Жестокое самоубийство полковника Кусуносэ
uldorthecursed — 03.08.2024 Зверства, проявленные солдатами разных стран во Второй мировой войне, весьма отличались по характеру: холодная жестокость у немцев, с ноткой садизма -- у финнов, «охотничья» -- у американцев. Самой странной была жестокость японцев: они будто бы совершали ритуальные жертвоприношения; отсюда и характерный обычай использовать для казней холодное оружие.Одним из наиболее известных массовых убийств, совершенных японцами, стала расправа над австралийскими пленными из гарнизона Рабаула, захваченными на юге полуострова Газелле, в районе плантаций Тол и Уайтавало. Согласно показаниям немногих уцелевших, пленных солдат небольшими группами уводили в джунгли и там приканчивали штыками. Производилось это по приказу командира 144-го пехотного полка под командованием полковника Кусуносэ Масао. Так было убито в общей сложности от 130 до 160 человек.
Смысл этого «обряда» совершенно неясен: остальным пленным (свыше тысячи человек) была сохранена жизнь. Большинство из них погибло позднее, когда пароход «Монтевидео-мару», везший их в Японию, 1 июля 1942 года был потоплен американской подводной лодкой «Старджон» в Южно-Китайском море. Офицеры и медицинский персонал перевозились другими судами благополучно дожили до конца войны.
Но нас интересует судьба полковника Кусуносэ. Он тоже дожил до конца войны, капитулировал в 1945-м -- а в следующем году объявлен военным преступником. Не дожидаясь суда и ареста, полковник предпочел покончить самоубийством, причем весьма изощренным. Как сообщал журнал «Тайм» в номере за понедельник, 3 января 1947 года:
Полковник Масао Кусуносе, 58 лет, должен был предстать перед судом союзников. На Новой Британии в 1942 году он санкционировал закалывание штыками 140 австралийских пленных. Но полковник, согласно своему своеобразному кодексу, был человеком чести; для него был только один возможный путь: самоубийство. Он не мог совершить харакири, потому что его самурайская сабля была конфискована врагом. Смерть от утопления или прыжка под поезд была бы неподобающей. Он решил покончить жизнь голодом и холодом (погода была ниже нуля).
Пока союзные власти охотились за ним, Кусуносе отправился к подножию Фудзиямы, в заброшенные армейские казармы, где он служил в юности. Он сел лицом к великой горе, которая так круто возвышалась над ним, что ему пришлось запрокинуть голову, чтобы увидеть великолепие освещенной солнцем снежной вершины. Кусуносе сел здесь 9 декабря. 17 или 18 декабря Смерть, которая в течение девяти дней подкрадывалась все ближе, села рядом с ним.
Умирая, Кусуносэ исписал 15 страниц своих маленьких черных японских армейских блокнотов. Он был солдатом; он умирал как солдат. Последние записи касались еды и голода. В последние два дня он упоминал о болях в животе и ногах. Его последние слова были нацарапаны красным карандашом: «Небеса сохранят Японию и Императора».
Когда поисковая группа союзников добралась до казарм у подножия Фудзиямы, она нашла лишь старую соломенную сандалию, палочку для еды и ржавую банку -- местные японцы, лишенные особого чувства чести Кусуносэ, давно разграбили все остальное. Поисковики также нашли тело Кусуносэ. Но оно не было обращено лицом к священной горе. Перед смертью Кусуносэ нашел в себе силы отвернуться. Дневник объяснил, почему: «Было бы неуважительно, если бы я умер в присутствии почитаемой Фудзи».
Левый глаз Кусуносе был выеден крысами.
В этом месте нельзя не отметит, что германские офицеры самурайскими комплексами не страдали, отмазываясь до конца. И зачастую -- небезуспешно...
|
</> |