Изобретем российский Apple?
novayagazeta — 18.08.2014В российских верхах очередной раз всплыла вечная тема «национальной программной платформы». На этот раз ее озвучил министр связи Николай Никифоров, заявив, что «готовит меры по замещению импорта программного обеспечения». Очень своевременно — в момент наивысшего подъема российского «патриотического самосознания», вдохновленного украинскими событиями и Крымом, есть все шансы, наконец, реализовать подобный проект.
Вопрос тут даже не в необходимости шагов по созданию своего
собственного софта — никто никогда не сомневался, что он
нужен. Свои программы, заведомо лишенные возможных закладок и
зависимости от иностранного поставщика, требуются, как минимум, для
государственных органов. Эта идея родилась отнюдь не в
России — на программные пакеты неамериканского происхождения в
разное время перешли или пытались перейти правительства многих
стран мира, включая крупнейшие: Францию, Германию, Великобританию,
Южную Корею или Китай. В ЕС уже более десяти лет действует
межгосударственная программа перевода на свободное программное
обеспечение (правда, реализуется довольно вяло). Потому вопрос
стоит не «а надо ли?», а «как, когда, какими силами и сколько
стоит?». И вот здесь и возникают невидимые со стороны завалы
проблем, которые до сих пор не позволяют полностью реализовать
подобные инициативы даже самым богатым и технологически продвинутым
государствам мира.
Прежде всего следует пояснить, что в современном мире никакие программы никто не будет разрабатывать с нуля. Любая альтернатива коммерческому («проприетарному») софту американских компаний Microsoft, Apple или Adobe может лежать только в области свободного программного обеспечения (СПО). Здесь, слава Богу, мировым сообществом наработано достаточно, чтобы на его основе создать что угодно — свою операционную систему, специальный офисный пакет для чиновников или проверенное программное обеспечение для коммуникаций. Так что на вопрос «как?» за нас уже давно ответили.
«Когда?» - это полностью зависит от организаторов и денег (к последним мы еще вернемся). Как подчеркнул в своем ответе РИА Новости известный отечественный предприниматель Игорь Ашманов, нет никакого смысла растягивать проект на годы: за названные Никифоровым семь лет программы успеют безнадежно устареть. Значит, нужно ориентироваться на год-два, и здесь особое значение приобретает вопрос «какими силами?».
И вот с этим в России сейчас напряженка: с рынка уходят программисты старой школы, получившие прекрасное общетехническое образование еще в СССР, а новых подготовлено недостаточно. Не секрет, что многие перспективные специалисты уезжают за рубеж, где программистов также ждут с распростертыми объятиями. В результате в прошлом году дефицит программистских кадров в России составлял, по данным рекрутинговых агентств, около 25%. И для достаточно масштабных проектов их может попросту не найтись в нужном количестве и, главное, качестве — для замены софта, который разрабатывали годами крупнейшие компании мира, нужны руководители проектов высочайшей квалификации.
И вот тут мы плавно возвращаемся к самому главному вопросу российской действительности последних лет: «сколько стоит?» Не следует думать, что слово «free» (свободный) в названии программного продукта означает также и «бесплатный». Вам действительно бесплатно дают всего лишь конструктор «сделай сам», который довести до товарного вида и потом сопровождать его эксплуатацию может оказаться гораздо дороже, чем купить готовый и отлаженный продукт вместе с сопровождением в той же американской компании. В этом, собственно, и состояла причина всех неудач подобных проектов в многих странах (как, например, в Германии в середине прошлого десятилетия). Мир до сих пор знает лишь одну инициативу подобного масштаба, доведенную до реализации: это презентованная в начале текущего года China Operating System (СOS) – национальная операционная система Китая. В Китае несколько иное положение с численностью программистов и при этом им все равно пришлось нанимать аж южноафриканскую компанию Canonical и привлекать в качестве консультанта тайваньскую (!) компанию HTC.
По всем этим причинам есть обоснованные сомнения, что инициатива Никифорова не останется лишь очередным «патриотичным» сотрясением воздуха. Может быть даже хуже — если все-таки будут выделены и с удовольствием потрачены средства, а дело окончится в лучшем случае очередной показухой. Такого опыта у нас уже предостаточно: от того, что под брендом МТС продаются телефоны производства Arima, ZTE, Huawei и других китайско-тайваньских поставщиков, они ведь не стали отечественными, правда?
И напоследок — еще одно соображение, специально для чересчур рьяных приверженцев «отечественного производителя». Между прочим, у нас и без специальной «национальной операционной системы» есть чем утереть нос Западу, вы не в курсе? У нас на национальном рынке лидирует собственный поисковик («Яндекс»), чего не наблюдается ни в одной стране мира, кроме Китая. У нас антивирус мирового уровня (пятое, кажется, место в рейтингах) — «Касперский». У нас уникальная и весьма популярная в мире OCR-программа («распознавалка») — Fine Reader от полностью отечественной ABBYY. У нас совершенно свои — и очень качественные — программы-переводчики. Наконец, у нас документооборот, бухгалтерия, выборы, налоги, банковские системы, логистика и прочая малозаметная широкой публике, но важная и часто критичная для национальной безопасности часть специализированного ПО – практически полностью российского изготовления, а если и иностранного, то самостоятельно адаптированного. Так может не надо еще и изобретать велосипед? Может, лучше дополнительно поддержать тех, кто и без всяких «патриотических» посылов давно работает в этом направлении?
Юрий Ревич
обозреватель «Новой»
|
</> |