ЖЛГРВФ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Уважаемые годарофилы и фассбиндероведы!
Это не тема для нового холивара. И,
конечно же, не тема для соцопроса «Кит или слон? Сорокин или
Пелевин? Грета Гарбо или Марлен Дитрих?» (вопросы выплыли из
подсознания – вроде как из русского Vogue какого-то
мохнатого года). Это тема для сцепки, фантазийного и не очень
обоснования несуществующих (или существующих) сходств и
различий.
Эти два режиссёра – Жан-Люк Годар и Райнер Вернер
Фассбиндер – в моём сознании всегда шли странной парой. Это
пара сцеплена мной интуитивно и никаких объяснений критического
характера не имеет. Однако совсем недавно уважаемый stepa_nets в личной
переписке задал мне вопрос насчёт того, принципиально ли важно
смотреть Фассбиндера после Годара. Или вроде, если не очень хорошо
знаешь Годара, сложно ли разобраться в творчестве Фассбиндера.
Интуитивная сцепка была упрочнена вопросом-коаном. А, так как я
написал более десятка эссе о ЖЛГ и всё никак не приступлю к РВФ,
захотелось разобраться.
Связаны ли Годар и Фассбиндер? Чем связаны? Чем
отличаются? Кто для вас важнее – ЖЛГ или РВФ?
Пишите всё – мечты, грёзы и догадки. Я тоже начнус догадок.
Чувствую (творчество ЖЛГ знаю получше, чем РВФ, но доказательств
чувствам нет), что эти два режиссёра явно отличаются друг от друга,
но мнятся мне и сходства, но не такие лобовые, как антисемитизм или
приверженность методам Бертольда Брехта.
1. Википедия пишет, что РВФ был последователем ЖЛГ – но никаких доказательств не приведено.
2. Забавный случай: Триер в «Беседах со Стигом Бьоркманом» девять раз поминает РВФ (ну там, Удо Кир и всё такое; больше только упоминаний у Бергмана и Дрейера – 19 и 23) и один (!) раз – Годара (стр. 64) во фразе «Нет, он мало значил для меня». Брехт – да («Догвиль» – это чистый Брехт), но Годар – нет.
3. Эдди Константин и Анна Карина играли и у ЖЛГ, и у РВФ.
4. ПОЛИТИЧНОСТЬ. Ну, это тема для диссертационной работы.