Жизнь обычного человека

топ 100 блогов bettybarklay02.12.2022

Обычный человек живет на свете в своём узком мире, проживая весь отпущенный ему век, будучи знакомым ограниченному кругу лиц, но часто оставаясь совсем никому не известным. Род занятия обычного человека чаще всего утилитарный, позволяющий жить, а взгляды его кажутся вполне филистерскими. Так проходит обычная жизнь «маленького человека».

Большинство людей — это самые обычные люди, которые проходят через жизнь и сходят в тёмную бездну небытия практически бесследно. В лучшем случае останется от них потомство, помнящее его имя, которое забудется со временем. Миллиардам людей уготована такая судьба. 

Вот и героиня моего рассказа прожила точно такую, мало кому видимую, ни для кого особенно не важную, невзрачную и незаметную жизнь. Она была полезной, но кого можно удивить полезностью? Ведь мы обычно удивляемся и охотно восторгаемся глупой бесполезностью и даже идиотизмом, а полезность и целесообразность не удивляют.

Она родилась 1 февраля 1926 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов. Отец был родом из Австро-Венгрии, а мать — из Франции. Поженились они в 1919 году, родили сына в 1920, дочь — в 1926 и разошлись. Её брат был доверен заботе и воспитанию их бабушки и дедушки по отцовской линии. А она осталась жить с матерью.

В 1932 году мать решила вернуться в родную французскую деревню в департаменте Верхние Альпы. Там она определила дочь в школу и познакомила со своими родными, которых девочка раньше никогда не видела. Шесть лет мать с дочерью жили во Франции, а потом в 1938 году опять вернулись в Соединённые Штаты.

Как она жила там следующие годы, как взрослела, неизвестно, но в 1950-ом году у неё умерла двоюродная бабушка, оставившая ей в наследство дом и землю во Франции в коммуне Сен-Жюльен-ан-Шамсор. Продав полученную в наследство недвижимость и получив деньги, моя героиня в первую очередь часть денег потратила на то, чтобы купить на местном кладбище место, в которое была перезахоронена её двоюродная бабушка, тело которой изначально было погребено в общую муниципальную могилу.

Выполнив свой долг по отношению к памяти бабушки, часть денег она потратила на покупку фотоаппарата, а оставшееся сохранила, чтобы иметь возможность хоть изредка путешествовать.

Чтобы зарабатывать себе на жизнь, в 1951 году она стала работать домработницей и няней. Возможно, её найму няней способствовало знание французского языка. В 1956 году она поселилась в Чикаго, где была нанята в семейство Генсбург няней для трёх их мальчиков. С этим семейством она была связана целых 17 лет, именно эта семья станет для неё самыми близкими людьми, заменившими ей свою собственную семью. 

В их доме у неё была отдельная комната с ванной, где она на досуге печатала фотографии, которые делала во время прогулок с детьми и всюду, где бывала. Однажды, в 1959-1960 году она взяла отпуск, с временной заменой себя другой няней. Она отправилась путешествовать и объехала разные страны: побывала в Канаде, Египте, Италии, странах Юго-Восточной Азии. И всюду фотографировала.

Когда дети Генсбургов выросли и отпала надобность ей работать у них, она перешла в другую семью. Так на всю свою жизнь она осталась няней для детей.

Виван Майер. Нью-Йорк.
Виван Майер. Нью-Йорк.

Со временем у неё накопилось множество фотографий, но никто их никогда не смотрел. У неё не было желания их кому-то показывать, делиться своими фотографиями с другими людьми. Однажды, когда она нанималась на работу в 1987 году в семью профессора университета, она предупредила, что у неё есть свои вещи, которые потребуют много места. 

Ей было сказано, что у семьи есть гараж, куда она может поставить свои вещи. Каково же было изумление хозяев, когда она привезла 200 картонных коробок, в которых были фотографии, негативы и прочие фотоматериалы. 

Виван Майер. Гренобль. 1959 год.
Виван Майер. Гренобль. 1959 год.

Когда наступила старость, она жила более чем скромно. Все годы она поддерживала связь с «мальчиками» из семьи Генсбург, давно ставшими взрослыми,. Именно они нашли её в бедной квартире и сняли для своей няни более комфортную квартиру, которую стали оплачивать. Коробки со своими фотоматериалами она сдавала в камеру хранения, и кроме её самой никому не было известно об их существовании.

Вивиан Майер. Автопортрет. 1951 год.
Вивиан Майер. Автопортрет. 1951 год.

В декабре 2008 года она поскользнулась и упала, травмировав голову. Больную, её поместили в госпиталь, а затем в дом престарелых, который оплачивали братья Генсбурги. Умерла она в возрасте 83 лет 20 апреля 2009 года. 

Коробки с фотографиями в камере хранения находились долго, истёк срок оплаты за хранение этих многочисленных коробок, и, как это принято, их выставили на аукцион. Большая часть коробок досталась трём охотникам за забытыми вещами, продаваемыми с аукциона. 

Вивиан Майер. Нью-Йорк. Публичная библиотека. 1954 год.
Вивиан Майер. Нью-Йорк. Публичная библиотека. 1954 год.

Самую большую часть фотоматериалов — 30 000 негативов, десятки метров фотоплёнки и несколько фотографии 1960-х годов —  за $400 купил 25-летний агент по недвижимости, Джон Малуф, собиравший материал для книги по истории Чикаго и искавший старые фотографии. Не найдя в коробках ничего для себя подходящего, он, разочарованный, убрал коробки, чтобы потом изучить их содержимое подробнее.

Другой покупатель, Рон Слэттери, первым опубликовал в сети фотографии, но безо всякого результата. Примерно в то же время Джон Малуф разобрал наконец коробки, напечатал фотографии с негативов, отсканировал их сотнями и начал продавать на eBay. 

Вивиан Майер. Канада. 1960 год.
Вивиан Майер. Канада. 1960 год.

Узнав от одного покупателя, что фотографии эти очень ценные, он связался с аукционным домом, продавшим ему коробки, узнал имена других покупателей коробок и у них приобрел в общей сложности более 100 000 негативов. Он также узнал, что эти коробки принадлежали пожилой и больной женщине, имя которой неизвестно. После этого Малфур прекратил свои поиски.

Вивиан Майер. Автопортрет. 1955 год.
Вивиан Майер. Автопортрет. 1955 год.

Только в апреле 2009 года он обнаружил в одной из коробок конверт, на котором написано было имя «Вивиан Майер (Vivian Maier)». Обратившись к поиску, он прочел в интернете, что она умерла за несколько дней до этого, о чём сообщал некролог от братьев Генсбург, напечатанный в «Чикаго Трибюн».

Общее число негативов фотографий, сделанных Вивиан Майер составило 140 000. Большинство из них она так и не смогла напечатать, классифицировать, отсортировать. Только после смерти её фотографии были оценены, да и то не сразу. Понадобился кто-то, кто бы указал на их художественное качество и сообщил о ценности. После этого начался процесс популяризации её фотографий. 

Вивиан Майер. Автопортрет. 1957 год.
Вивиан Майер. Автопортрет. 1957 год.

Это стоит немалых денег, и основные вложения сделал Джон Малуф, он же скупил 85% ее наследия. О ней стали писать, её работы стали изучать, снимать фильмы, организовывать выставки её фотографий, они стали популярны у коллекционеров, и наследие бедной женщины, всю жизнь проработавшей домохозяйкой и няней в чужих семьях, на старости не способной оплатить стоимость камеры хранения для своих фотографий, стало стоить очень больших денег.

Вивиан Майер умерла, не составив завещания, ведь перед смертью завещать ей было нечего. Если она и помнила в последние годы своей жизни о своих коробках, оставленных в камере хранения, то была уверена, что их давно уже выбросили на свалку, поскольку она не платила за них. А ей самой в её горестном старческом состоянии было не до них.

Вивиан Майер. Чикаго.
Вивиан Майер. Чикаго.

Но нашелся юрист-энтузиаст (каждый стремится найти, на чём заработать), который разыскал потенциальных наследников, которые всё ещё продолжают борьбу за её наследство.

Я уверена, что если бы Вивиан рассылала свои фотографии по журналам, то мало что изменилось в её жизни. её фотографии вряд ли нашли бы оценку. Купившие коробки с фотоматериалами стали популяризировать фотографии, только потому что были уверены в возможности заработать на старых видах. Поскольку фотографий было очень много, среди них нашлись очень интересные снимки, и тогда некоторые заинтересовались именем фотографа.

А потом, когда выяснилась история, что фотографировала няня, практически никогда не расстававшаяся с фотокамерой, что у неё фотографирование было навязчивой привычкой, что фотографии она даже не печатала, она не смогла платить за хранение своих материалов, то эта история стала работать на рост популярности. Не в фотографии дело, а в интересной истории.

Что же такое искусство, если сделанное человеком порой оказывается никому не нужно, пока он не умрёт и пока кто-то не ткнёт людей носом и не укажет: «восторгаться тут».

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
А у меня есть асечка ...
Как неоднократно вопрошал музыкант Юра? А вот что: "В 1938 году масса детей осталась без родителей. Были созданы бригады по отлову детей, оставшихся без родителей. Их собирали в специальные детские дома. До чего же умён был Сталин, и до чего мудры ...
Приходя в заведения на завтрак, я стараюсь заранее дома изучить меню (когда есть такая возможность) и чаще всего, уже сидя за столиком, у меня есть готовый ответ на вопрос ...
По-жизни заметил одну интересную фигню которая со мной переодически происходит. Иногда спишь, видишь сон и вдруг этот сон переходит в явь. Началось ещё в детстве. Событие было столь яркое, что помню до сих пор. Как-то летом гасились с друзьями на речке, ловили раков, купались, ...
Кто помнит? А интересно, что это за виски со странным названием "Привет"? А "Портвейн-72"? ...