
Жарим факты.


Даю.
Вчера автобусы и вагоны метро в городе напоминали банки просроченной селедки - их распирало пассажирами. Причина - забастовка водителей маршруток.
Маршрутки в Тбилиси, если кто не знает, важный и востребованный компонент общественного транспорта. Они, как вода, проникают в щели, куда Макар, по понятным причинам, телят не гонял. Они возят людей по, порой, странным и хаотичным маршрутам, складывавшимся еще с 80-х годов прошлого века, являются частным бизнесом и не просят у города ни копейки. По скромным оценкам, этот бизнес кормит больше 10 000 семей только в Тбилиси.
В конце прошлого года мэрия решила, что "так жить нельзя" и объявила конкурс на обслуживание маршрутных линий. Детали:
Город разделили на 5 крупных зон и выставили право на работу в них на конкурс. Победу на конкурсе одержали 4 компании, по странному совпадению зарегистрированные в один день, в одном месте (по адресу ресторана, который является неофициальной штаб-квартирой одной крупной корпорации), представлены были одним человеком и имели следующие отличительные признаки: уставной капитал в 100 GEL ($57), опыт работы в транспортной сфере - 0, единиц техники - 0. Зато они обещали потратить $180 млн. на закупку свежих Фордов в Европе. Откуда деньги - коммерческая тайна (реальный ответ представителя на вопрос члена тендерной комиссии).
По словам водителей, к ним стали приходить письма и "авторитеты" - надо полагать, какие-то бугры из околомаршруточной тусовки - с настойчивыми предложениями заключить договоры с компаниями-победителями на обслуживание линий. Условия такие - цена за проезд повышается с 0,5 лари до 0,7 лари, ежедневный сбор в пользу победителей - 40 лари. Дело в том, что с 1 марта новые компании должны начать перевозку пассажиров (а все остальные это право теряют), но первые машины прибудут в страну не ранее мая. Формально невыполнение этого условия приведет к разрыву сделки с мэрией.
Бастовавшие водители дорог не перекрывали, маршей не устраивали - просто не вышли на линию, толпились на площади рядом с крупной стоянкой - конечной станцией некоторых маршрутов. По неокончательным данным, 8 человек задержано, полиция начала активно штрафовать бастующих, поговаривают даже, что некоторый вынуждали чуть ли не выходить на линию с полицейским конвоем. Не могу подтвердить.
Мэрия (почему-то именно мэрия, а не представители новых перевозчиков), уверяет, что все будет чудесно, водителям предложат выкупить новые машины либо работать за зарплату в прекрасных кондиционированных минибасах, но им никто не верит. Ни водители, ни пассажиры.
Стандартная схема - некое направление, приносящее скромный доход, но не имеющее "крыши" - неважно, гос. предприятие, частная фирма или маршрутки, объединенные в товарищества по десятку человек и не являющиеся организованной силой, "выкупается" блатной корпорацией (в данном, как и многих других случаях, это GMC Group), монополизируется и становится "более эффективной" путем задирания цен с помощью рычагов в правительстве. Т.е. в реальности все те же маршрутки (как минимум, в этом году) будут кататься по тем же маршрутам, только пассажиры будут давать дополнительно деньги прокладке а-ля "Автолайн", т.е. GMC. Часть этих денег, да, пойдет на оплату лизинга новых машин. Может быть. А может, не пойдет.
Вынесу, пожалуй, из комментов одну картинку все-таки:

Итого: Продажа наличного частного автопарка гарантированно обрушит цены, что особенно ударит по владельцам недавно ввезенных машин. Гарантий трудоустройства, конечно, никаких. Схема линий будет изменена, маршруты укорочены (это уже проделали с муниципальным транспортом), в результате чего клиенты общественного транспорта - и так не Крезы - будут тратить на дорогу в один конец вместо 0,5 лари - 1,5 лари.
Потом мы будем искать, кто возбуждает антиправительственные настроения и "раскачивает лодку" (с).
Ссылки-шмылки: Civil.ge, Interpressnews.
Update: 12 участников акции приговорены ночным судом к месяцу ареста. Обвинение - нецензурно выражались в адрес незнакомого водителя маршрутки с номером "их" линии.
Теперь к требованиям добавляется пункт об освобождении товарищей. Маховик раскручивается.
P.S. Забыл пропиарить пост Тони про лекарства. Обязательно читать комменты, там много цифр и поразительное единодушие комментаторов, странным образом диссонирующее с первоначальным посылом автора :) Цитата про наценки взята отсюда, тоже обязательно к прочтению.
|
</> |