"Жаркое лето 42-го. Шах и мат фон Боку от Тимошенко". Черновые отрывки. Глава
p_balaev — 03.07.2023 Теги: Тимошенко Надо учесть, что ко времени, когда писалась книга И.Х.Баграмяна «Так шли мы к победе» условному автору было под 80 лет. Условному – потому что маршал Баграмян был не просто глубоким стариком, он еще и болел, поэтому вряд ли он ее писал сам, без помощников. И особенности возраста. Старики любят перед молодежью приукрашивать и привирать. Прошедший войну простым солдатом, рядовым, школьникам таких ужасов понарасскажет, которых он на фронте понатерпелся, что у подростков и уши опухнут. А старику Баграмяну «вспоминалось» как лично его Сталин выделял и о нем заботился, даже портного послал форму генеральскую пошить. И как на совещании, во время доклада, Сталин подходил к молодому еще генералу и вел с ним поучительную беседу про немецкую артиллерию:- Товарищ Баграмян, а какая у немцев самая массовая пушка?
- 105-мм полковая гаубица.
- Вот, товарищ Баграмян, немцы ошиблись, они ставку сделали на дорогую в производстве пушку…
А после совещания Сталин лично пригласил Баграмяна пообедать с ним, и они поднимались на лифте из кабинета Сталина в Кремле в его кремлевскую квартиру. Только в 3-х этажном бывшем здании Сената, где располагались кабинет и квартира Сталина, кабинет был на втором этаже, а квартира – на первом, под кабинетом.
И там, во время застолья, Сталин прочитал послание казаков турецкому султану, все смеялись во время чтения, а завершил его Верховный словами:
- Как Суворов разгромил мамлюков, так и мы немцев разгромим.
И все вдохновились на подвиг и на труд этими словами Вождя. Всё это стариковские байки, без всякого сомнения. Не подтверждаются рассказы Баграмяна о его присутствии в кремлевском кабинете Сталина на совещаниях сведениями из Журнала учета посетителей кабинета. А совещания, на котором мог рассматриваться рукописный доклад Ивана Христофоровича, вообще не было. Зачем на 20 минут заходили в кабинет к Сталину Тимошенко, Хрущев и Фалалеев, Василевский и Шапошников – неизвестно. Но только не на совещание. Скорей всего, для доклада о том, что какие-то проблемные вопросы между командованием Юго-западного направления и Генштабом решены. Доложили, попрощались и ушли.
А тайна рукописного доклада Баграмяна… Для историка это может быть тайной, они любят всякие тайны, потому что тайну надо разгадывать, а описание разгадки может составить целую монографию. Вот тебе и научный труд – толстая книга…
В 2010 году я исполнял обязанности заместителя начальника Дальневосточной оперативной таможни. Как-то в пятницу вечером предупредил начальника таможни генерал-майора Мурашко, что в субботу уеду на рыбалку на Ханку. У меня полгода выходных не было, суббота и воскресенье от обычных рабочих дней у меня отличались тем, что на службу я приходил не к 8.30, а к 11.00.
- Хорошо, езжай, отдохни, - разрешил Мурашко.
Рано утром в субботу погрузил в машину удочки, палатку и котелок с продуктами, взял сына и собаку, поехал. От Владивостока до Камень-Рыболова, поселка на берегу озера Ханка, примерно 200 км. На середине пути – г.Уссурийск. Еще не доехал до Уссурийска – звонок от Мурашко:
- Далеко уехал?
- Уже у самого Рыболова, - соврал, я понял, что значит его вопрос.
- Возвращайся. Москва к утру понедельника справку затребовала по твоему направлению.
Ну, ёлки-палки! Отдохнул и карасиков половил! Уговорил генерала, что приеду в воскресенье, сейчас возвращаться нет смысла, потому что далеко уже нахожусь, и справку до утра понедельника успею написать. Весь отдых скомкан. Рано утром в воскресенье стартую назад, во Владивосток. Завез сына и собаку домой, сам в ДВОТ, к вечеру справку закончил, зарегистрировал ее в секретке, она с грифом «совершенно секретно» была. Успел.
Утром в понедельник заношу ее генералу на подпись и для отправки, он отмахивается: не понадобилась, Москва отменила. Так она в каком-то деле, сданном в архив, и валяется с моей подписью, как исполнителя, но без подписи начальника ДВОТ.
Но есть люди, наверно, и они имеют высшее специальное историческое образование, которые думают, что все документы, исполненные в каком-нибудь штабе, предназначенные для вышестоящей инстанции, обязательно отправлялись в эти вышестоящие инстанции. Или на совещания с этой инстанцией представлялись. Абсолютно все.
Не подписан доклад Баграмяна Тимошенко и Хрущевым потому, что он не понадобился. Тимошенко поручил Баграмяну написать его, на всякий случай, скорей всего, если вдруг Сталин потребует. Баграмян написал, зарегистрировал документ, на нем есть регистрационный номер, понес к Тимошенко на подпись, но тот и подписывать не стал, не понадобился доклад. Судя по всему, какое-то совещание у Сталина по этому вопросу планировалось, но оно было отменено, надобность в нем отпала…
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582