
Израиль и Украина

Русский никогда не был особенно распространен среди еврейского населения Палестины. Вопреки опыту советского горожанина, дореволюционные евреи не были в массе русскоязычными. По переписи 1897 г., из 5 миллионов 200 тысяч подданных иудейского вероисповедания 97% назвали родным языком еврейский, надо полагать, идиш по преимуществу. У оставшихся 3% и, неизвестного, но, вероятно, заметного числа двуязычных, далеко не обязательно родным или вторым языком был русский. У жителя Варшавы это был бы, скорее всего, польский, Хельсинки – финский, Риги – немецкий и т.д.
Русский был языком немногочисленных интеллектуальных и социальных верхов, сыграв, в силу этого, заметную роль на раннем этапе сионистского движения. (Кстати, хотя Голда Меир была из Киева, а Жаботинский из Одессы, украинский как-то не сыграл почему-то заметной роли в истории Израиля.) После начала двадцатых, по понятным причинам, русскоязычная эмиграция и вовсе практически исчезла.
Второе, удивительное для израильского жителя, утверждение – иврит, якобы, был выбран евреями в 1948 г., в момент образования государства. На самом деле, это было решенным делом за десятилетия до того, еще во времена русскоязычных отцов основателей.
Дальше


Кратко о причинах выбора иврита и не только сказал Хаим Вейцман, будущий первый президент Израиля:
«Мы приехали в Эрец-Исраэль не для того, чтобы копировать жизнь Варшавы, Пинска и Лондона. Сущность сионизма — изменение всех ценностей, которые евреи усвоили под давлением чужих культур».
То есть концепция состояла в создании принципиально нового этноса и культуры.
Каким же образом это соотносится с современной Украиной?
Разве она создается заново на выкупленных у арабов солончаковых пустошах? Разве нынешнее этно-культурное состояние Украины не продукт многовекового развития?
Иногда кажется, что наиболее яростные сторонники украинского государства разделяют убежденность некоторых русских националистов, считающих Украину, украинцев и украинский язык искусственным политическим конструктом. Отрицая подобные заблуждения, должен сказать, что только они и придают внутреннюю непротиворечивость некоторым суждениям.
И наконец, прямой обман:
Может быть в Украине в некоторых регионах и будет русский на уровне второго языка, как в Израиле второй язык по необходимости арабский.

На самом деле, со дня основания, арабский в Израиле полноправный государственный язык.
Понятно, почему защищая украинскую языковую ситуацию, приходится прибегать к обману и демагогии. Других аргументов просто не существует. Вопрос давно разрешен. Французский в Канаде, валлонский и фламандский в Бельгии, шведский в Финляндии, немецкий и французский в Италии, баскский и каталонский в Испании… далее везде. Даже в дикой, прогнившей, авторитарной, отсталой, азиатской, варварской и дикой России татарский в Татарии, ингушский в Ингушетии, башкирский… и т.д. обладают всеми правами. Разве не поразительно, что в динамичной, просвещенной, процветающей, культурной и европейской Украине дела обстоят иначе?
Из демагогических аргументов мне особенно запомнился газетный стенд в центре Киева облетевший интернет. 95% изданий на нем были русскими, из чего делались самые горделивые выводы об украинской толерантности.
Вообще, украинским патриотам присуще гордиться весьма неожиданными вещами. Например, «я говорил во Львове по-русски и меня не съели!». Видимо, следующий шаг, «я ходила по Ивано-Франковску в красном платье и меня не изнасиловали!» или «я гулял по Ровно в панамке, и меня не расстреляли!».
Я, от всей души, разделяю восторг киевскими свободами. Подумать только, там можно продавать то, что покупают, и продавца, почти наверняка, не сожгут на костре, сложенном из сканвордов.
Помимо радости, у меня, правда, есть и вопрос и, отнюдь, не по статусу русского языка. Мне не очень понятно, так ли необходимо для языка, на котором согласно читать газету 5% населения, иметь не то что равноправный с русским, а вообще хоть какой-нибудь официальный статус?
В то же время, история Израиля, действительно, поучительна, демонстрируя насколько убежденность, вера, чувство, охватывающее сердца, важнее всего прочего в момент рождения нации.
Строго говоря, идея общности аргентинских и эфиопских евреев - довольно странная концепция, особенно исходя от основавших Израиль социалистов, безразличных к религии. И все же, слова были найдены, сердца завоеваны. Каирский еврей, во всяком случае, в большинстве, парадоксально ощутил общность с лондонцем и могилевцем, а не арабом из Газы.
Когда-то давно, мог, теоретически, сложиться единый восточнославянский этнос. Между украинцами, белорусами и русскими, в конце концов, не больше различий, чем между валлонами, гасконцами и бретонцами, ставшими французами, или сицилийцами, сардинцами и пьемонтцами, ставшими итальянцами. Хотя и вред ли меньше, чем между австрийцами, германошвейцарцами и баварцами.
Этническая история, как и всякая другая, движется только вперед. Вернуться назад что-то подправить невозможно. Формирование русского и украинского народа, того и другого из многих разнородных субэтносов, завершено. Давно сложилась и Украина, как территория двуязычная и двухкультурная, способная к долговременному мирному существованию только признавая и уважая этот очевидный факт.
Сражение за души и сердца, в целом завершено, осталось разве что обозначить линию прекращения огня. В этих целях, пропаганда, ложь и демагогия, используемые противником, куда эффективней танка Т-62, САУ «Гвоздика» или РСЗО «Град».
Но, как и прежде, как и всегда. На этом фронте и на других.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Добавить в друзья
|
</> |
