Из жизни кинематографа. Часть 2

Из жизни кинематографа. Часть 1
Напоминаю: недавно меня попросили составить список фильмов, которые стоит посмотреть, чтобы получить более-менее полное представление о кинематографе. Я все время откладывал, поскольку это дело долгое и утомительное, но тут собрался и сделал первый блок по Великому Немому. Он вроде бы вам зашел, так что выкладываю продолжение: 1930-1931 годы.
L'Age d'Or (Золотой век, Франция, 1930)
Луис Бунюэль - самый скандальный фильм 1930 года

Morocco (Марокко, США, 1930)
Джозеф фон Штернберг - образцовая мелодрама, где Дитрих впервые показала себя в мужской одежде.
Фон Штейнберг, судя по всему, очень любил Дитрих и старался подать ее зрителю наиболее эффектно. Когда в начале картины мы видим Дитрих в облегающем платье и шляпке по моде тех лет и наблюдаем, как она лениво рвет визитную карточку Менжу, то становится ясно, что мы уже попали в капкан, из которого не выбраться, какую бы ерунду не навязывал нам режиссер.
Затем мы видим Дитрих, когда она впервые выступает в ночном клубе. В мужском костюме она ослепительно сексуальна, а феромоны наполняют кадр до предела в сцене поцелуя, которым Дитрих награждает спутницу Менжу в обмен на цветок. Правда, спустя пару минут ее показывают в мини-юбке и градус резко падает, ноги у нее все-таки толсты и некрасивы, в вышедшем в этом же году "Голубом Ангеле" они раздражали точно так же. Но еще чуть позже она снова в облегающем платье, и мы вновь не отрываясь смотрим на экран.
При таком раскладе Купер и Менжу, при всех своих достоинствах оказываются совершенно излишними, как и сам сюжет, откровенно пустяшный, претенциозно мелодраматический и вызывающий усмешку, не будь в кадре Дитрих. Немногословная, курящая одну папиросу за другой, уходящая от любящего миллионера к любимому нищему шалопаю босиком по раскаленному песку Сахары, она достаточно веская причина посмотреть это глупое кино, упорно отказывающееся расстаться с эстетикой немого кино.

Alraune (Альрауне, Германия, 1930)
Рихард Освальд - классическая мистическая мелодрама

Anna Christie (Анна Кристи,США, 1930)
Кларенс Браун - первый звуковой фильм с Гретой Гарбо. Самый кассово успешный фильм 1930 года
Крис Кристофферсон (Марион) - бывший моряк, ныне промышляющий в основном алкоголизмом, живет на угольной барже вместе со старой пьянчужкой, бывшей проституткой Марти Оуэнс (Дресслер). У него есть дочь Анна (Гарбо), пятнадцать лет назад он отдал ее на воспитание родственникам на ферму в Мэриленде и поддерживал с ней связь лишь посредством редких писем. Действие как раз начинается, когда он получает от нее письмо, в котором она сообщает что собирается вскоре приехать к нему в гости. Ее теперь зовут на американский лад Анной Кристи, она работает медсестрой, и просто решила немного отдохнуть от работы.
На самом деле, Анна – проститутка и только что вышла из больницы, где лечилась от профессионального заболевания. Но она старается скрыть правду от заново обретенного отца, у которого ее приезд меняет привычный ход пьяно-похмельного цикла.
Фильм снят по пьесе Юджина О’Нила, написанной еще в 1922 году и сейчас уже не воспринимается всерьез. Этому еще очень способствует сама Гарбо, которая в этот первый для нее звуковой фильм принесла весь багаж условностей немого кино. Ее игра в картине до ужаса искусственна и смешна, особенно на фоне восхитительного исполнения своих ролей Марионом и Дресслер. Впрочем, голос у нее хороший, что есть, то есть.
Этому фильму Кларенса Брауна удалось появиться в нужный момент. Спустя два года картина с таким набором персонажей и сюжетом не смогла бы появиться, будучи насмерть придавленной Кодексом Хейса.
Если кто решил, что кино мне не понравилось, то он не прав. Дресслер и Марион заслуживают того, чтобы это кино посмотрел зритель. А может быть и пересмотрел.

Der blaue Engel (Голубой ангел, Германия, 1930)
Джозеф фон Штернберг - первый звуковой фильм с участием Марлен Дитрих

All Quiet on the Western Front (На Западном фронте без перемен, США, 1930)
Льюис Майлстоун - самая известная экранизация романа Ремарка

Murder! (Убийство!, Великобритания, 1930)
Один из первых звуковых фильмов Хичкока, где тот впервые применил необычный нарратив и использовал оригинальные операторские решения

Little Caesar (Маленький Цезарь, США,1931)
Мервин Лерой — первый звуковой гангстерский фильм в истории

The Public Enemy (Враг общества, США, 1931)
Уильям Уэллман - классическое гангстерское кино с Джеймсом Кегни в главной роли.

Dr. Jekyll And Mr. Hyde (Доктор Джекилл и мистер Хайд, США, 1931)
Рубен Мамулян - самая известная экранизация повести Стивенсона

Dracula (Дракула, США, 1931)
Классический фильм ужасов Тода Браунинга. "Я не пью...вино..." - самая знаменитая фраза жанра.

M (М, Германия, 1931)
Фриц Ланг - первая звуковая картина режиссера. Классический триллер о маньяке-убийце,ставший образцом для последующих экзерсисов на тему. Питер Лорре проснулся знаменитым.

Mata Hari (Мата Хари, США, 1931)
Джордж Фицморис - Грета Гарбо как Мата Хари, классическая мелодрама
Наконец то я понял, почему недолюбливаю Гарбо. Просто она вся осталась в эпохе немого кино, а в фильмах давно уже появились диалоги. И то, что было терпимо, с появлением звука стало вызывать чувство, словно при одиннадцати вытащил туза. Все ее жесты, преувеличенные и манерные, усиленные очень сильным духом мелодраматизма самого сюжета в сочетании с диалогами у неподготовленного зрителя могут вызвать тошноту. Любопытно, что к остальным актерам таким претензий нет - Бэрримор в роли генерала Шубина смотрится вполне к месту, а молодой Наварро вообще кажется русским не только по роли.
Лучшая сцена в фильме, из-за которой я примирился со всем остальным - это сцена соблазнения героиней Гарбо персонажа Наварро. То, как искусно вплели в нее икону Казанской Божьей Матери и лампадку, выдает наличие в большом списке сценаристов фильма хотя бы одного русскоговорящего и такой обнаруживается без особого труда. Тем, кто будет искать в этом фильме историческую достоверность лучше сесть и покурить. Любопытно, что выпущенный еще в pre-code эпоху, в новые суровые времена он не мог три года получить право на повторный прокат.

Platinum Blonde (Платиновая блондинка, США, 1931)
Фрэнк Капра - один из первых звуковых фильмов Фрэнка Капры. Присутствует Джин Харлоу

Svengali (Свенгали, США, 1931)
Арчи Майо - классический хоррор на тему гипноза и телепатии


|
</> |