"Жестокий романс" (1984): в чем подлинная проблема Карандышева

топ 100 блогов miss_hohotyn00711.06.2023 Писать о фильмах, которые все смотрели, и сложно и легко одновременно. Но, по крайне мере, не нужно пересказывать сюжет и можно сосредоточиться на тех моментах и персонажах, которые тебя интересуют. В экранизации "Бесприданницы" Островского 1984 г. таким персонажем мне видится Карандышев.

Жестокий романс (1984): в чем подлинная проблема Карандышева
Его традиционно воспринимают как самого жалкого героя фильма, хотя мало кто задумывается, в чем на самом деле заключалась подлинная проблема чиновника почтового ведомства. Кстати, Мягков в роли Карандышева - немного мискаст, но не потому, что он плохо играет (играет он как раз гениально), а потому, что актер намного старше героя пьесы и это меняет акценты. В пьесе Карандышев молод, т.е. у него есть шанс изменить свою жизнь. А в фильме он зрелый, безнадежный неудачник под сорокет. Но в контексте того, о чем я хочу написать, это не так важно.

Главная проблема Карандышева - вовсе не в том, что него негусто с деньгами, а в том, что он пытается играть на чужом поле. И потому он кажется туповатым лузером, и потому он обречен на поражение. Но если абстрагироваться от особенностей его внешности и характера, то получается интересная картина.

Карандашев принадлежит к дворянскому сословию, то есть высшему сословию Российской империи. Как дворянин, он может сделать бюрократическую карьеру и даже дослужиться до министра почтового ведомства. Поскольку император считался всего лишь первым дворянином среди равных, то - теоретически - наш чиновник может быть приглашенным за стол государя. Но если царь далеко, то губернатор близко, и в губернаторском доме или в дворянском собрании Карандышев уж точно бывал или мог бывать, если бы не просиживал дни и ночи в мутном семействе Огудаловых. Наконец, Юлий Капитоныч - помещик, хотя и бедный, и может участвовать в дворянском самоуправлений. Кстати, он и собирается в нем поучаствовать, планируя баллотироваться в Заболотье в мировые судьи.

Иными словами, у небогатого Карандышева есть возможности, которых никогда не будет у миллионера Кнурова. Если Кнурова и позовут в дворянское собрание (что крайне маловероятно), там он будет не более чем нуворишем, темным купчиной. Другое дело, что Кнуров хорошо знает жизнь и ни в какое дворянское собрание и сам не пойдет: он прекрасно понимает, где заканчивается его территория и начинается чужая. Родная территория Карандышева - поместье, дворянская среда, чуть меньше его служебная сфера. Там и только там он может проявить себя, и об этом прямым текстом говорит его несостоявшаяся теща: "Да оно и хорошо в захолустье пожить, там и твой Карандышев мил покажется; пожалуй, первым человеком в уезде будет; вот помаленьку и привыкнешь к нему".

Жестокий романс (1984): в чем подлинная проблема Карандышева

И наоборот: сфера больших денег, мир кнуровых и вожеватовых Карандышеву органически чужд. И не только потому, что у него нет денег, но и потому, что он вырос в достаточно скромной обстановке и "никогда и не видывал, как порядочные люди обедают". Чужд ему и богемный или полубогемный мир Ларисы. Но он с настойчивостью, достойной лучшего применения, прется на чужую территорию - в дом Огудаловых, терпит там унижения и моральные оплеухи, превращаясь в итоге в посмешище. Впрочем, в посмешище он превращает себя и в собственном доме. О том, что своя территория не равнозначна своему дому, свидетельствует злополучный обед, устроенный им для миллионеров.

Этот обед - апофеоз неправильного поведения Юлия Капитоныча. Он лезет сразу на две чужих территории - в мир богачей и в сферу гастрономии, он приглашает людей, которые над ним смеются, он бессмысленно тратит деньги. Глупость его поведения очевидна даже его недалекой тетушке: "Кабы для начальника какого высокого али для владыки, ну, уж это так и полагается, а то для кого!". Тетушка не забывает, что она дворянка, в отличие от своего забывчивого племянничка. Она безмерно далека от заискивания перед бородатыми миллионщиками: для нее они - низшие, сколько б денег у них не имелось. И с точки зрения житейской она абсолютно права: знай Карандышев получше жизнь, он угощал бы своего непосредственного начальника, а не промотавшегося бонвивана Паратова и двух купчин.

Жестокий романс (1984): в чем подлинная проблема Карандышева

Почему ж Карандышев ведет себя столь нелепо? Островский дает ответ устами Огудаловой: "Не глуп, да самолюбив". А еще - ничего не понимает в житейских играх. Понимал бы - сшил бы новый фрак да позвал Ларису на бал в губернаторский дом. А еще лучше - нашел бы засидевшуюся в девках тридцатилетнюю невесту с приданым из влиятельной чиновничьей или дворянской семьи. Но это было бы совсем другое кино

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если ваши аскетические опыты, будь то скромность в словах и одежде, смирении в пище и суетных делах и т.д. не наполняют миром и радостью ваше сердце. Если вы исполняйтесь упреками и гневными обличениями к окружающим вас людям-грешникам. Если у ...
Вот тут интервью журналу "Ровесник" даёт бас-гитарист группы The Cure. jazztiz.livejournal.com/275209.html#cutid1 В частности он говорит: "Не забывайте, что готический рок придумал Роберт Смит, это было так же серьёзно и революционно, как «битлы» и панк". Я вот в ...
"Была у меня одна знакомая - недавняя выпускница универа, с упрямым характером. Увлекалась рок-тусовками, дружила с музыкантами, бывала у них на репетициях и мужским вниманием не была обделена. Работала в частной школе воспитателем. Собиралась замуж за перспективного молодого ...
...