Жан-Леон Жером часть 2

топ 100 блогов maritana14.12.2023

Жан-Леон Жером




Жан-Леон Жером часть 2




Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2


Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Жан-Леон Жером часть 2

Француз, 1824–1904 гг.

Жан-Леон Жером — французский художник и скульптор, работавший в стиле, ныне известном как академизм. Его картины были настолько широко воспроизведены, что к 1880 году он был «возможно, самым известным из ныне живущих художников в мире». Диапазон его творчества включал историческую живопись, греческую мифологию, ориентализм, портреты и другие сюжеты, доводя традицию академической живописи до художественной кульминации. Его считают одним из самых выдающихся художников этого академического периода. Он также был учителем с длинным списком учеников.

Жан-Леон Жером родился в Везуле, Верхняя Сона. Он отправился в Париж в 1840 году, где учился у Поля Делароша, которого сопровождал в Италию в 1843 году. Он посетил Флоренцию, Рим, Ватикан и Помпеи. По возвращении в Париж в 1844 году, как и многие ученики Делароша, он поступил в мастерскую Шарля Глейра и некоторое время учился там. Затем он поступил в Школу изящных искусств. В 1846 году он пытался принять участие в престижной Римской премии, но потерпел неудачу на финальном этапе, поскольку его рисунок фигуры был неадекватным.

Его картина «Петушиный бой» (1846 г.) представляет собой академическое упражнение, изображающее обнаженного молодого человека и молодую женщину в очень тонкой драпировке с двумя боевыми петухами на фоне Неаполитанского залива. Эту картину он отправил в Парижский Салон 1847 года, где она принесла ему медаль третьей степени. Эта работа рассматривалась как воплощение неогреческого движения, сформировавшегося в студии Глейра (включая Анри-Пьера Пику и Жан-Луи Амона), и была поддержана влиятельным французским критиком Теофилем Готье, чья рецензия принесла Жерому известность и эффективно начал свою карьеру.

Жером отказался от своей мечты выиграть Римскую премию и воспользовался своим внезапным успехом. Его картины «Богоматерь, Младенец Иисус и Святой Иоанн и Анакреон, Вакх и Эрос» получили медаль второй степени на Парижском салоне в 1848 году. В 1849 году он создал картины «Микеланджело» (также называемые «В его мастерской») и «Портрет Леди.

В 1851 году он украсил вазу, позже подаренную французским императором Наполеоном III принцу Альберту, которая теперь является частью Королевской коллекции Сент-Джеймского дворца в Лондоне. В 1851 году он выставил «Греческий интерьер», «Сувенир Италии», «Вакх и любовь, пьяная»; Пестум в 1852 году; и «Идиллия» в 1853 году.

В 1852 году Жером получил заказ на роспись большой фрески на аллегорический сюжет по своему выбору. Эпоха Августа, Рождение Христа, в которой рождение Христа сочеталось с чествованием Августа покоренными народами, возможно, была предназначена для того, чтобы польстить Наполеону III, правительство которого заказало фреску и который был назван «новым Августом». Значительный первоначальный взнос позволил Жерому путешествовать и заниматься исследованиями сначала в 1853 году в Константинополь вместе с актером Эдмоном Готом, а в 1854 году в Грецию, Турцию и на берега Дуная, где он присутствовал на концерте русских призывников, музицирующих. под угрозой плети.

В 1853 году Жером переехал в Boîte à Thé, группу студий на улице Нотр-Дам-де-Шан в Париже. Это стало местом встречи художников, писателей и актеров, где Жорж Санд развлекала композиторов: Гектора Берлиоза, Иоганна Брамса и Джоаккино Россини, а также романистов Теофиля Готье и Ивана Тургенева.

В 1854 году он выполнил еще один важный заказ, украсив часовню Святого Иеронима в церкви Святого Северина в Париже. Его «Последнее причастие» святого Иеронима в этой часовне отражает влияние школы Энгра на его религиозные произведения.

На Всемирную выставку 1855 года он представил «Пиффераро», «Пастух» и «Эпоху Августа», «Рождение Христа», но наибольшее внимание привлекла скромная картина «Отдых в русском лагере».

В 1856 году Жером впервые посетил Египет. Его маршрут следовал классическому Гранд-туру по Ближнему Востоку: вверх по Нилу до Каира, через Файюм, затем дальше вверх по Нилу до Абу-Симбела, затем обратно в Каир, через Синайский полуостров через Синай и вверх по Вади-эль-Араба до Иерусалим и, наконец, Дамаск. Это положило начало созданию многих картин востоковедов, изображающих арабские религиозные обряды, жанровые сцены и пейзажи Северной Африки.

Среди них есть картины, в которых восточная обстановка сочетается с изображениями женской наготы. Невольничий рынок, Большой бассейн Бурсы, Бассейн в гареме и подобные сюжеты были произведениями воображения, в которых Жером сочетал точно наблюдаемые архитектурные детали Ближнего Востока с идеализированными обнаженными фигурами, написанными в его парижской студии. (В 2019 году правая популистская немецкая партия «Альтернатива для Германии» использовала «Невольничий рынок» в предвыборном плакате на выборах в Европейский парламент 2019 года.)

В своих путешествиях Жером собирал в студии артефакты и костюмы для постановки восточных сцен, а также делал этюды маслом с натуры для фонов. В автобиографическом очерке 1878 года Жером описывал, насколько важны для него были масляные зарисовки, сделанные на месте: «Даже утомленный долгими переходами под ярким солнцем, как только я достиг места нашего лагеря, я сосредоточенно принялся за работу. Но ох! Сколько осталось вещей, о которых я унес только воспоминание! И я предпочитаю три мазка краски на куске холста самому яркому воспоминанию, но одно приходилось продолжать с некоторым сожалением».

Репутация Жерома значительно возросла на Парижском Салоне 1857 года благодаря его показу «Египетские рекруты, пересекающие пустыню», «Мемнон и Сесострис», «Пойние верблюдов» и «Сюита с балом-маскарадом» (купленная герцогом д'Омалем, сейчас находится в Музее Конде в Шантильи; копия, сделанная Жеромом в 1859 году, «Дуэль после маскарада», находится в Художественном музее Уолтерса).

В 1858 году он помог украсить парижский дом принца Наполеона Жозефа Шарля Поля Бонапарта в помпейском стиле. Принц купил свой «Греческий интерьер» (1850 г.) — изображение публичного дома также в помпейской манере.

В Аве Цезарь! Morituri te Salutant, показанная в Салоне 1859 года, Жером вернулся к живописи на классические сюжеты, но картина не сумела заинтересовать публику. «Царь Кандавл» (1859 г.) и «Фрина перед ареопагом» и «Сократ, ищущий Алкивиада в доме Аспазии» (обе 1861 г.) вызвали некоторый скандал из-за выбранных художником сюжетов и вызвали резкие нападки со стороны Поля де Сен-Виктора и Максима. Дю Камп. Также в Салоне 1861 года он выставил «Египетскую соломку» и «Рембрандт, кусающий офорт» — две очень тщательно законченные работы.

В 1863 году он женился на Мари Гупиль (1842–1912), дочери международного торговца произведениями искусства Адольфа Гупиля. У них было четыре дочери и один сын. Его старшей дочерью была Жанна (1863–1944), за ней последовали Сюзанна (1867–1941; замужем за Эме Моро), Бланш (1868–1918) и Мадлен (1875–1905). После женитьбы он переехал в дом на улице Брюссель, недалеко от Фоли-Бержер. Он расширил его до большого дома с конюшнями, студией скульптуры внизу и студией живописи на верхнем этаже.

Жером был назначен одним из трех профессоров Школы изящных искусств. Он начал с шестнадцати студентов. Между 1864 и 1904 годами более 2000 студентов получили хотя бы часть своего художественного образования в ателье Жерома в Школе изящных искусств. Места в ателье Жерома были ограничены, их искали очень активно и существовала высокая конкуренция. Принимались только лучшие студенты, и абитуриенты считали за честь быть выбранными. Жером развивал своих учеников, рисуя со старинных работ, слепков, а затем изучая жизнь с живыми моделями, обычно выбираемыми на основе их телосложения, но иногда и по выражению лица в серии упражнений, известных как академия. Студенты нарисовали части бюста перед всем бюстом, затем части живой модели, прежде чем подготовить целые фигуры. Только когда они овладели эскизами, им разрешили работать маслом. Их также учили четко и правильно рисовать, прежде чем учитывать тональные качества. В его школе пол был наклонным, чтобы ученики могли полностью видеть модель из задней части комнаты. Студенты садились вокруг любой модели в порядке старшинства: более старшие ученики располагались сзади, чтобы они могли нарисовать фигуру в полный рост, а более младшие участники садились спереди и концентрировались на бюсте или другой части анатомии.

По словам Джона Милнера, который учился у Жерома, его ателье было самым «буйным» и «непристойным» из всех студий изящных искусств. Студентам предлагались причудливые обряды инициации, которые включали в себя разрезание холстов друг друга, сбрасывание студентов с лестницы, из окон и на перевернутые табуреты, а также организацию фехтовальных поединков на помосте модели, в обнаженном виде и с кистями, заряженными краской.

Жером присутствовал каждую среду и субботу, требуя скрупулезного выполнения своих инструкций. Его репутация сурового критика была хорошо известна. Один из его американских студентов, Стивен Уилсон Ван Шейк, отметил, что Жером был «безжалостен в суждениях», но обладал «исключительным магнетизмом». Хотя Жером был очень требователен к своим ученикам, он предлагал им значительную помощь за пределами изящных искусств, приглашая их в свою личную мастерскую, давая от их имени рекомендации в Салон и поощряя их учиться у своих коллег.

Жером с пятой попытки был избран членом Института Франции в 1865 году. Уже будучи рыцарем Почетного легиона, в 1867 году он был произведен в офицеры. В 1869 году он был избран почетным членом Британского ордена. Королевская академия. Король Пруссии Вильгельм I наградил его Большим орденом Красного Орла третьей степени. Его влияние стало обширным, и он был постоянным гостем императрицы Евгении при императорском дворе в Компьене. Вместе с наиболее выдающимися французскими художниками он был приглашен на открытие Суэцкого канала в 1869 году. Основанное в 1893 году Общество французских художников-востоковедов (Société des Peintres Orientalistes Français) назначило Жерома почетным президентом.

«Казнь маршала Нея» была выставлена ​​в Салоне 1868 года. От имени потомков Нея Жерома попросили забрать картину, но он не подчинился. Общий прием был очень неоднозначным, и Салон 1868 года ознаменовал начало длительного раскола между Жеромом и многими французскими искусствоведами, которые обвиняли его в том, что он опирается на литературные приемы, коммерциализирует искусство и привносит политику в искусство. Анри Улеве сделал карикатуру, на которой Жером изображен перед стеной, а искусствоведы - в роли расстрельной команды.

В 1872 году Жером создал картину «Поллис Версо», изображающую кровавых гладиаторов и кровожадных весталок в Колизее, которая стала одной из его самых известных работ. Александр Терни Стюарт приобрел картину у Жерома по цене 80 000 франков, установив новый рекорд художника. Образ Жерома с перевернутым большим пальцем, сигнализирующим о жизни или смерти павшего гладиатора, повторялся во множестве фильмов, от эпохи немого кино до оскароносного «Гладиатора» 2000 года.

Жером успешно вернулся в Салон в 1873 году со своей картиной L'Eminence Grise (Музей изящных искусств, Бостон), красочным изображением главной лестницы дворца кардинала Ришелье, широко известного как Красный кардинал (L'Eminence Rouge). ), который был фактическим правителем Франции при короле Людовике XIII, начиная с 1624 года. На картине Франсуа Ле Клерк дю Трембли, монах-капуцин, прозванный L'Eminence Grise (Серый кардинал), спускается по парадной лестнице, погруженный в чтение Библии, пока все остальные либо склоняются перед ним, либо устремляют на него свой взор. Как главного советника Ришелье, L'Eminence Grise называли «властью за троном», что стало известным определением его титула.

Когда Жерому было за тридцать, он занялся скульптурой. Его первой работой стала большая бронзовая статуя гладиатора, держащего ногу на своей жертве, созданная по мотивам его картины Pollice Verso (1872) и показанная публике на Всемирной выставке 1878 года. В том же году он выставил мраморную статую в Салоне. 1878 года по мотивам его ранней картины «Анакреон, Вакх и Эрос» (1848).

Зная о современных экспериментах по тонировке мрамора (например, экспериментах Джона Гибсона), он создал картину «Танцовщица с тремя масками», сочетающую движение и цвет, впервые выставленную в 1902 году, а теперь выставленную в Музее изящных искусств Кана.

Среди других его скульптур - Омфала (1887 г.) и статуя герцога д'Омаля, стоящая перед замком Шантийи (1899 г.).

Он экспериментировал со смешанными ингредиентами, используя для своих статуй тонированный мрамор, бронзу и слоновую кость, инкрустированные драгоценными камнями и пастой. Его «Танцовщица» была выставлена ​​в 1891 году. Его статуя «Беллона» в натуральную величину из слоновой кости, бронзы и драгоценных камней привлекла большое внимание на выставке 1892 года в Лондонской королевской академии.

Затем Жером начал серию завоевателей, выполненных из золота, серебра и драгоценных камней: «Вход Бонапарта в Каир» (1897 г.), Тамерлана (1898 г.) и Фридриха Великого (1899 г.).

В 1903 году Жером выполнил для американского миллионера Чарльза М. Шваба заказ на две скульптуры: «Металлург» и «Металлургическая наука», призванный прославить производство стали. Шваб отправил в Париж настоящего сталевара, чтобы тот позировал для завода.

В последние десятилетия своей карьеры, когда его собственные работы вышли из моды, Жером резко критиковал импрессионизм. В 1894 году он вызвал скандал из-за своего несогласия с завещанием Кайботта государству, которое в конечном итоге стало основой коллекции Музея Орсе. Он организовал публичную демонстрацию в своем ателье и дал интервью журналистам, в том числе такие комментарии, опубликованные в журнале L'Éclair:

Институт Франции не может оставаться в стороне перед таким скандалом... Как может правительство посметь ​​принять такую ​​коллекцию глупостей в музее? Почему, ты видел коллекцию? Государство на страже такого барахла!.. Какие уроки получат отныне наши молодые художники? Они все начнут заниматься импрессионизмом! Ах! эти люди верят, что рисуют природу, природу столь восхитительную во всех ее проявлениях! Какая претензия! Природа не для них! Этот Моне, ты помнишь его соборы? И этот человек умел рисовать! Да, я видел у него хорошие вещи, но сейчас!
Точно так же он возражал против мемориальной выставки Мане в Школе изящных искусств в 1884 году. Но он присутствовал на открытии, после чего сделал Мане недвусмысленный комплимент, заявив, что выставка «не так плоха, как я думал».

Начиная с 1890 года, Жером снова черпал вдохновение в древнем мире в взаимосвязанной, лукаво самореферентной серии картин и скульптур, изображающих Пигмалиона и Галатею; дух Танагры; и он сам.

В 1890 году Жером написал как минимум две картины, на которых мифический греческий скульптор Пигмалион целует свою статую Галатеи в тот самый момент, когда она превращается из мрамора в живую плоть. Самая известная из этих картин под названием «Пигмалион и Галатея» сейчас находится в Метрополитен-музее; на нем изображен скульптор и его живая статуя сзади. Вариант (в частных руках) показывает их спереди.

Также в 1890 году, в ответ на широко распространенное увлечение древними фигурками Танагры, недавно раскопанными в Греции, Жером изваял Танагру из тонированного мрамора высотой 5 футов, обнаженную женскую фигуру, олицетворяющую Тихе, или правящий дух древнего города. Она держит на поднятой ладони фигурку танцовщицы с обручем (собственное изобретение Жерома, вдохновленное, но не являющееся копией настоящей фигурки Танагры). «Вдохновленный своим характерным стремлением к археологической точности и реализму, Жером деликатно тонировал кожу, волосы, губы и соски своей Танагры, вызвав фурор на Салоне 1890 года».

Впоследствии Жером создал уменьшенные версии Танагры из позолоченной бронзы; несколько версий фигурки «Танцовщица с обручем», принадлежащей Танагре (они стали «самой популярной и широко воспроизводимой скульптурой Жерома»); две картины воображаемой древней мастерской Танагры, где выставлены копии его собственной «Танцовщицы с обручем»; и два автопортрета, на которых он лепит Танагру с живой модели в своем парижском ателье, на котором на заднем плане можно увидеть Танцора с обручем и две разные версии Пигмалиона и Галатеи. Этот сложный автопортрет был назван «итогом замечательной карьеры Жерома как художника и скульптора».

Жером также создал по мотивам своих картин картину из тонированного мрамора «Пигмалион и Галатея» (1891).

В этом цикле работ, исследующих классическую древность, творческое вдохновение, двойников и женскую красоту, мы видим, как Жером «мощно вызывает непрерывное взаимодействие между живописью и скульптурой, реальностью и искусственностью, а также подчеркивает изначально театральную природу мастерская художника».

Начиная с середины 1890-х годов, в последнее десятилетие своей жизни, Жером написал как минимум четыре картины, олицетворяющие Истину в виде обнаженной женщины, брошенной в колодец, на его дно или вышедшей из него. Образы были вдохновлены афоризмом философа Демокрита: «Об истине мы ничего не знаем, ибо истина находится в колодце».

«Истина, выходящая из ее колодца, вооруженная кнутом, чтобы наказать человечество», была выставлена ​​в Салоне Марсова поля в 1896 году. Предполагалось, что картина была комментарием по делу Дрейфуса, но историк искусства Бернар Тилье утверждает, что изображения Жерома «Истины и колодца» были частью его постоянной обличительной речи против импрессионизма.

Сам Жером использовал метафору Истины и колодца в предисловии, которое он написал для книги Эмиля Баяра «Le Nu Esthétique», опубликованной в 1902 году, чтобы охарактеризовать глубокое и необратимое влияние фотографии:

Фотография — это искусство. Фотография заставляет художников погрузиться в рутинную жизнь и сделать еще больше формул старой жизни. Elle nous a ouvert les yeux et forcé à viewer ce qu'auparavant nous n'avions jamais vu, служение значительное и неоценимое, qu'elle a rendu à l'Art. C'est grâce à elle que la verité est enfin sortie de son puits. Elle n'y rentrera plus.

Фотография — это искусство. Это заставляет художников отказаться от старой рутины и забыть старые формулы. Оно открыло нам глаза и заставило нас увидеть то, чего мы раньше не видели; великая и невыразимая услуга Искусству. Именно благодаря фотографии Истина наконец вышла из своего колодца. Она никогда не вернется.

В 2012 году Музей Анны де Боже в Мулене, Франция, которому сейчас принадлежит картина, организовал выставку La vérité est au musée («Истина в музее»), на которой собраны многочисленные рисунки, эскизы и варианты, сделанные Жеромом. и других художников, касающихся картины и ее темы. Многочисленные интерпретации загадочного значения картины побудили одного из кураторов музея сказать: «C’est notre Joconde à nous». («Это наша Мона Лиза».)

К концу жизни Жером почувствовал себя человеком не своего времени. В 1903 году, вспоминая свою первую встречу с Шарлем Жалабером в 1840 году, он писал:

В то время Париж не имел ничего общего с сегодняшним Парижем: ни железных дорог, ни велосипедов, ни автомобилей; мы были менее взволнованы, и некоторые районы, в том числе тот, в котором мы жили и который мы называли Латинским кварталом, имели провинциальный вид в своем спокойствии и умиротворении. Теперь все изменилось; мы больше не ходим, мы бежим как сумасшедшие; если нас не раздавят днем, у нас есть хороший шанс быть убитыми ночью. Это очаровательно. Мы стали свидетелями конца мира, мы наблюдаем рассвет нового, которому недостает живописности и, прежде всего, безмятежности. Недалек тот день, когда из-за наших обычаев, нашего образа жизни, нашей любви к доллару (auri Sacra Fames) мы больше не будем французами ни в духе, ни в сердце. Ужасно подумать! Мы будем американцами!

31 декабря 1903 года Жером писал своему ученику и бывшему помощнику Альберу Обле: «Мне начинает надоедать жизнь. Я видел слишком много страданий и несчастий в жизни других. Я до сих пор вижу это каждый день, и я» Мне очень хочется сбежать из этого театра». Ему оставалось прожить еще десять дней.

10 января 1904 года «горничная нашла его мертвым в маленькой комнате рядом с его мастерской, лежащего перед портретом Рембрандта и у подножия его собственной картины «Правда»», — но источник этого анекдота, биограф Моро- Вотье не уточняет, на какой картине изображена Истина. Ему было 79.

По его же просьбе ему устроили простую отпевание без цветов. Но на заупокойной мессе, отданной в его память, присутствовали бывший президент республики, видные политики, многие художники и писатели. Он был похоронен на кладбище Монмартра перед статуей Ла Дулер (Боль), которую он отлил для своего сына Жана, умершего в 1891 году.

Наследие Жерома жило в работах тысяч его учеников из многих стран, в том числе: Одилона Редона, Мэри Кассат, Василия Васильевича Верещагина, Станислава Хлебовского, Ахмеда Али-бея, Анри-Камиля Дэнжера и Хосуи Ямамото, а также многих, кто приехал в Париж из Соединенные Штаты обучались у него, включая Томаса Икинса, Эдвина Лорда Уикса и Готтардо Пьяццони.

Потрясающая энергия, долгая карьера и широкая популярность Жерома привели к появлению огромного количества работ, которые сейчас находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру; В пересмотренном каталоге-резоне Акермана за 2018 год насчитывается около 700 картин и 70 скульптур.

В начале 1870-х годов Жером был известен удивительным разнообразием визуальной экзотики, реализованной в точных, мельчайших деталях, достигнутых с помощью тонких слоев краски, на которых не было видно ни мазка... Его работы особенно ценились богатыми американцами... За свою карьеру Жером продал американским покровителям 144 картины, что составляет почти четверть его произведений. [Работа Жерома в особняке Ноб-Хилл в Леланде Стэнфорде была уничтожена во время землетрясения и пожара в Сан-Франциско в 1906 году.] Несмотря на его выдающиеся достижения и огромный трансатлантический успех, большинство научных статей последних десятилетий называют работу Жерома пагубной смесью банальный, эксплуататорский и отупляющий академический подход. Однако последние исследования переоценивают Жерома и его значение в девятнадцатом веке. В эссе историка искусства Мэри Дж. Мортон, опубликованном в 2010 году… указывается, что, вопреки большинству взглядов XXI и XXI веков… американцы [в 1800-х годах] находили картины Жерома сложными, поучительными и совершенно современными.
Его хорошо проработанные и детально детализированные изображения гладиаторских боев, гонок на колесницах, невольничьих рынков и многих других сюжетов древнего мира произвели неизгладимое впечатление на массовую культуру.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так какие же запахи, по мнению месье Нюха, утрачены в нашем городе? ...
Брендовые товары, в том числе и цифровые гаджеты, стоят баснословно дорого, и флагманские новинки iPhone не по карману даже потребителю среднего класса. Однако можно существенно сократить расходы на приобретение высокотехнологичной техники, если обратиться к аналоговому спектру. В этой ...
Столица Греции, всё это я снял в самом центре города. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Как вам обзор? Добавляйтесь сюда и на Фейсбук (добавляю ...
В новом выпуске объективно разберем недавнее видео Максима Каца "Ликсутов — Собянин. Москва остановилась в развитии, хотя начиналось всё неплохо". Честно ответим на вопрос, всё ли так плохо с Москвой на самом деле или команда Каца говорит только то, что им выгодно? ...
Нихрена себе. Нихрена себе. Нихрена себе...... Как же так.... Так быстро. Так внезапно. Так неожиданно. Вроде бы только вчера мама ставил свой фирменный торт на праздничный стол. Самый всамоделишный Наполеон. Так я гордо обьяснял своим немногочисленным гостям. И на торте было всего лишь пя ...