Жена, облечённая в солнце -- что это за мем, и причем тут Ктулху?
shakko_kitsune — 13.04.2018 Как связано чудовище из морских глубин и Женщина Апокалипсиса? Что это вообще за женщина такая? Причем тут Ганнибал Лектор и Змей Горыныч? Продолжаем разглядывать произведения искусства на апокалиптическую тему, на этот раз и Рубенс будет.Глава 12 (синодальный перевод)
1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе её венец из двенадцати звезд.
Это самый-самый популярный вариант иллюстрации "Книги Откровения": святой Иоанн сидит на острове, а в небесах появляется Жена, облечённая в солнце -- женщина, стоящая ногами на полумесяце, окруженная сиянием. Размер этого видения может быть любым -- средним (как тут), совсем крохотной точкой в небесах или же наоборот, на полкартины, больше чем фигура евангелиста.
Педро Орренте. "Иоанн Евангелист на Патмосе", ок. 1620
2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
Хотя по тексту эта Жена -- беременная, в традиционном искусстве это обычно не изображают, максимум намеком, как тут. Что символизирует Жена -- есть разные версии, возможно Богородицу (это вдохновило один популярный иконографический тип изображения Девы Марии), а возможно -- саму раннехристианскую Церковь и вообще всех верующих.
Миниатюра из Douce Apocalypse, 13 век, Англия
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
А вот вариант, где видение -- крохотное в небесах. Фигуру Иоанна тоже в этом пейзаже надо искать взглядом. Дракон (в церковнославянском переводе "змий"), как мы узнаем далее из текста этой же главы -- это «древний змий, называемый диаволом и сатаною». Почему у него 7 глав, унаследованных нашим Змием Горынычем, непонятно, есть версия, например, что в честь 7 холмов Рима, впрочем, у автора Книги, как мы помним, вообще сильная привязанность к этому числу.
Неизвестный художник. "Святой Иоанн на Патмосе", 16 век
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.
И вот в Книге наконец появился Сатана, когда она уже перевалила на вторую половину, вступление вышло затянутым немножечко. До этого, в предыдущей главе, появился "Зверь из бездны", но это был Антихрист, отдельный персонаж. Сатана из этой главы -- это Великий Красный дракон (знакомый читателям триллеров например по второму роману о Ганнибале Лекторе).
На этом витраже Дракон почему-то без корон. Тему 10 рогов большинство художников упускают принципиально, не зная, как поделить их между 7 головами. Обратите внимание на хвост, действительно сбивающий на землю звезды.
Витраж в церкви St Mary the Virgin, Henley, Англия, 19 век (?)
Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
А вот вариант видения Жены, где ее фигура очень крупная, больше самого евангелиста. Обратите внимание на цвет Дракона -- здесь он не красный; художники вообще часто пренебрегали этим прилагательным, могут изображать его и с одной головой вместо семи.
Якопо Пальма Младший. "Видение Иоанна Евангелиста на Патмосе". 16 век.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным;
и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
Младенец, которого в центре этой мозаики ангелы забирают на небеса к Богу, как и сама Жена, имеет разные толкования, однако скорей всего это действительно символ Мессии.
Мозаика в соборе Святого Марка, Венеция
6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
То, что Жена скрывается в пустыне, возможно -- напоминание о том, как первые христиане сбежали от римлян из Иерусалима в пустынные земли вокруг, чтобы спастись.
Иллюстрация отдельно стиха про спасение Жены в пустыне встречается редко, в основном лишь на таких "составных" картинках. Как вы уже заметили, художники прошлого часто совмещали "в одном кадре" несколько эпизодов, разнесенных по времени. Здесь например, вверху Младенца возносят к Господу, а слева внизу Жена прячется в лесах. Об остальных сюжетах читайте ниже, и вообще попробуйте по прочтению текста посмотреть все картинки в посте заново, сумеете разглядеть много нового.
Фламандский Апокалипсис, 15 век
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
Сюжет про битву Архангела Михаила с драконом -- один из самых популярных в его иконографии. Но часто Архангел изображается с копьем в одиночестве, а Дракон под его ногами какой-то хлипкий и одноголовый, а иногда вообще человекообразный дьявол. На этой иллюстрации более буквальное иллюстрирование текста -- Архангелу помогают другие ангелы небесные. Справа вверху в круге уже знакомый нам Агнец на престоле, и у него не корона, а 7 рогов.
Миниатюра из старообрядческого "Апокалипсиса трехтолкового", ок. 1800.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Вот более традиционное изображение битвы Михаила с драконом. Это тоже один из самых популярных сюжетов из Апокалипсиса, вы его наверняка же тоже видели, но не знали, что он из этой книги. Здесь, поскольку это Рубенс, то обязательно толкучка, как в московском метро, Дракон не один падает, а в компании своих слуг, плохих ангелов.
Рубенс. "Падение ангелов". 1620-е
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
И я обещала рассказать, причем тут Ктулху. Дело в том, что в Ветхом Завете все такие ящерообразные чудовища связаны именно с водой. Это змий по имени Раав из Книги Исайи, которого вообще "крокодилом" обзывают, знаменитый Левиафан, а также водоплавающее чудовище Бегемот из Книги Иова (в честь которого назвали животное в Новое Время). Большой Красный Дракон, как мы увидем из текста ниже, тоже по части водной стихии. Таким его рисует и Доре в своем знаменитом цикле гравированных библейских иллюстраций.
Густав Доре. 1866
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
Этот стих иллюстрируется редко, но вот пример про "Кровь Агнца": мы видим, как она льется из его груди. Дракон притаился слева под кустом.
Douce Apocalypse, 13 век
12 Итак веселитесь, небеса
и обитающие на них!
Горе живущим на земле и на море!
потому что к вам сошел диавол
в сильной ярости,
зная, что немного ему остается времени.
Глючные визионерские чудовища художника Блейка -- прямые предки всех страшил из компьютерных игр и соответствующих фильмецов.
Здесь он, как видите, придал Дракону человекообразность, от чего тот становится страшнее. Татуировка из романа про Лектора была именно по этой акварели, а подтексты в ней -- для знающих. Жена, облеченная в солнце -- на заднем плане, это она летит наверно.
Уильям Блейк. "Великий Красный дракон и Жена, облеченная в солнце". 1803-1805
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
Тут опять совмещение нескольких временных планов -- Дракон уже низвергнут и охотится на Жену, но Младенец сзади в облаках только поднимается.
Эта картина также интересна сугубо материальной диадемой у Жены со звездами. (А к хвосту Дракона звезды тоже прилипли, как репейники, видите?)
Агостино Кормерио. 1824
14 И даны были жене два крыла большого орла,
Ангел помогает Жене прикрепить крылья. Крылья имеют различные символические интерпретации, например, молитва и пост. С другой стороны, важно, что это именно орлиные крылья -- орел в Библии всегда обозначает обновление.
Фрагмент гобелена (Испания)
чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
Жена получила крылья и улетает прочь (а Младенец сзади вверху тоже улетает). Срок, в течении которого она скрывается -- "времени, времен и полвремени", это те же 1460 дней, которые мы в предыдущей главе обсуждали, магическая цифра.
Гравюра 19 века.
15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
И вот ключевой стих о родстве Дракона с водной стихией. Он извергает не огонь, как предсказуемо ожидать от его вида, а именно воду, целую реку.
Гравюра из Лютеровской библии (1534)
16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
На этом практически современном рисунке Жена с желтыми крыльями бежит, закрывая голову. А Дракон, у которого кажется человеческое лицо, извергает изо рта спиралевидный водный вихрь.
Генри Джон Сток. "Великий Красный дракон и Жена, облеченная в солнце". 1902
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Люди "от семени Жены" -- это следующее поколение христиан, которое борется, в отличие от предыдущего поколения, в лице Жены скрывшегося в пустыне.
Гобелен "Анжерский апокалипсис", 15 век
Глава 12 (современный перевод)
1 И явилось на небе великое знамение: женщина, одетая в солнце; под ногами у нее луна, а на голове венец из двенадцати звезд.
На этой картине прерафаэлита все достаточно спокойно, только Дракон сзади внизу поднимается от воды, подобно туману.
Но меня вообще поражает, как они эти круги вокруг Жены рисовали -- вам не напоминает это визуализацию акустических ударов в современном кино?
Джон Коллиер."Видение Иоанна на Патмосе", 2-я пол. 19 - начало 20 века.
2 Женщина беременна и кричит от муки: у нее начались родовые схватки.
Изображение конкретной беременности появляется только в искусстве ХХ века и позже.
Дж. Роланд Смит -- весьма интересный иллюстратор Книги нашего времени.
3 Явилось в небе и другое знамение: огромный огненно-красный дракон с семью головами и десятью рогами и с семью коронами на головах.
Редкий случай 7 голов и 10 рогов, как по тексту (зато корон нету).
Литография мексиканского экспрессиониста (1959)
4 Хвост его сметает треть всех звезд с неба, он сбросил их на землю.
Тут вы все знаете уже, разглядывайте детали сами.
Антонио Васкез. "Видение Иоанна на Патмосе". Ок. 1530
Дракон стоял напротив роженицы, чтобы сожрать дитя, как только оно родится.
Родни Мэтьюс (собрала все, что было в сети из его цикла, сюда, многого не хватает, судя по нумерации)
5 Она родила сына, младенца мужского пола, который будет править всеми народами железным жезлом.
Вот этот тип иконографии Мадонны, который развился из апокалиптического сюжета. Не знаю, как он точно по-русски, "Мадонна Полумесяца"? Тут это точно Мария, а не безымянная Жена, на руках младенец Иисус, солнечное сияние, венец из звезд и месяц под ногами в наличии. Однако всех остальных деталей истории нету, это бессюжетная картина, по сути -- уже не иллюстрация Апокалипсиса совсем. Следующая стадия -- это Иммакулата, аллегория непорочного зачатия Марии, где из всего антуража только месяц, ребенка нету.
Мастер жития Мадонны. Mondsichel-Madonna, 1460-80
Дитя ее было унесено к Богу, к престолу Его.
Jofra Bosschart. The Woman of the apocalypse and the beast (1961)
6 А женщина бежала в пустыню, где для нее Богом было приготовлено место. Туда ей будут приносить пищу тысячу двести шестьдесят дней.
В левой части иллюстрация предыдущего стиха -- Младенца подсаживают на небеса; в правой части Жена скрывается в пустыне. Звезды с хвоста Дракона так и не отлипнут никак.
Douce Apocalypse, 13 век (Англия)
7 А в небе началась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом.
Одно из самых знаменитых изображений темы. Дракон тут, как мы видим по сравнению с предыдущими картинками, какой-то мелкий и хилый. Зато я вот в первый раз в жизни стала вглядываться в фон -- и оказалось, там ужастики в стиле Босха! очень необычно для Рафаэля.
Рафаэль. Святой Михаил и дракон. 1503-8
Дракон сражался вместе со своими ангелами, 8 но не смог одолеть, и они потеряли свое место на небе.
Рубенс. "Михаил и Жена, облеченная в солнце". 1620-е
9 И был сброшен великий дракон, древний Змей, по прозванию Дьявол и Сатана, вводящий в заблуждение всю вселенную, — сброшен на землю, а вместе с ним были сброшены и его ангелы.
Потрясающее изображение Падших падающих ангелов, такие позы у них необычные. Откройте крупно картинку, она того стоит.
Нери де Биччи. "Архангел Михаил и Дракон" Ок. 1480
10 И я услышал громкий голос в небе, говоривший:
— Вот и настало спасение и сила, и Царство Бога нашего, и власть Его Помазанника, потому что сброшен обвинитель наших братьев, обвиняющий их перед Богом нашим днем и ночью.
Фреска Афонского монастыря
11 Они победили его кровью Ягненка и словом свидетельства своего. Жизнь свою они не настолько любили, чтобы смерти бояться.
И опять мой любимый немецкий художник, переживший Вторую Мировую войну.
Karl Rössing. "Битва архангела Михаила с сатаной" (1946/47)
12 Так ликуйте же, небеса и все обитатели их! Горе земле и морю! Спустился к вам дьявол, полный великого гнева, зная, что время его истекает.
Обратите внимание на способ изображения "истекающего времени"
Karl Rössing. "Сатана низвергнут с небес" (1946/47)
13 Когда дракон увидел, что сброшен на землю, он погнался за женщиной, родившей мальчика.
Tobias Verhaecht. "Иоанн Евангелист на Патмосе". 1598
14 Женщине дали два огромных орлиных крыла,
Фрагмент окна-розы, витраж Сен-Шапель
чтобы она улетела в пустыню в назначенное ей место вне досягаемости змея, куда ей будут приносить пищу три с половиной года.
У Блейка это целый цикл, посвященный "Откровению", еще он много сатану рисовал, иллюстрируя Мильтона и другие визионерские тексты.
Уильям Блейк. "Великий Красный дракон и Жена, облеченная в солнце", 1805-10
15 Вслед женщине змей изрыгнул из пасти целую реку воды, чтобы ее захлестнуло потоком.
Тут 10 рогов вместили!
Фреска, Троянский монастырь, Болгария
16 Но земля помогла женщине: она раскрыла уста свои и выпила реку, которую изрыгнул из пасти дракон.
Миниатюра из старообрядческого "Апокалипсиса трехтолкового", ок. 1800
17 Разъярился дракон на женщину и ушел воевать с остальными ее детьми, хранящими заповеди Бога и свидетельство Иисуса.
На этой миниатюре, главная тема которой фигура Жены, как сопутствующие атрибуты -- все описанные сюжеты. Вверху на небо забирают Младенца, справа внизу Дракон извергает воду. А вот слева внизу люди, которых поражает мечом Зверь -- это как раз это "семя Жены", новое поколение. О Звере поговорим в следующей главе.
Hortus deliciarum, 12 век
18 И стал дракон на берегу моря.
В большинстве официальных текстов, переводов Книги этот 18-й стих отсутствует, в том числе и в нашем синодальном. Но в некоторых манускриптах он есть, иллюстрируют его лаконичненько.
Иллюстрация из манускрипта, Ок. 1420
Просто картинки
Tündér Ilona és a hétfejű sárkány (Józsa Judit kerámiaszobrász kiállítása, Sapron)
Santa Caterina d'Alessandria (Galatina)
имя автора внизу на лого, мне лень глаза ломать
Santa Caterina d'Alessandria (Galatina)
Queen Mary Apocalypse, 14 век. Обратите внимание на офигенное мастерство художника-графика, такая отточенность!
Ottheinrich-bible, 1520-е. Здесь все сюжеты главы соединены вместе, проверьте себя опознавая.
Georg Schlicht. Это моя свежая находка -- русский художник-эмигрант с немецкой фамилией, оказавшийся после Революции в Германии. По стилю -- такой Рерих, который с русской народной темы все-таки решил не сворачивать.
Новые карточки персонажей прибавились.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ