Жизнь и приключения последнего паровоза, сделанного в СССР

топ 100 блогов valerongrach28.08.2021
Жизнь и приключения последнего паровоза, сделанного в СССР

Знаете, мои читатели, чем знаменит и интересен этот паровоз? Ну кроме того, что он большой и мощный? Ну, сразу, посмотрев на фотографию можно заметить, что рабочие Коломенского завода сделали на нем надпись: «Последний паровоз постройки Коломенского завода им. В.В. Куйбышева».

Но на самом деле все еще интереснее – это не просто последний паровоз, который построили на Коломзаводе, но и вообще последний пассажирский паровоз, который построили в СССР. И в этом плане П036-0251 зав.№ 10420, как он правильно называется – уникален, легендарен и, конечно, ему самое место в музее железных дорог России в славном городе Петербурге.

Этот паровоз не одинок. С 1953 по 1956 годы в СССР выпустили 250 таких паровозов, плюс – еще был паровоз с номером 0001 – макет. Серийный паровозов было 215, остальные – опытная и установочная партия. Для своего времени, да и вообще этот паровоз был очень мощным агрегатом. В описании рассказывается, что в научно-популярной литературе пятидесятых годов, когда рассказывали о паровозах П36, упоминали, что в его дымовой коробке размещался автомобиль «Победа».

Жизнь и приключения последнего паровоза, сделанного в СССР

Он и на самом деле громаден, даже в сравнении с современными тепловозами. Огромное торжество паропанка, стиля, всех этих трубопроводов, вентилей и манометров.

Шикарная техника как по внешнему виду, так, как говорят и в эксплуатации. Ветераны-железнорожники, которые работали на таких паровозах, рассказывали, что: «На этих паровозах мы отдыхали». У паровоза был отличный котел, махина легко трогалась, поддерживала плавный ход и вписывалась в кривые.

Жизнь и приключения последнего паровоза, сделанного в СССР

П036-0251 – не единственный паровоз этого типа, сохранившийся до нашего времени. 24 паровоза еще сохранились в разных местах бывшего СССР, по одному – в Германии и Монголии. Несколько машин даже поддерживаются РЖД в рабочем состоянии и используются в составе становящихся модными ретропоездах.

Но вот этот паровоз в силу обстоятельств его выпуска – знаковая, историческая машина. И ему довелось пожить.

Он работал в Поволжье, потом на Севере, а завершал трудовую карьеру в начале 70-х годов прошлого века на Дальнем Востоке. Потом его поставили на базу запаса. Затем с базы запаса П036-0251 отправили в Уссурийск на завод «Дальводреммаш». Там эту махину превратили … в стационарную котельную. Паровоз оброс трубами, зарос горами шлака, сброшенными около него.

Хорошо, что у железных дорог есть энтузиасты. Это особенно было важно в начале 90-х, когда любая раритетная вещь запросто могла отправиться на металлолом, потому что так было выгоднее. Осенью 1991 года Центральный музей Октябрьской железной дороги выкупил паровоз у владельцев по цене металлолома.

Жизнь и приключения последнего паровоза, сделанного в СССР

Но его еще надо было перевезти с Дальнего Востока в Петербург. И это тоже было очень непростой задачей, которую реализовал сотрудник музея Вадим Воронин. Для того, чтобы паровоз выехал с территории завода и смог добраться до депо пришлось чинить пару километров путей. Причем не просто чинить, а еще и устраивать обход в одном месте, так как в колее, по сути, заброшенной дороги, врезали трубопровод.

Но все технические проблемы удалось решить. После чего возникли проблемы другого плана. Нашлись коммерческие структуры, пытавшиеся «перехватить» с помощью «административного» паровоз, после того, как он был готов к транспортировке в Петербург. Пришлось не только решать технические проблемы спасения раритета, но и бороться со слишком ушлыми коммерсантами. Отбились, и П036-0251 добрался до музейной стоянки. И теперь последний паровоз Страны Советов занимает свое заслуженное место на стоянке музея РЖД, рядом с Балтийским вокзалом Петербурга.



Кстати, должен отметить, что музей РЖД вообще произвел очень положительное впечатление. Я искренне считаю, что это – один из самых лучших и технически оснащенных музеев в России и вообще пример того, каким должен быть современный музей – со множеством разнообразных экспонатов, массой информации и большой мультимедийной составляющей – как в виде информационных экранов и макетов, так и различных мультимедийных инсталляций.
Но об этом, в другой раз. Stay Tuned, как говорится.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иногда удивляюсь до полного изумления, какие выкрутасы подсознания бывают в снах. Сегодня мне, например, приснился сюжет, что я играю в спектакле вместе с Павлом Прилучным. Во-первых, я не очень люблю театр. Во-вторых, Прилучный вовсе не актёр моей мечты. Да и не особо актёр. Он, ...
И что сказать? Нечего говорить, разве чуть дополнить "По его словам, в отношениях двух стран существует «потенциал для обострения», если они не приложат усилий для нормализации. Рябков добавил, что Москва не исключает заморозки работы дипмиссий России и США, но хотела бы избежать ...
Это уже за гранью. Задержанному без предъявления обвинений г-ну Дубовому пора все-таки как-то ограничивать поток дезинформации. Или хотя бы слегка думать о ее минимальном правдоподобии. Даже не из уважения к аудитории, а просто потому что за такое и с довольствия снять могут. ...
Ситуация основана на реальных событиях, имена скрыты. Вчера, телефонный звонок: Она  - Миш привет, после работы подошла к машинке, на ней вмятина, что делать? Я      - Сильная? Она  - Маленькая и некрасивая. Я      - ...
...