Из хроники репрессий: 8 мая
von_hoffmann — 08.05.2025

8 мая 1922. года
Завершился московский процесс над церковниками. Ревтрибунал вынес 12 смертных приговоров, из них пять впоследствии были приведены в исполнение.
26 мая 1922 священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров были расстреляны. В отношении протоиереев Александра Добролюбова, Василия Вишнякова, Анатолия Орлова, Сергия Фрязинова, мирян Михаила Роханова и Варвары Брусиловой смертный приговор, вынесенный Московским трибуналом, постановлением Президиума ВЦИК был заменен на 5 лет тюремного заключения.
Самая мужественная из подсудимых, Варвара Брусилова, уже после суда, 31 июля 1922 года, из женской тюрьмы осмелилась написать письмо В. И. Ленину:
«Владимир Ильич!
Моя подпись напомнит Вам недавний процесс церковников, в котором 5 человек поплатились головой за свои религиозные убеждения. Я была в числе одиннадцати, приговоренных к высшей мере наказания.
Говорят, что Советская власть за убеждения не судит. Это неправда. Конкретной вины у нас всех не было никакой, к нам были так суровы за то, что некоторые из нас имели мужество перед лицом Трибунала поднять голос в защиту своих святынь, сказать вслух то, о чем шепчется по углам и шумит вся Православная Русь.
Вам лучше, чем кому-нибудь, должно быть известно, что никакого заговора, никакой преступной организации у нас не было. Большинство из нас впервые увидели друг друга на скамье подсудимых. Нас объединяло только оскорбленное религиозное чувство. Пусть с Вашей атеистической точки зрения мы были не правы – разве за это можно казнить? Не милости, не пощады я у Вас прошу, я спокойно глядела в глаза смерти весь долгий месяц одиночного заключения после приговора, но мне лишь невыносимо больно было за тех, на которых у Вас поднялась рука, мне больно за безвинно пролитую кровь.
У Вас, именующего себя вождем русской революции, я спрашиваю: какими словами, если не кровавой расправой, назвать Ваш революционный суд [...]
Не думайте, что этим путем Вы искорените религиозное чувство в душе русского народа. Знайте, что тысячная толпа, присутствовавшая на нашем процессе в Трибунале, в то время как Вы поливали нас грязью и называли нас бандитами и людоедами, эта толпа приветствовала нас как новых мучеников христианства всюду, где могла. Они молчали потому, что знали, что слово в свободной Советской России карается смертию, они видели это на живом примере [...]»
Источники:
Николай Коняев. Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953. Центрполиграф. 2014;
Московские процессы 1922 года. Православная энциклопедия;
Протодиакон Сергий Голубцов. Первый московский процесс 1922 года по делу «церковников». Азбука веры

1929. Май, 8
В Томске закрыта и передана в ведение студгородка Томского технологического института Иннокентьевская церковь бывшего женского монастыря.
«Старинные храмы Томской земли». Информация о храме:
Иннокентьевская монастырская церковь.
Наименование каноническое: Во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского.
Наименование обиходное: Иннокентьевская.
Тип храма: Монастырская, Томского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Расположение: г. Томск, между ул. Аполинарьевской и Торговой (ныне – улицы Студенческая, Вершинина и между ними ул. Студгородок).
Построена и освящена: 1865 год.
Архитектор: Андрей Константинович Македонский.
Архитектурный стиль: Эклектика.
«В 1920 году Иоанно-Предтеченский женский монастырь был закрыт. Часть насельниц образовала Сельскохозяйственную женскую артель, которая также подвергалась реквизициям со стороны большевиков.
С 1923 года при Успенском соборе была создана религиозная община обновленческой ориентации, пользовавшаяся и Иннокентьевской церковью, которая в 1924 году стояла с разобранным иконостасом и бездействовала. На территории монастыря был помещен детский дом, воспитанники которого неоднократно совершали налеты на храмы. Детдомовцами были разбиты стекла и совершены кражи в Иннокентьевской церкви.
Обновленческая община не смогла содержать Иннокентьевскую церковь, и постановлением Сибирского краевого административного отдела за от 4 июня 1929 года она была окончательно закрыта.
Здание церкви разобрали на кирпичи в 1950-х годах, на месте женского монастыря и прилегавшего к нему кладбища был выстроен студенческий городок».
Источники:
ГАТО. Ф. Р430. Оп.1. Д.32. Л.111.;
Разрушенные храмы Томска. Храмы Иоано-Предтеченского женского монастыря;
Старинные храмы Томской земли. Иннокентия, епископа Иркутского;
Фото: Храмы России. Дореволюционные открытки из коллекции Г. И. Тригорлова;
Схема расположения монастыря: материал Юрия Черданцева «Томск. Исчезнувшие храмы города».
1933. Май, 8
Всем органам ОГПУ, суда и Прокуратуры СССР была разослана секретная инструкция, подписанная председателем СНК СССР Молотовым и секретарем ЦК ВКП(б) Сталиным об упорядочении массовых репрессий, связанных с ликвидацией кулачества.
Она обязывала прекратить массовые беспорядочные аресты и перейти к политической и организаторской работе новыми методами. Прекращались массовые выселения крестьян, но по инерции, уступая настойчивым требованиям местных властей, разрешалось выселить еще 12 тысяч крестьянских семей. Запрещалось производить аресты председателям райисполкомов, районным и областным уполномоченным, председателям колхозов, секретарям партячеек. Право на производство арестов сохранялось за милицией, прокуратурой и ОГПУ.
Инструкция также предписывала «разгрузить» места лишения свободы: «Установить, что максимальное количество лиц, могущих содержаться под стражей в местах заключения НКЮ, ОГПУ и Главного управления милиции, кроме лагерей и колоний, не должно превышать 400 тысяч человек на весь Союз ССР».
К моменту принятия этой инструкции численность подследственных составляла около миллиона человек.
[Хрестоматия по истории России. 1917–1940. С. 353–357.]

1938. Май, 8
Расстрелян Станислав Михайлович Бах (1900-1938), костельный органист, служивший в селе Белосток, городах Томске и Новосибирске.
В 1931 был арестован в Новосибирске и осужден к трем годам ИТЛ по статье 58-6-10 по делу ксенза Н. Михасенка, срок заключения отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Перед последним арестом проживал в селе Татьяновка Шегарского района Томского округа и работал бухгалтером областного дома инвалидов.
Из книги В.А. Ханевича «Белостокская трегедия»:
«Арестовали его 9 февраля 1938 года сотрудники Шегарского РОНКВД Песоцкий и Зоськов в один день вместе с ещё шестью работниками дома инвалидов, в прошлом раскулаченных и высланных в Нарымский округ жителей Западной Белоруссии и Эстонии. Всех их «объединили» в одну контрреволюционно-шпионско-диверсионную повстанческую группу кулаков-поляков, «действующую» в областном доме инвалидов, и начали выбивать из них признательные показания. Через несколько дней допросов все шестеро «признались» в причастности к указанной повстанческой группировке, «дали» показания против себя и своих товарищей. И только Станислав Бах стоял на своем, упорно отрицая все предъявленные ему обвинения и «факты» антисоветской агитации. «Факты» эти были взяты из так называемых свидетельских показаний руководства дома инвалидов....
Следователей НКВД, очевидно, интересовали и родственные связи Баха, из которых, возможно, рассчитывали «выудить» не только польское, но и немецкое происхождение его семьи, в чем он их разочаровал. На допросе 17 февраля следователю Песоцкому он заявил, что о происхождении своей семьи не знает, сам родился в Сибири. До революции его семья занималась хлебопашеством, обрабатывая всего 8 десятин земли, из имущества имела двух коров и двух лошадей да деревянный плуг... Сам он с 1922 по 1925 год учился в Томском музыкальном техникуме. Был органистом в костелах Новосибирска, Томска, родного села Белосток»...
Станислав Михайлович Бах был расстрелян 8 мая 1938 года в Томске.
Реабилитирован в сентябре 1989.
2 июня 1938 был расстрелян проживавший в Томске его младший брат Павел Михайлович Бах (1904-1938), работавший в Томске счетоводом. Ему также было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционной национальной польской организации. Реабилитирован в феврале 1959.
После публикации очерка о Станиславе Бахе в газете «Народная трибуна» в 1992 году откликнулась из города Новосибирска одна из его дочерей Янина Станиславовна. Она приезжала в музей, привезла с собой сохранившиеся семейные фотографии, рассказала о себе и своей сестре Тамаре, живущей в Магнитогорске.
«Рассказала, что в своё время хотела стать музыкантом, как и её отец, но не получилось. Зато теперь большие надежды подаёт её внук, уже несколько раз выступавший на музыкальных вечерах и концертах в Новосибирской консерватории. Нереализованные музыкальные способности Станислава Баха нашли своё продолжение в правнуке»…
Источники:
БД «Жертвы политического террора в СССР»;
ГАТО. Ф.239.Оп.16.Д.133; ГАНО. Ф.Р-1.Оп.3. Д.250;
Книга памяти Томской области;
Архив Мемориального музея;
В. Ханевич «Белостокская трагедия». Томск.-1993 г.
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_134857

или
|
|
</> |
Bigger — современные технологии для людей с ослабленным зрением
О совете старейшины Как России получить своё?
Бывшая девушка принца Гарри сегодня
Как вам такая география?
Услуги электрика Преображенское
Уток в Петергофе много
Тема Лютый понимает
Из жизни Змея Горыныча

