Из источников, граничащих:судоходный канал к Азовскому морю и другие
diana_mihailova — 16.08.2018
Каховский магистральный канал
Эффективное противодействие захвату юго-западных и южно-восточных
украинских территорий станет реальной после инженерной подготовки
этих зон как вероятных для боевых действий, которая будет
сопровождаться значительными вложениями бюджетных и заемных
финансовых ресурсов, а также с использованием большого количества
рабочих рук.
Во-первых в Южной Бессарабии и прибрежных районах левобережной
Таврии понадобится расширение сети местных автодорог, а также
укрепления их асфальтобетонного покрытия. Что необходимо для
быстрой переброски военных катеров и малотоннажных кораблей на
буксируемых полуприцепах и самоходных трейлерах с нижнего Днепра в
бассейн Азовского моря. На тех же уникальных трейлерах, которые еще
необходимо заказать, сделать по ним предоплату, изготовить в
течение нескольких месяцев на иностранных предприятиях,
специализирующихся на производстве этих видов автотранспортных
средств и доставить их в Украину, причем в сопровождении уже
подготовленных отечественных специалистов.
Во-вторых, необходима быстрая и широкая модернизация водной
инфраструктуры в Таврийско-Приазовской степи. С переработкой
существующих оросительных каналов и магистральных каналов в
судоходные. Для того, чтобы флот, который сейчас по сути "заперт" в
северо-западной прибрежной мелководной части Азовского моря,
получил большую свободу для маневров, а его личный состав
чувствовал себя увереннее. Находясь перед постоянно угрожающим и
постоянно готовым к комплексному массированному огневому
(ракетно-торпедно-артиллерийскому) поражению падающими с неба
сотнями и тысячами тонн металла, тротила и другой
усовершенствованной убийственной "гадости". Перед дальнейшим
вторжением (десантированием) хорошо вооруженного врага на побережье
с ослабленной таким образом обороной. Причем в соответствии с
Советским/Российски военным искусством огневого воздействия
непременно будет включать полное уничтожение плавсредств Азовской
флотилии ВМС ВС Украины и отряда катеров Морской охраны
Украины.
Как известно, еще в первой половине 1950-х годов власти
пост-сталинского СССР передали малопригодную для ведения сельского
хозяйства, истощенную войной преимущественно каменисто-пустынную
землю Тавриды/Крыма в обмен на плодовитую, расчерченную
лесопосадками, оросительную землю украинской Таганщины такой же
площади (27 тыс км2). И "строго-настрого" поручили "малороссам" это
каменистые землю всячески орошать и удобрять. Без меры закачивая
туда днепровскую воду, бесценный, поистине животворный украинский
ресурс, с целью ведения рисоводства, в то время расточительного с
точки зрения водопользования. При этом не сильно «заморачиваясь»
проблемами юга континентальной Украины.
В общем, родился небрежно построенный, а потому с нуля
"дырявый" Северо-Крымский оросительно-обводнительный канал (1961-71
гг .; 402,6 км), который берет свое начато у верхнего барьера
специально построенной для наполнения новой водной магистрали целой
плотины Каховской ГЭС. По которому до стремительного под внешним
воздействием перехода Крыма в состав РФ перекачивали до 380 м³ воды
в секунду! Которая более 40 лет поступала преимущественно за
Турецкий вал - в степную часть Тавриды.
Сейчас от этого паразитирующего на водных ресурсах Днепра
канала осталась около 100-километровая западнохерсонская его ветвь.
Хотя чем ближе к дельте Днепра с его поверхностными и подземными
руслами, тем выше гигантские запасы пресных вод, которые бьют
фонтаном из глубин земли после бурения неглубокой скважины, скажем,
для подкормки дождевальной установки. Артезианские запасы пресных
вод Таврии, в больших объемах просачиваются в акваторию Черного и
Азовского морей, никто из каналокопачив в условиях казалось бы
достаточного количества днепровской воды никогда всерьез не
учитывал и не включал в общий водный баланс юга Херсонской
облати.
Сейчас западно-херсонская ветвь Северо-Крымского
оросительно-обогатительного канала работает только в интересах
сельського хозяйства, семейных хозяйств и жителей "новоросской" (до
этого крымско-татарского) континентальной части Украины. А общий
показатель потребности ними днепровской воды, даже с учетом
"щедрого" подтопления земель вдоль дырявого канала снизился до
60-80 м3/с, а водный баланс материковой части
Таврийско-Приазовского степи значительно улучшился.
За счет увеличения объемов стока воды из Днепра расширилась
среда обитания и у рыбных стай, и у семей дельфинов-афалин в дельте
Днепра, во всем Днепровско-Бугском лимане, а также в черноморской
акватории Дунай-Днепровского междуречья. Сейчас в больших объемах
пресная вода остается и поступает туда через дельту Дуная большими
разветвления к Черному морю румынским судоходных каналу
Дунай-Черное море. Северная ветвь которого расположена примерно в
90 км южнее ближайшего к нему дунайского устья Святого Георгия,
находится под юрисдикцией Румынии.
Основной "Каховский оросительный и магистральный канал юга
Украины". Позже, в 1979 году расположен в Таврическом степи канал,
уже с бетонными плитами этаж почвенно-пленочного канала длиной
130-150 км, шириной до 100 метров с вполне судоходных глубин - до
10 метров оказался боль полезным для экономики засушливой Таврии. В
приемный бассейн канала, расположенный между поселком Любимовка и
селом Софиевка, днепровская вода подается насосной станцией на
высоту 24,3-25 метров с максимальной расчетной производительностью
530 м3/с (фактическая - 360 м³/с). А потом Днепровская вода
течением поступает пользователям до реки Молочной в Запорожской
области.
В схеме Каховского канала предусмотрена также перемычка в виде
Перекопского магистрального канала, основная задача его -
дублирование (дополнение) Северо-Крымского канала неподалеку от
Турецкого вала.
Давайте посчитаем ... Общий среднегодовой сток Днепра в
нижнем течении составляет в среднем 1670 м3/с. Сток
Северо-Кримского канала до АТО оценивался в 22,8% от общего
количества стоков Днепра, сейчас этот показатель не значительный -
3,6 - 4,8%, а объем пресной воды Каховского канала - 21,6%. Таким
образом, если к началу российской агрессии два канала в среднем
выкачивали из русла нижнего Днепра 44,3% его воды, то после
прекращения подачи воды в Тавриду ее использование исключительно в
Таврийско-Приазовском степи составило чуть более ¼ стока главной
реки страны (25 2 - 26,4%), т.е. упал в 2014 году почти на
половину.
Сейчас годовой сток Днепра поднялся с "доАТОвских" 55,7% до
более приемлемых 73,7 - 74,9%. Теперь водный баланс реки позволяет
подбирать наиболее оптимальные варианты его использования. Причем
не только в интересах орошения, скажем, засушливых, но и очень
перспективных в сельскохозяйственном плане северный районов
Николаевской и Одесской областей. Но и для заполнения новых
судоходных каналов в направлении от Каховского водохранилища до
Азовского моря
Я не берусь прогнозировать того, что продажа днепровской воды
крымским сельхозпредприятиям и водоканалам никогда не
восстановится. Возможно вода с континента и вернется в Тавриду, но
в более скромных объемах - исключительно для капельного орошения и
для использования местными жителями. И не по дырявым железобетонным
каналам- "монстрам" советской эпохи, и под палящими лучами Солнца,
а по закрытым водоводах - системы нержавеющих труб с внешним
светоотражающим покрытием. Причем последнее утверждение уместно и
для пользователей пресных поверхностных вод и на континентальной
части Украины. Дармовых водных ресурсов, за которые, кстати, весьма
агрессивно бьются все наши соседи (РФ, РБ, Румыния ...), на Украине
больше никогда не будет!
Самым простым и быстрым вариантом "прорубить" судоходное окно
в Азовское море, в обход заблокированного Россией Керченского
пролива было бы создание Каховско-Кирилловского судоходного канала
(ККСК) вдоль русла Каховского центрального оросительного и главного
магистрального канала, не без выпрямлений по линии автодороги
"Каховка-Геническ". С выходом в проложенные морские судоходные
каналы с молами, которые снижают волнение, в районе курортного
поселка Кирилловка. Общая длина ККСК с учетом выпрямлений будет
около 120-125 км.
Каховский магистальний канал
Кроме того, устаревшие гидротехнические сооружения на
Причерноморско-Приазовской низины нуждаются в коренной
реконструкции. В первую очередь очередь с точки зрения минимизации
непроизводственных потерь пресной воды, наращивания экономических
систем орошения в Херсонской, Запорожской и в западной части
Донецкой области.
Также можно было бы обсудить и Запорожско-Стогановский
(-Новоконстантиновский) вариант судоходного канала, с мощным
днепровским водозабором и шлюзами шириной 18-24 метра между городом
Васильевка и дачным поселком Скалы - практически напротив Запорожья
(≈ 40 км по прямой). Но он более дорогостоящий и требует больше
времени на строительство.
Но строительство судоходного канала вблизи границы с Крымом
может ухудшить свободу маневров частей и подразделений Сухопутных
войск Украины в возможных оборонительных сражениях, поскольку ВС РФ
всегда ищет удобные поводы для нападения, что может привести к
потере значительной территории. При ускоренной прокладке
судоходного канала "Днепр-Азовское море" по маршруту главного
магистрального канала значительно повысится обороноспособность ВСУ
в стратегически важной для них юго-восточной части страны. И не
только упростит переброску боевых кораблей, но и при необходимости
станет существенной водной преградой для наступающих вражеских
войск. А также даст коммерческую выгоду для грузового и
туристического судоходства водного транспорта (самоходных барж)
полным водоизмещением до 5000-7000 тонн.
О кораблях для эффективной обороны
Азовское море мелководное, а его глубина даже в центральной
части не превышает 13,5 метров, а средняя - 7,4 метра (6,8-8
метров). А для северной части его акватории характерно еще больше
мелководье (с перекатами) шириной 20-30 км от берега и глубинами до
6-7 метров. Кроме того, морская акватория скрывает ряд подводных
возвышенностей глубиной 3-5 метров.
Поэтому стоит говорить о необходимости разработки для азовской
акватории, а также для мелководных заливов и речных притоков,
примыкающих к черноморской акватории скоростных боевых кораблей
(полукорветов) специального класса, с высокой мощностью и
водометными двигателями, водоизмещением 1200-1500 тонн и шириной
15-17 метров. Которые никого не заставят сомневаться в огневой мощи
ВМС ВС Украины, а в штормовую погоду будут контролировать
гироскопическими компенсаторами качки (ширина шлюзов Днепровского
каскада ГЭС - 18 метров, а румынского канала Дунай-Черное море - до
24 метров).
Американские проекты USS LCS-3 / LSC-2 в качестве
прототипов
Корабль ВМС США USS LCS-2
Во-первых речь идет о реально функционирующих боевых
кораблях-корветах прибрежной зоны типа USS Fort Worth (проект
LCS-3), которые были построены судостроительной верфью на берегу
реки, впадающей в озеро Мичиган. У них мощные 4-х водометные
дизельные агрегаты от ведущих европейских производителей, смешанные
модули, высокая степень автоматизации функций и уменьшенные
благодаря этому экипажи.
Корабль ВМС США USS LCS-2
Для наших разработчиков представляют интерес также и тримараны
USS проекта LCS-2 с двумя дополнительными боковыми
корпусами-"поплавками". Уменьшая глубину основного (моторного)
корпуса, защищает его от поражения торпедами, крылатыми ракетами и
снарядами противника. Серьезно увеличивает общую устойчивость,
скоростные характеристики и маневренность корабля в условиях
мелководья и сильных ветров, вызывающих большие колебания уровня
воды в берега.
Доктор технических наук Алексей Алешин