Изм?рить океанъ глубокій, Сочесть пески, лучи планетъ Хотя

топ 100 блогов osyotr10.09.2010 Изм?рить океанъ глубокій,
Сочесть пески, лучи планетъ
Хотя и могъ бы умъ высокій, —
Теб? числа и м?ры н?тъ!
Не могутъ духи просвещенны,
Отъ св?та Твоего рожденны,
Изсл?довать судебъ Твоихъ:
Лишь мысль къ Теб? взнестись дерзаетъ,
Въ Твоемъ величьи исчезаетъ,
Какъ въ в?чности прошедшій мигъ.

Хаоса бытность довременну
Изъ безднъ Ты в?чности воззвалъ,
А в?чность, прежде в?къ рожденну,
Въ Себ? Самомъ Ты основалъ:
Себя Собою составляя,
Собою изъ Себя сіяя,
Ты Св?тъ, откуда св?тъ истекъ.
Создавый все единымъ словомъ,
Въ твореньи простираясь новомъ,
Ты былъ, Ты есть, Ты будешь вв?къ!

Ты ц?пь существъ въ Себ? вм?щаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конецъ съ началомъ сопрягаешь
И смертію животъ даришь.
Какъ искры сыплются, стремятся,
Такъ солнцы отъ Тебя родятся;
Какъ въ мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкаютъ,
Вратятся, зыблются, сіяютъ,
Такъ зв?зды въ безднахъ подъ Тобой.

Державинъ


Книги Игнатія Брянчанинова я всегда не любилъ, даже въ ту пору, когда думалъ, что съ ними все въ порядк?, а это у меня дхарма дырявая. Зат?мъ пересталъ винить одного себя, но помалкивалъ; въ конц? концовъ, то, что онъ не жалуетъ науку, искусство и философію — не новость, какъ и не поводъ о чемъ-то говорить. Однимъ онъ такой нравится, другимъ не нравится, и вс?мъ все ясно. Вотъ пишетъ онъ: "Большая часть талантовъ стремилась изобразить въ роскоши страсти челов?ческія. Изображено п?вцами, изображено живописцами, изображено музыкою зло во всевозможномъ разнообразіи. Талантъ челов?ческій, во всей своей сил? и несчастной красот?, развился въ изображеніи зла; въ изображеніи добра онъ вообще слабъ, бл?денъ, натянутъ". Такъ и что? Я вид?лъ Медв?дей Шишкина, и потому не согласенъ, а кто-то, можетъ быть, росъ въ деревн? и кроме "Чернаго квадрата" ничего не видалъ, поэтому согласится.
Сегодня же ненарокомъ нашелъ о Брянчанинов? статью, въ род? апологіи, съ цитатами; въ ней р?чь о неправильномъ вдохновеніи и о правильномъ вдохновеніи — разум?й, художественномъ. Приведенное тамъ письмо Брянчанинова я прежде не читалъ — а оно прибавляетъ н?что къ образу: не толкуетъ уже, какъ не надо писать, а показываетъ, какъ надо. Вкратц? — опытъ собственнаго вдохновенія епископа Игнатія, и что изъ него вышло.
Сначала о неправильномъ творчеств? на прим?рахъ. Игнатій:
"Мн? очень не нравятся сочиненія: ода "Богъ" [Державина], преложенія Псалмовъ вс?…, преложенія изъ Іова Ломоносова, вс?, вс? поэтическія сочиненія, заимствованныя изъ Священнаго Писанія, написанныя писателями св?тскими… Вс? эти сочиненія написаны изъ "мн?нія", оживлены "кровянымъ движеніемъ"… Оду "Богъ", слыхалъ я, съ восторгомъ читывалъ одинъ дюжій баринъ посл? об?да… Бывало, читаетъ, и слюна брызжетъ изобильно на вс?хъ и все, какъ картечь изъ крупнокалибернаго единорога... В?ренъ, превеликъ восторгъ, производимый обиліемъ ростбифа и шампанскаго, пом?стившихся во чрев?! Ода написана отъ движенія крови, — и мертвые занимаются украшеніемъ мертвецовъ своихъ! Не терпитъ душа моя смрада этихъ сочиненій".

Сталинъ, къ слову, со всесоюзнымъ старостой Калининымъ, который въ молодости п?лъ на клирос?, исполняли въ застоль? на два голоса "Да исправится молитва моя". И?

"Между умомъ и чистотою — страною Духа — стоятъ сперва "образы", т. е. впечатл?нія видимаго міра, а потомъ мн?нія, т. е. впечатл?нія отвлеченныя. Это двойная ст?на между умомъ челов?ческимъ и Богомъ. Изъ жизни образовъ въ ум? составляется плотской, а изъ мн?ній — душевный разумъ, непріемлющіе в?ры... Потому-то нужно умерщвленіе и воображенія, и мн?ній. Понимаешь ли, что мн?ніе — прелесть?"

Номиналисты, право, и т? о мн?ніяхъ мнили лучше.


О правильномъ творчеств? съ прим?рами. Игнатій:

"Когда усвоится таланту евангельскій характеръ… тогда художникъ озаряется вдохновеніемъ свыше, тогда только онъ можетъ говорить свято, п?ть свято, живописать свято... "

Апологетъ:
Литературной форме, слогу, языку Владыка всегда придавал большое значение… Творчество Пушкина привлекало Владыку своей эстетической стороной: он ценил тщательность отделки, "чистоту слога", "ясность замысла" стихотворений поэта и признавался, что сам следует методу Пушкина, подвергая свои сочинения самому тщательному пересмотру, добиваясь ясности и легкости чтения. Говоря же о содержательной, сущностной стороне своих творений, святитель Игнатий неоднократно замечал, что не считает их в полном смысле слова "своими": "Они истекли из Отеческих Писаний… а написать их даровано мне для пользы многих душ… Книга "Опыты" доставит существенную пользу желающим спастись (в последнее время)… и даст ему решительное, одностороннее, спасительное направление". И не гордыня, а величайшее смирение явлено Владыкой в подобной позиции, диаметрально противоположной столь любимым поэтами вариациям на тему "я воздвиг себе памятник".

Игнатій:
И вотъ — на дняхъ — по обычаю одинъ я въ келіи, по обычаю лежу: внезапно и живо представилось мн?, что я на могил? Константина ?едоровича — вм?ст? съ Вами, со всемъ Вашимъ семействомъ... Какъ будто послышался голосъ Констан­тина ?едоровича! Овлад?ло душею моею чудное, неожидан­ное вдохновеніе: вскакиваю съ кровати, тороплюсь начертать на бумаг? мысли, представшія мн? въ многочисленном, очаровательномъ сонм?. Когда я переводилъ ихъ на бумагу, — рука едва посп?вала изображать то буквами, то кой-какими знаками и намеками, кипящія ключемъ мысли, перем?шивающіяся съ еще бол?е чудными, тихо и насладительно волну­ющими душу ощущеніями. Потомъ я перечиталъ исчерканный листокъ, — вижу: это — не моя собственность. Отрадное, ут?шительное вдохновеніе низошло ко мн? не для меня одного: оно принадлежитъ Вамъ бол?е, ч?мъ мн?… Пусть другіе встречаютъ праздникъ въ шумныхъ увеселеніяхъ: для Васъ послужитъ услажденіемъ «Слово изъ в?чности». Это — бес?да таинственно-послышавшагося мн? голоса.

Слово изъ в?чности

Отецъ мой! мать моя! супруга моя! сестры мои! родные и друзья мои! вы вс? стеклись къ моей одинокой могил?, — въ молчаніи, съ поникшими главами, окружили ее. Безмолвно, одними помышленіями и чувствованіями вы бес?дуете съ безмолвствующимъ жителемъ гроба. Сердца ваши — фіалы неисц?льной скорби. Потоки слезъ льются изъ очей вашихъ; изъ потоковъ слезъ пролившихся рождаются новые слезные потоки: печали — дна н?тъ, слезамъ н?тъ конца.
Младенцы — д?ти мои! и вы зд?сь у камня могильнаго, у камня надгробнаго. И на вашихъ глазахъ навернулись слезки, — а сердце ваше почти не знаетъ, о чемъ плачутъ очи, подражающія очамъ вашей матери, очамъ отца моего, очамъ моей матери. Вы любуетесь камнемъ надгробнымъ, камнемъ св?тящимся, мрамо­ромъ б?лосн?жнымъ; вы любуетесь надписью изъ буквъ золотыхъ; а они — этотъ мраморъ и эта надпись — провозв?стники вашаго ранняго сиротства.
Отецъ мой! мать моя! супруга моя! родные и друзья мои! что вы стоите такъ долго надъ моей могилой, надъ хладнымъ камнемъ, хладно — стоящимъ на страж? гробовой? Уже давно охлад?ло мое бездыханное т?ло, — возвращается, по узако­неніи Творца, въ свою землю, разсыпается въ прахъ... Какія тяжкія думы васъ объемлютъ, удерживаютъ на могил? моей?... Служители алтаря принесли къ ней молитву о упокоеніи моемъ, возгласили мн? в?чную память въ спасающемъ и упокоевающемъ меня Бог?. Они отошли отъ могилы безмолвной; идите и вы: вамъ нуженъ покой посл? подвиговъ т?ла и души, умученныхъ скорбію.
Вы нейдете?... вы зд?сь... вы — какъ-будто приковались къ м?сту моего погребенія!... въ молчаніи нерушимомъ, — съ думой, для которой н?тъ объясненія, — и сердцем, въ которомъ обиліемъ скопившихся чувствъ поглощается определенность чувства, вы не отступаете отъ могилы влажной, отъ камня — памятника безчувственнаго... Что надо вамъ? вы — изъ-подъ камня, изъ недръ могилы мрачной какъ-будто ожидаете моего голоса. Н?тъ этаго голоса: вещаю — однимъ молчаніемъ. Тишина нерушимая — уд?лъ кладбища. Прахи мертвецовъ говорятъ безъ словъ: тл?ніемъ осуществленнымъ возглашаютъ громкую пропо­в?дь, уб?дительное ув?щаніе къ живущимъ, мятущимся, шу­мящимъ на земной поверхности искателямъ тл?нія.
И есть еще у меня голосъ! и говорю съ вами! и отв?чаю на ваши неизъяснимыя думы, на ваши непроизнесенные и неизглаголенные вопросы. Послушайте меня! отличите мой голосъ въ общемъ, единомъ голос?, которымъ говоритъ в?чность къ времени…
А ты, товарищъ мой — мертвецъ, но еще съ живымъ словомъ въ устахъ?... вотъ — отецъ мой, мать моя, супруга моя, родные мои... Товарищъ мой! изъ общихъ нашихъ сокровищъ в?чности, скажи имъ за меня простое, необходим?йшее для нихъ слово: «Земная жизнь — мгновенное, обманчивое сновид?ніе. В?чность — неизб?жна...
30 марта 1848

Надо было обозвать смраднымъ все, чему не повезло им?ть кровообращеніе, чтобы писать потомъ объ очаровательномъ сонм? и тихо-насладительно волну­ющихъ душу ощущеніяхъ. Я не скажу, что это р?дкая дрянь по слогу, — лишь потому, что подобное писалъ каждый второй гимназистъ, и такая дрянь не р?дкость. Если же стихотворецъ прилеженъ и начитанъ, онъ учится трезвиться отъ насладительныхъ наитій годамъ къ двадцати пяти, и безо всякой аскезы.

Всуе потревоженный Пушкинъ зам?тилъ бы, какъ зам?тилъ уже однажды: "Эти люди никогда не скажутъ дружба, не прибавивъ: сіе священное чувство, коего благородный пламень и проч."

Когда Богъ спроситъ въ Первый день міра: "Итакъ, Гаврила Романовичъ, ч?мъ вы Насъ порадуете? Т?мъ ли, что были сенаторъ, тайный сов?тникъ и министръ юстиціи? Т?мъ ли, что были завзятый картежникъ? Въ Нашихъ глазахъ это не им?етъ ц?ны", — Державинъ достанетъ оду "Богъ", и тогда Сидящій на престол? скажетъ: "Съ в?чностью матеріи не все зд?сь православно, но это частности; вы сами увидите. Вы вполн? поняли Насъ. Можете взойти на лоно Авраамово".
И придетъ передъ Богомъ Брянчаниновъ, и принесетъ "Слово изъ в?чности", и скажетъ: "Вотъ, Господи, это я писалъ наитіемъ Твоего Духа", — а Сидящій отв?титъ: "Плохо же вы думаете о Насъ; впрочемъ, вы в?рили, что такъ надо. Вы старались. Взойдите и вы въ сонмъ Авраама, но впредь не пишите".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дедочка Барсик и девочка Люка: вместе гуляем, играем и спим :-) ...
Легковые автомобили восточногерманского производства Trabant и советские ВАЗы подготовленные к погрузке на торговые суда, на экспортной площадке в порту Росток; ГДР; август 1990-го года ...
Глас народа. Часть 1 Обыкновенное чудо Фильм мне понравился. Но иногда был слишком затянутым. Интересно было смотреть только про медведя. Остальное как-то не очень. Медведь, в исполнении Александра Абдулова, получился потрясающим. Я весь фильм восхищалась им и его игрой. Солярис ...
Мне очень нравится моя жизнь в целом. Нравится наш быт с детьми, со всеми радостями и трудностями. Нравится с ними тусоваться, отдыхать. Мы сегодня 7 часов провели в аквапарке. Телефоны с собой не брали, понадеялись на фотографа, в итоге уже в гардеробе смеялись, что получили странный ...
Как-то японцы изобрели часы. Не простые - если кто произносил при них матерное слово, то они тут-же перескакивали ровно на минуту вперёд. Решили провести их испытание в полевых условиях, так сказать. Сначала повесили часы над барной стойкой на ...