Изгнание Мурзика со школьной кухни.

На глаза мне попалась вот эта картина. Называется "Пионерский контроль". Написана она была в 1952-м году. Автор - Алла Горская. Пионеры пришли на кухню контролировать. Деловито записывают какие-то нарушения. Повар заискивающе улыбается, пионерки смотрят на него волком. Все остальные сотрудники кухни стушевались и отступили на задний план. Боятся. Шефа же выдвинули на передний край как самого опытного.
А пионерки волокут за шкирку главного виновника всей антисанитарии - столовского кота Мурзика. Прям вот решительно, не по-детски волокут. Развели тут, понимаешь. За что его? Только ли потому, что "с котами нельзя"? Или именно на этого Мурзика были списаны недостающие килограммы мяса. Типа: "Граждане судьи, мог ли этот вот кот съесть 28 килограммов мяса и ещё две палки колбасы? В накладной они записаны, а в наличии их таки нет. Или их съел кто-то другой?" И тут Мурзик должен выступать в роли свидетеля обвинения? Кстати. Вон на полу кровь. Интересно, чья? Может быть, это кровь съеденной мышки?
-Ах, тут у вас ещё и мыши!
Что характерно, среди пионерских контролёров нет ни одного мальчика. Наверное, в таких делах девочки свирепее. Или в те времена школы ещё разделялись на мужские и женские.

Был и первый вариант этой картины. Все вроде те же, но немного другие. И повар более уверенный в себе, без этакой блудливой улыбочки. И девочки волком не смотрят. И Мурзик тут гораздо больше, а главное - никто его за шиворот не тянет. Но видать, первый вариант автора не устроил. Остроты переживаний мало. Не чувствуется накал борьбы.
И мне подумалось, что в картине есть некий подтекст, фига в кармане. Типа, смотрите, Советская власть выращивает злых детей, чтоб потом натравить их на взрослых. Хунвэйбинов выращивает. На самом-то деле детей в такие взрослые дела, как контроль за столовыми, не впутывали. Да и обмануть этих пионерок любому повару - раз плюнуть. Для таких людей было специальное учреждение. ОБХСС называлось. Но скорее всего, разоблачить воров в школьной столовой было делом очень сложным. Там и воровать-то особо не надо было. Дети столько всего не доедали, оставляли на тарелках. Можно было разбогатеть вполне легально, откармливая свиней пищевыми остатками.

После того, как я увидел эту картину, я стал узнавать, что это за художник Алла Горская, и как появилась такая картина. Ничего о картине с "изгнанием Мурзика" не нашёл. Алла же Горская стала на Украине довольно популярным персонажем. Как борец с Советской властью и жертва Советской власти. И сегодня украинские школьники пишут о ней рефераты. Пишут, что в 60-е годы в Киеве был кружок молодых интеллигентов. Свобода творчества, поиски правды, осуждение сталинских репрессий. Ну, тогда многие подобным занимались. А эти ещё и ударились в украинство. Сначала всё было невинно. Изучали язык, песни, фольклор, культуру. А потом стали мыслить более радикально.
Советской же власти решительно не понравилось то, что её начали считать неким монстром, привнесённым иноплеменными захватчиками (украинство ведь имеет именно такой взгляд на Советскую власть). Власть с ролью монстра ну никак не соглашалась. И поэтому стала слегка гнобить Аллу. Её дважды исключали из Союза художников, потом восстанавливали. Одну её работу - большой витраж на тему Тараса Шевченко какой-то партийный секретарь лично разбил молотком. Что именно не понравилось секретарю - на этот счёт есть два мнения. То ли Тарас с бандурой там был похож на икону. То ли он там был "за решёткой". В качестве "решетки" выступали свинцовые переплёты витража. В общем, довольно глупые претензии, но их оказалось достаточно. А может быть, просто сказалась "ненадёжная" репутация Аллы.
Закончилось всё в 1970-м году трагической гибелью художницы. Её убил молотком собственный свёкор. А потом сам бросился под поезд. Естественно, это убийство сразу приписали КГБ. Вот такую трагическую историю нашёл я, заинтересовавшись "изгнанием Мурзика".
|
</> |