­
­
рейтинг блогов

Жил на свете рыцарь бедный

топ 100 блогов sachok_215.10.2011

Есть люди, о жизни которых мы вспоминаем только в связи с их смертью.
И это несправедливо.
Ни один из нас, живущих, не хочет для себя подобной участи - обессмертить себя исключительно смертью. И они тоже не желали её для себя, пока тело было тепло, бился пульс и смотрели глаза...

Прямо у входа в Храм Гроба Господня, чуть правее, у замурованной арки, на каменном полу дворика лежит деревянный щит. В щели его набиты окурки; их то больше, то меньше, в зависимости от того, когда их в последний раз оттуда выковыривали при уборке. Если вы попытаетесь щит приподнять, чтобы посмотреть, что там, внизу, арабы-охранники кинутся к вам со всех сторон с громкими криками: "Нельзя! Нельзя!! Нельзя!!!"

А внизу, под щитом - вот это надгробие:

Жил на свете рыцарь бедный

На могильном камне - надпись по-латыни, из которой следует, что похоронен тут рыцарь Филип д`Обиньи, да покоится он с миром.
Все источники, как сговорившись, повторяют одну и ту же информацию: Филип д`Обиньи был одним из английских баронов, вынудивших короля Иоанна Безземельного подписать Великую Хартию вольностей; прибыл в Иерусалим, сопровождая короля Фридриха Второго; умер в Иерусалиме в 1236 г. и похоронен у входа в Храм, согласно своему завещанию, в котором он просил, чтобы паломники, входящие сюда, попирали его могилу ногами, дабы смиренно унизиться перед Господом.

И всё...

И всё?

У вас никаких вопросов не возникает даже из этого скупого перечисления фактов?
У меня - возникли.

Правда, чтобы ответить на возникшие вопросы, и встать в тупик перед вопросами новыми, пришлось-таки посидеть над разнообразными источниками, от хроник крестовых походов и до Книг Пэров Британии. Благо, вся эта роскошь теперь доступна в Сети. Правда, к некоторым записям, например, к письмам, хранящимся в библиотеке Оксфорда, меня высокомерно не допустили, поскольку я не отношусь к счастливым жителям Британских островов и не имею абонемента ни в одной из английских библиотек.

Но кое-что найти, всё-таки, удалось. Немного, но вполне достаточно, чтобы перестать считать рыцаря Филипа д`Обиньи просто именем на могильном камне.


Во-первых, почему у английского барона французское имя?
Ну, это просто. Семья д`Обиньи (латинизированное произношение - Де Альбини, английский вариант - Daubeney) относилась к норманнской аристократии, предки их высадились в Британии вместе с Вильгельмом Завоевателем ровно за сто лет до рождения нашего героя.

Филип родился в 1166 г. (согласно другим источникам - в 1171г.) в Инголсби, что в графстве Линькольншир на востоке Англии. Он был вторым ребёнком рыцаря Ральфа д`Обиньи и первым сыном в семье, поэтому унаследовал пэрство. Кроме него, наследниками Ральфа были старшая дочь и младший сын, Ральф Второй д`Обиньи.
Имя матери не сохранилось, в хрониках она обозначена, как N.N. Известно только, что она умерла в 1180 г.
Через два года отец женился вторично на дважды вдовушке Сибилл де Валоньес. Видимо, любил: не только взял без приданого, но и уплатил за право женитьбы 200 марок. Немаленькая сумма по тем временам!

А вот дальше становится интересно: через девять лет после второй женитьбы Ральф, потрясённый, как и многие другие рыцари Европы, разгромом войска иерусалимского короля Ги де Лузиньяна при Карней Хиттин в 1187 г. и потерей Святого города в результате этого позорного и бездарного поражения, принимает крест. Как и его молодой король, Ричард Первый Плантагенет. Он же - Ричард Львиное сердце.
В усердии своём Ральф даже прибывает в Святую Землю, на несколько месяцев опередив своего принципала. Вероятно, проходит с ним все битвы, победы и поражения. И - гибнет в Акко в 1192 году.
Внимание: к моменту отплытия Ральфа его старшему сыну было уже около двадцати пяти лет. Почему рыцарь-отец не взял с собой на святую войну достаточно взрослого рыцаря-сына? Берёг Филипа? Или у них были сложные отношения? Или, наоборот, только ему отец был готов доверить управление землями и имуществом вместо себя? Я, лично, предполагаю последнее.

Кстати, чем занимался сам Филип всё это время, хроники умалчивают. Скорее всего, действительно, набирался опыта управления в родном Инголсби, постепенно приобретая авторитет и при дворе. И, вы будете удивлены, - прилежно учился. Да, учился! Изучал науки, корпел над книгами. Нестандартный такой был рыцарь, словом.

А при дворе в отсутстствие короля Ричарда вовсю разгулялся его младший братишка, принц Джон. Самодержавный, самовлюблённый, самоуверенный. Узурпировавший власть, воспользовавшись отъездом старшего брата.
"Судил он и правил
С дубового трона,
Не ведая правил,
Не зная закона."

Жил на свете рыцарь бедный

Какими были отношения Филипа с Джоном?
Кого видел в Джоне Филип? Узурпатора, которого надо было всё время ставить на место, или своего короля?
Кого видел в Филипе Джон? Одного из надменных, не в меру независимых баронов, врага? Или ровесника, с которым, в отличие от многих, можно договориться?

Трудно сказать. Доподлинно известно только, что в 1206 г., когда Джон, по смерти брата Ричарда, уже был законным королём Англии, он пожаловал Филипу в управление город Ладлоу, важный торговый центр того времени, расположенный в Шропшире на границе с Уэллсом. До этого городок принадлежал короне. Причны отчуждения и передачи такого заманчивого куска одному из баронов неясны. Милость? Награда? Заискивание?

В качестве барона-губернатора Филип д`Обиньи проявил себя блестяще. Считался одним из самых справедливых судей, что, по тем временам, было редкостью.

В 1212 г. получает от Джона губернаторство над островом Джерси, что в проливе Ла-Манш, и, впридачу, ещё немалые земли.

Что, впрочем, не мешает ему встать под знамёна недовольных самодержавием Джона баронов и 15 июня 1215 года на лугу Раннимед на правом берегу Темзы между Виндзором и Стейнсом присутствовать при подписании исторического документа - Великой Хартии вольностей, или Magna Charta Libertatum:

Жил на свете рыцарь бедный

Или, всё-таки, всё было не так? Некоторые исследователи считают д`Обиньи верным приверженцем короля и утверждают, что на лугу Раннимед он был свидетелем со стороны Джона.

Мне очень важно понять, каковы были действительные политические убеждения Филипа д`Обиньи, образованного, достаточно гуманного человека, "книжника", справедливого судьи.
Был ли он сторонником ограничения бесконтрольного единовластия? Сторонником приоритета законов, независимо от сословной принадлежности того, к кому эти законы применяются?

Говорили ли что-то его сердцу такие, например, слова из Великой Хартии вольностей:

"Мы... никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.
...Мы ничего ни от кого не будем домогаться, как сами, так и через кого-либо другого, благодаря чему какая-либо из этих уступок и вольностей могла бы быть отменена или уменьшена; и если бы что-либо такое было достигнуто, пусть оно считается недействительным и не имеющим значения, и мы никогда не воспользуемся им ни сами, ни через посредство кого-либо другого."

Так, или иначе, где-то в толпе баронов на этой гравюре стоит и наш герой:

Жил на свете рыцарь бедный

Авторитет Филиппа д`Обиньи был настолько высок, что именно ему было доверено воспитание маленького сына Джона, будущего короля Генриха Третьего. Историки утверждают, что лучшего учителя и наставника трудно было бы пожелать. И, судя по всему, маленький Генри питал к Филипу нежную привязанность.
После смерти Джона Филип принял деятельное участие в коронационных мероприятиях восьмилетнего наследника, но сразу после этого интересы королевства потребовали от него проявить иные свои способности - на этот раз, талант воина.

В 1217 году в Ла-Манше разгулялись пираты.
Стоило бы, наверное, называть их каперами, или корсарами, или приватирами, ведь действовали они в интересах соседней неприятельской Франции и по прямому поручению французского принца Луи, которому очень хотелось побыть королём Англии. То есть, видимо, сами пираты себя считали - кто каперами, кто - корсарами, кто - приватирами. Хотя... Были они нормальными разбойниками и служили, преимущественно, собственному кошельку.

Наглость одного из них, знаменитого Юстаса по прозвищу "Чёрный монах", дошла до того, что он захватил Норманнские острова и сделал Джерси (губернатором которого, как Вы помните, числился Филип) своей базой. Д`Обиньи принялся за дело. Он разгромил пиратский флот в Ла-Манше, большую часть людей Юстаса захватил, заковал в цепи и отправил в Винчестер, вернув Джерси и другие острова английской короне. Сам "Чёрный монах" был впоследствии тоже схвачен и казнён прямо в море.

Но, похоже, гибель отца в Акко не давала нашему герою покоя. Занозой сидела где-то внутри. Или, действительно, им двигала вера?
В 1221 году Филип д`Обиньи, успешный губернатор, любимец юного короля, не очень уже молодой человек, воспользовался первой же возможностью и, во время Пятого крестового похода, отправился на Восток. Под Дамьетту. Но - не успел. Когда корабли крестоносцев подошли к городу, Дамьетта уже пала, и они вынуждены были повернуть в Акко.

В город, где погиб отец.
Что думал Филип, теперь ровесник своего погибшего отца, проходя по узким улицам? Примерял его судьбу на себя? Искал следы боёв двадцатипятилетней давности, очевидцев, свидетелей? Или просто немного выпивки и сговорчивую шлюху? И что нашёл?

Он отплывает домой. Но в 1229 году возвращается вновь под крестом вместе с императором Священной Римской империи Фридрихом Вторым Гогенштауффеном, внуком Барбароссы.

О, это был престранный король!

Жил на свете рыцарь бедный

Рождённый в Италии, говорящий по-немецки с большой неохотой - король Германии. Царственный, но полубеспризорный, остранённый от власти мальчишка, в четырнадцать лет согласившийся на брак с двадцатидевятилетней Констанцией Арагонской ради её приданого - пятисот испанских рыцарей, с помощью которых отвоевал своё любимое Сицилийское королевство. Ничего личного - только политическая целесообразность.
Тонкий знаток и любитель соколиной охоты. Блестяще образованный человек, говорящий на шести языках, покровитель поэзии, основавший первый в Италии свободный от влияния папы римского университет в Неаполе (сейчас носящий его имя), абсолютный вольнодумец, ни в грош не ставивший религию в частной жизни, ни разу не антисемит и не ксенофоб - но свирепый преследователь еретиков, при котором костры аутодафе запылали по всей Германии. Ничего личного - только политическая целесообразность.
Западный правитель, окруживший себя восточной пышностью. Приятельствовавший с султаном аль-Камилем (они были так схожи, что современники называли их "двумя султанами"). Ну, сами посмотрите: прям два брата-близнеца, "кто более матери-истории ценен?"

Жил на свете рыцарь бедный

Правивший под девизом : "Свобода подданных - это безусловное повиновение". Ограничивший, сведший к нулю права городов, цехов, купечества, баронов.

И с этим человеком в поход отправился наш Филип? После Великой Хартии вольностей? После всех слов о правах человека, независимо от его происхождения?!

О, это был престранный поход!
Фридрих, получивший права на Иерусалимское королевство, благодаря очередной политической женитьбе, на Восток, однако, не спешил. За что и был отлучён папой от церкви.
Вот в этом, отлучённом, состоянии он и отправился в Шестой крестовый поход. Папа Григорий XI называет этот поход "пиратским предприятием". С Фридрихом - всего тысяча английских, почему-то, рыцарей (среди них - наш Филип), да ещё 10000 пилигримов впридачу.
И берёт-таки Иерусалим!
Ну... Не совсем берёт. Выцыганивает у своего приятеля аль-Камиля. Там всё было достаточно сложно перекручено, аль-Камилю в тот момент крестоносцы были позарез нужны, чтобы разобраться со своими внутренними заморочками, вот Фридрих и получил, без боя, на десять лет Иерусалим (правда, с разрушенными стенами и с запретом их восстанавливать), Назарет, Вифлеем (Бейт-Лехем) и крепости прибрежной полосы от Яффо до Бейрута: " После длительных и долгих переговоров, в течение которых император не спросил никакого совета у кого бы то ни было из Земли, он внезапно объявил нам день, когда он заключил мир с султаном. Никто не видел статей этого мира или перемирия, когда император давал клятву их соблюдать, но среди прочего он нам сказал, что Святой Град возвращен христианам" (Матвей Парижский. Р.179 // Мельвиль М. История ордена тамплиеров/ Пер. с фр. к.и.н. Цыбулько Г.Ф. - СПб.: Евразия, 2003. С.187).
Местные бароны и сторонники папы во всём мире возмущены такими, недостойными рыцаря, поступками. Отлучённый от церкви - возвращает христианскому миру Иерсуалим и Гроб Господень?! Не мечом, но путём переговоров с с "неверными"?! Неслыханно!
Фридрих хочет короноваться на Иерусалимское королевство, однако не находит священника, который был бы готов провести церемонию. Тогда Фридрих решает обойтись и без священников. Вот как это описывает историк Глогер: " На мессе, состоявшейся 18 марта 1229 года в церкви Гроба Господня, его не было, но после богослужения он вошел в храм, взял лежащую на алтаре корону Иерусалима и сам надел ее на голову." Только рыцари Тевтонского ордена поддерживают нового Иерусалимского короля, да ещё его любимые сицилийцы.
Фридрих отправляется в Акко. По дороге его встречают озлобленные "нечестивой сделкой" рыцари-тамплиеры. Фридрих даже осаждает их замок-крепость Шато де-Пелерин (Атлит). Ничего себе - единственные боевые действия короля-крестоносца в Святой Земле!!! В Акко местные христиане забрасывают короля сырой требухой. С трудом удаётся ему взойти на корабль и отправиться восвояси, оставив на Святой Земле наместника.

Где в это время наш Филип д`Обиньи? На чьей он стороне? Как ладит с непредсказуемым и взбалмошным королём? Или обоюдное пристрастие к наукам и искусствам смягчает разительное несходство характеров и убеждений?

История умалчивает.

Отправляется ли д`Обиньи в Европу вместе с Фридрихом, чтобы вернуться в Палестину через несколько лет, в 1235 году, как утверждают одни? Или остаётся безвыездно в Иерусалиме и живёт там до своей смерти в 1236 году, как говорят другие?

Не знаю.

Что такого совершил Филип д`Обиньи в Иерусалиме в период безвременья, когда центр тяжести находился в Акко, а беззащитный, без стен и укреплений, Иерусалим прозябал, сохраняя лишь формальные признаки нормальной жизни? Что надо было сделать, чтобы удостоиться высокой чести быть похороненным у входа в Храм, наряду с королями?

Неизвестно.

Известно только, что д`Обиньи знал, что никуда больше из Иерусалима не уедет. Здесь он назначил себе закончить свой земной путь. Сам заказал для себя надгробный камень неизвестным нам мастерам. Сам оплатил. Сам выбрал место погребения...

...После знаменитого пожара в ХГГ в 1808 г. большая часть захоронений из Храма исчезла, в том числе, могилы Годфри Буйонского и его брата, Болдуина Первого. Надгробье Филипа д`Обиньи уцелело чудом: до 1867 года у входа стояла скамеечка, на которой сидели и курили турки-охранники. По счастливой случайности, скамеечка стояла как раз на могильном камне.

В годы британского мандата велась переписка между иерусалимской британской администрацией (в частности, Рональдом Сторрзом) и губернатором Джерси по поводу реставрации могилы. Некая Ноэми дю Валь (видимо, кто-то из потомков), согласилась внести деньги.

Жил на свете рыцарь бедный

Так и лежит до сих пор у входа в ХГГ рыцарь, сэр Филип д`Обиньи.

"В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит..."

Пусть будет ему пухом иерусалимская земля!

Posted via LiveJournal app for iPhone.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кошки моих друзей. Первая - породы рэгдолл : ( Читать дальше... ...
По мотивам стихотворения Андрея Вознесенского "Уберите Ленина с денег!" Я не знаю, как это сделать, Но, товарищи с ФБК, Заберите у Путина деньги, Так цена стала их высока! Понимаю, что эта мера нечеловеческого труда. Но, товарищи, сколько мерзкого Прилипает к нему всегда... Я ...
Голая опера.И никаких фигуральных выражений.Именно голая.Абсолютно раздетая.Такую видела в Португалии.После ее просмотра мне вспомнился фильм Юрия Мамина"Окно в Париж".Там была такая сцена,обнаженные любители оперы. Но в Португалии все было по другому,обнаженка была на ...
Сразу же после ночи, когда половина фандома рыдала от счастья, а половина - швырялась тапками ап стену, ненаглядный Озиелло метнулся к Кейти Джейкобс, чтобы задать несколько... вобщем-то не таких уж и важных вопросов)) "Предупреждение о ...
Вышла я сегодня на улицу - пустынно, людей почти нет и погода совершенно ...