для создания комедийного кино. В частности, этой точки зрения придерживается Стивен Спилберг, сам некогда отметившийся в данном жанре (см. 1941). Однако, история кинематографа (от Питкина до Блюбереллы) показывает, что юмористические фильмы на военную тематику имеют полное право на существование. При этом юмор вполне может служить для обличения национал-социалистической системы. Для создания такого фильма нужен определенный талант и чувство такта. Если перегнуть палку, фильм превратится в китч, если палку недогнуть, киношка окажется угрюмой и мрачной. Режиссер “Кролика ДжоДжо” Тайка Вайтити палку не догнул, причем серьезно. Его юмореска часто превращается в драму от которой становится совсем не смешно. Однако, трагикомическая составляющая не главная проблема фильм. Беда “Кролика” в том, что Вайтити постоянно пытается поднимать серьезные вопросы, которые тонут в буффонаде наци-милитари трэша.
Внимание внимание, говорит Германия, сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом.
Поскольку действие происходит в военной Германии, первая часть фильма изобилует nazi эстетикой. Кролик участвует в локальной зарнице (которой командует фронтовой ветеран - гауптман Клетцендорф), работает на побегушках у фройлян Рам (женщина в формате вагнеровской валькирии), собирает металлолом, а также пишет монстер-мануал “Жиды и Ты”. Поскольку Иоганн верит в будущее режима, он активно участвует в нацистских эвентах и регулярно от этого страдает (подрыв на гранате случается далеко не с каждым подростком). Казалось бы подобное окружение отлично подходит для создания Питкин-style комедии положений, в рамках которой герой получает по шапке от глупой и инертной нацистской системы. Вайтити пытается копать в этом направлении, но получается у него не слишком хорошо. Когда гестаповцы начинаются соревнование по “хайльгитлеру” в 15-ый раз у зрителя сводит скулы от скуки.
Вот тебе почта, сынок, а еще люгер, а то враги Рейха не дремлют.
Информация к размышлению. Блестящая идея с выдуманным другом очень хорошо работает в начале картины, когда Гитлер и ДжоДжо выдумывают хитрые планы мести в стиле Ugly Coyotte. Впрочем, уже к середине “Кролика” Гитлер устает юморить и начинает включать истерику. Финальный эпизод с фюрером выглядит и вовсе нелепо. В нормальной комедии Алоизыч бы позвал своего фашистика в Антарктику или на Луну, но выдуманный друг Вайтити начинает нести какой-то бред битвы до победного конца. И это происходит в комедии!
Рядом с основной сюжетной линией существует два дополнительных сценария. Один из сценариев связан с движением сопротивления, тогда как второй развивает историю отношений Кролика и Элизы. Рози - мать Иохана, трагический персонаж. Такое ощущение, что Вайтити пытался продемонстрировать при помощи Рози антивоенную линию картины и потерпел в этом начинании полный крах. Дело в том, что трагическая история Рози кончается в стиле позднего Спилберга, после чего смеяться над фильмом становится невозможно. Тайка же делает вид что ничего страшного с героями не произошло и продолжает нелепо юморить. После очередной порции такого юмора, хочется спросить режиссера: “Тайка, ты совсем дурак, или как? Ты же только что собственными руками убил фильм, как комедию и как теперь тебя понимать?”
Kids, it’s time to burn some books!
Сюжетная линия с Эльзой выглядит и вовсе надуманной, поскольку представляет собой не самую удачную копи-пасту с “Воровки книг”. Кролик знакомится с еврейской девочкой, ненавидит ее, потом начинает ее понимать и, наконец, становится ее лучшим другом. “Воровка книг” удачно рассказывает данную историю, поскольку никуда не спешит и делает акцент на переживании персонажей. “Кролик” же данную сюжетную линию проваливает, ибо история не вписывается в nazi exploitation концепт и выглядит не смешной и натужной. Вырезать ее из фильма Тайка также не смог, ибо данная сюжетная линия составляет основу книги Кристины Льюненс Caged Sky, на основе которой и был создан “Кролик”.
У некоторых в стенах прячутся приведения, а у некоторых беглые девочки.
В конечном итоге, “Кролик” разваливается под собственным весом, превращаясь в месиво не сочетаемых идей. Комедия не стыкуется с антивоенным фильмом, тогда как антивоенный фильм не сочетается с мелодрамой. Ну а юмор начинает пробуксовывать на сотой минуте, после чего “Кролик” перестает быть комедий и превращается в картину неопределенного жанра. Отмечу, что все смешные шутки фильма относятся именно к naziploitation тематике и если бы сценарий Вайтити оставался в рамках данного концепта, из “Кролика JoJo” мог бы выйти толк. Ну а так остается лишь сожалеть о потерянном потенциале и тонне неиспользованных возможностей…
Не у каждого парня мама - Черная вдова.
Что касается актерской игры, то мне понравился дуэт Рози и Кролика (Роман Дэвис и Скарлетт Йохансон). Отношения матери и сына выглядят занятными и органичными. Также удачно сыграл Сэм Рокуэлл, герой которого бы отлично вписался в экранизацию “Билла героя Галактики”. Что касается Вайтити, то он свою роль до конца не вытянул. Его Алоизыч очень часто выпадает из концепции придуманного друга и начинает творить какую-то нелепую жесть.
Информация к размышлению. Еще в картине есть злобные русские, которые расстреляли к чертям всех немецких пленных. Зачем стране калек и женщин дополнительные рабочие руки? В расход их всех..
Чемпион мира по зиг-хайлю в гостях у наци-гика.
Вы можете посмотреть “Кролика”, если вам нравится эстетика Второй мировой войны. Однако будьте готовы к тому, что вторая часть фильма выглядит надуманной и совсем не смешной.
ЗА:
Первая часть фильма
Дуэт Рози и Кролика
Настоящие арийцы гауптманн Клетцендорф и фройлян Рам
ПРОТИВ
Сюжетные линии фильма аннигилируют целостность картины
Вторая часть фильма совсем не смешная, и виноват в том сценарист
Злобные русские, гармошка, балалайка
Смелей давай! Хороших лайков должно быть много.
(с) Илья Садчиков
|
</> |