Избранные места из переписки с ... (17)
sa_5_gammon — 27.05.2023 Тема, постоянно будоражащая умы недалёких читателей журнала "Огонёк" образца 1989 года - производство в СССР во время Великой Отечественной войны самолётов из дерева. Кто только не издевался над недалёкими совками - и доктор (докториня? докторесса?) исторических наук Ю. Кантор, и маститый эстоонский бизнесмен и почётный кочегар М.С. Солонин, и вот свежее поступление - г-н Половинкин (aka oldadmiral). Его коронное заявление гласит:""Над советской авиацией немцы просто смеялись — "русфанер".""Предлагаю не углубляться в дебри авиационного материаловедения конца 1930-х,
начала 1940-х гг., а глянуть на сами самолёты той эпохи.
Итак, начнём. Первая авиационная держава - Голландия.
истребитель Koolhoven F.K.58 фюзеляж имел каркас, сваренный из цельнотянутых, стальных труб, и комбинированную обшивку: дюралевые листы - от носа кабины, далее - полотно; крыло -цельнодеревянное. Этакий "клаасфанер".
С 25 ноября по 1 декабря 1938 г прототип FK-58, окрашенный в голубой цвет и с крупным белым номером "58" на борту, показывали в Париже и французы его почти купили!
Франция:
истребитель Caudron CR. 714 преимущественно деревянной конструкции.
Так сказать, "жанфанер". Строился с осени 1939 и имел более усовершенствованную, но тоже деревянную модификацию. Состоял на вооружении союзника Германии - Финляндии.
истребитель Morane-Saulnier MS.405 - каркас самолета выполнялся из дюралевых профилей и стальных труб, а обшивка крыла и передней части фюзеляжа изготовлялась из материала "плимакс" - фанеры, склеенной с тонким алюминиевым листом. Крыло имело цельнометаллический каркас. Задняя часть фюзеляжа имела полотняную обшивку.
Начало эксплуатации - февраль 1939.
Также состоял на вооружении Финляндии и Турции.
Великая Британия.
De Havilland DH.98 "Mosquito" - всё понятно.
De Havilland DH.100 Vampire - тоже.
истребитель Hawker Hurricane. Каркас фюзеляжа изготавливался из стальных труб, укреплённых внутренними расчалками. В носовой части эта конструкция несла на себе мотораму и съёмные дюралевые панели, в кормовой — шпангоуты из толстой фанеры, на которых укреплялись деревянные рейки-стрингеры и обтягивались полотном. "Томмифанер", ага. Начало эксплуатации декабрь 1937 г.
Поставлялся почти по всей Европе и британским доминионам.
Пока прервусь, продолжение - будет, наверное.
|
</> |