Итоги: Тимуру два с половиной года
a_katkov — 27.08.2011Поскольку
из последних 3 месяцев мы провели 16 дней на даче в Минске и 6
недель в Сибири., то писал я редко и мы пропустили много дат и
событий о которых следует написать. Поэтому самое время
записать промежуточный пост умений и знаний на конец лета 2011
года.
В поездке занятия старались организовывать на базе того, что
было. Пособия с собой не брали. Что пошло занятиям на пользу.
Во-первых, придумали новые формы. Во-вторых, подогрели интерес к
старым. Сейчас после возвращения это наиболее заметно.
С июля начали заниматься по Шичиде. В связи с этим сделали некий симбиоз занятий на каждый день. О самих занятиях поподробнее напишу позже. А пока результаты 2,5 лет
Спорт
Рукоход сделан основной шаг: Тимур понял идею и научился ходить. Сейчас проходит на рукоходе самостоятельно 3 перекладины и с небольшой поддержкой за ноги до 6 метров рукохода
Ходьба . В день мы проходим с Тимуром 5-6 километров.
Бег. Самостоятельно пробегает без перерыва 1 километр. Конечно, бегать из под палки «бежим когда надо» не будет. Но бегать очень любит. В настоящее время бег – одно из самых любимых занятий Тимура. Обычно, он сам просит: «мама, папа, давайте побегаем». На даче это было очень просто. Мы выбегали и бегали по полям. Очень любит игру: Тимур убегает, мама догоняет, потом мама убегает –Тимур догоняет. Если мы все втроем, Тимур раздает «указания» кто будет убегать, а кто догонять.
С легкостью ходит по пересеченной местности, даже с затяжным подъемом или спуском.
Кроме того, мы ходили с Тимуром по скошенным полям. Острые палки, по сути, представляли собой настоящую полосу препятствий. Тимур в течение 30-40 минут упорно шел по полю, обходя эти торчащие палки. Не напоролся ни на одну.
Перекаты, кувырки вперед, ходьба по узкому бревну (5-7 см шириной), прыжки с небольших высот, перепрыгивание небольших препятствий, ходьба приставным шагом, задом – успешно применяются ежедневно.
Полностью освоил беговел – выделывает на нем разные кульбиты. Любимое катание – по пересеченной местности (по камням, кочкам, лужам). Люди вообще наше все! И на беговеле и на роликах.
Успешно катался на самокате трехколесном, который нам отдали. А в Минске в гостях просто встал и поехал на двухколесном – даже не заметив, что там всего 2 колеса.
Очень большой прогресс на роликах. Успешно преодолевает небольшие горки, легко разворачивается в движении на 90 градусов. Катается долго (3-4 часа) без проблем и усталости. Ролики – просто продолжение Тимуркиных ног.
Умеет кидать мяч в цель. У нас есть детская палатка с баскеткольной сеткой. Тимур вполне успешно попадает в нее. Также кидаем камешки в цель, дома мячики в тазик и пр.
Турник, трапеция – может висеть по 30 секунд легко. Поднимает ноги, крутиться, качается, делает уголок.
Веревочная лестница – успешно залазит под небольшим наклоном и без, если низ слегка закрепить.
Обожает лазить как игуана (на четвереньках, то есть стопы и ладони), как змея (всем телом) и иногда на четвереньках.
Самообслуживание:
Снимает/одевает ботинки
Снимает и одевает штаны
Футболки одеваем сами (у нас они по фигуре, ничего не висит, поэтому самому сложно)
С горшком проблем нет – просится всегда и везде. Стал писать в горшок стоя.
С ночного и дневного сна просыпается абсолютно сухой. Хотя мы и одеваем памперс (просто мебель жаль)
Ест сам ложкой, вилкой. Легко и аккуратно ест сам любые продукты (в том числе жидкий суп). Умеет резать ножом (не очень твердые предметы)
Пьет аккуратно из любых кружек
Знает и ценит «порядок» в доме: с улицы всегда сразу разувается и снимает уличную одежду, знает что где лежит и в принципе всегда аккуратно ставит вещи на свои места.
Без проблем убирается вечером, разносит игрушки по местам. Очень дотошно осматривает комнату и проверяет не осталось ли чего.
Хорошо чистит сам зубы.
Перед едой всегда говорит «пиянтяля аппетита» (приятного аппетита) Требует чтобы мама сказала папе, папа – маме, мама – Тиму, папа – Тиму, Тим – маме, Тим –папе. Вот такие у нас сложные игры в этикетJ
Активно помогает во всем родителям.
Игры
Игры занимают 80% нашего времени. Это сложные ролевые игры со строительством объектов, разговорами, обсуждением, заменами одного на другое, оценками правильно/неправильно, красиво/некрасиво и пр. интеллектуальными вставками для выполнения заданий по математике, энциклопедич.знаниям. головоломки и пр.
Стоит на минуту остановиться и сразу звучит призывный голос Тимура «мама/папа ИГРАЙ ГАЛЯЛЮ (говорю)!»
Хорошо и с интересом играет в лего. Строит стены, соединяет детали.
Всгда играет в сюжетные игры с участием наших фигурок. Активно использует реплики.
Конечно же хит игр – машинки и прочая техника.Под игры с машинками идет отлично любое обучение. Хорошо придумывает игры сам. Играет с несуществующими предметами: например делает вид что ест банан, насыпает денежки (как-будто) мне в руку, чтобы я купил ему круассан или машинку, рука бывает и самолетом, и машиной, и зайчиком и т.п..
РечьТимур болтает беспрерывно…
В речи часто встречаются интересные с использованием энциклопедических знаний.
Например, так… Тимур стоит, писает в горшок. Получилось очень много. Тим с восторгом в голосе: Вот это да!!!! Это просто Амазонка какая-то!»
Часто задумывается о пройенных темах. Рассуждает, делает выводы:
Тим вчера увидел голубя раздавленного на дороге.. Идет рассуждает... "Мама, папа, смотрите - там голубь. Он плохо себя вел, баловался и шел по дороге на красный свет. А машина его опа... и ударила. Голубь умер подумал... помолчал и резюмирует: Да... баловаться на дороге нельзя, а то, как голубь - опа..... Дословно...
У Тимура сейчас период «почемучки». Наш малыш постигает логику вещей. Поэтому вот такие разговоры звучат у нас ежеминутно:
- Тимур, смотри, это пассажирский самолет..
- А почему пассажирский?
- потому что перевозит пассажиров
- а почему перевозит пассажиров?
- потому что людям надо много летать, чтобы успеть сделать все свои дела
- а почему надо успеть дела сделать?
- потому что когда все сделано – можно ни о чем не беспокоиться
-а почему можно не беспокоиться?
- потому что беспокоиться неинтересно. Лучше все сделать и гулять в парке
- а почему гулять в парке?
- потому что в парке гулять интересно.. там у нас речка, можно загорать, купаться, кататься на велосипеде….и так далее и далее и далее….
Иногда теряешься что ответить, но отвечаем всегда!
Хорошо повторяет цепочки по Шичиде. Повторяет рассказанные нами и свои придуманные рассказы по картинкам.
Тимур заговорил после 2 лет. Но зато сразу чисто. Фактически его понимают все: говорит он четко, словарный запас большой, речь обогащена превосходными степенями, сравнениями, синонимами, фактами.
Например, он может сказать о размере предмета: большой, огромный, гигантский. Часто приводит сравнение: эта палочка как птица…
К нашему сожалению, появилось слово паразит: «блин». Говорится обычно в состоянии сильного расстройства, что с ним не играют и сопровождается фразой: «Ну, папа, блин, играй, кому говорю!» Беседуем, стараемся сами исключить подобные слова. Начинать. Как ни крути, надо с себя.
Геометрия
Знает плоские и объемные геометрические фигуры. Легко рисует круг, овал, квадрат и треугольник.
Определяет больше/меньше, шире/уже, длиннее/короче, вертикальная/горизонтальная линия (рисует по просьбе), ломаная/волнистая линия (рисует по просьбе)
Очень хорошо и с удовольствием занимается по книжке «Послушный карандаш». Успешно рисует и обводит объекты, косые, прерывистые линии. Хорошо заштриховывает и зарисовывает по контуру. С легкостью проходит разные дорожки с изгибами.
С большой любовью играет в геометрические игры: видит геометрические фигуры везде. Из пары изюминок и кусочка хлеба непременно сделает машинкуJ
Игра Колорино – любимая. Магнитная мозайка Геометрикс на 520 элементов пришла нам давно, но по причине поездок мы ее не доставали – посмотрим, как пойдет!
Математика
Умеет считать до 10ти по порядку
Знает цифры
Умеет производить действия с цифрами (плюм/минус) в пределах 5 Умеет выравнивать количество предметов до нужной цифры. Определяет, где больше, где меньше вне зависимости от величины числа. Я даже удивляюсь, как он видит разницу между 73 точками и 85. Но безошибочно показывает всегда.
Логика Легко выполняет задания на исключение: найди на картинке не синий и не красный, покажи не кошку и не мышку.
Хорошо понимает и выделяет признаки объектов. Легко справляется с заданиями типа: что тут лишнее? Развернуто отвечает: «тут лишний…. Патамуньта (потому что)…..»
Благодаря занятиям по Шичиде научился искать различия в картинках. Находит 3-7 отличий в картинках. Отдельно расскажу как мы начинали эту тему с поиском различий.
Умеет выкладывать цепочки-узоры по образцу. Хорошо играет в логические игры: подолжи цепочку и пр.
Находит среди предметов «такой же»
Умеет обощать группы однородных предметов. Например, яблоко+апельсин+персик… Назови одним словом. Уверенно говорит фрукты. То же самое с другими группами.
Пазлы. Сейчас некоторый этап охлаждения к пазлам. Собираем нечасто. Но вобщем навыки свои не потерял. Очень нравится сейчас Тимуру делать абсурдные картинки. Например, брать нос собаки и пытаться приставить его вместо хвоста. Конечно, замочек не закрывается, но выглядит смешно.
Чтение Знает все буквы Читает простые слова
Мы сейчас проверки не делаем принципиально.
В лото со словами (самодельное) легко раскладывает все карточки.
Занимаемся ежедневно: лото, слова, печатаем на листе ½ А4 надпись к картинке – на обратной стороне картинка, листалки, читаем все подряд и подписываем словами все подряд. Сделали кубики – будем играть со слогами.
Еще купили
отличные пособия. Напишу отдельно пост про чтение.
Еще... Начал петь. Любимая песня – «машина едет по дороге, а
самолет летит в верху…» на мотив «по полю танки
грохотали…»
Стал вслушиваться в музыку.
Любит все новое и интересное! Сам просит маму «мама, давай интересное!» Это значит, хочет заниматься!
ТворчествоРисование. Рисует много и увлеченно. Начал не только рисовать объект, но и закрашивать его. Дополняет картины многими деталями. Думаю это результаты занятий с нашей учительницей.
Лепка. Самостоятельно лепит простые предметы типа самолетиков, вытянув 2 крыла и хвост из колбаски. Очень любит лепить змей (тонкие колбаски), грибочки, машинки и колеса к ним ( шарики)
Аппликация: с радостью занимается, сам клеит, сам придумывает детали картины.
Успешно попробовали витраж делать. Пошло! Получилось! Понравилось!
Социализация
Самый больной наш вопрос. Тимуру неинтересно со сверстникамиL Он отлично играет с детишками постарше, со взрослыми. А со сверстниками – никакого интереса. В связи с этим мы под большое сомнение ставим его поход в сад и главное, целесообразность этого мероприятия.
Сон днем 2-2,5 часа и ночью с 22.00-22.30 до 6.00-6.30 утра
Спит сам. Не просыпается.
Засыпает легко минут за 5. Обязательный ритуал укладывания спать: сказка (или читаем из Умницы – воспитание характера. Воли, доброты и пр., или придумываем сами. Если хотим «отработать» какой-то момент в поведении в течение дня.) Дальше Тимур закрывает глазки а я или мама напеваем колыбельную песенку из Спокойной ночи, малыши. Через 3-5 минут Тим спит.
Характер
Тимурка очень нежный, любит целоваться, обниматься. Не жадный: легко меняется машинками на улице, делится вкуснятиной с мамой и папой. Весельчак: только найди над чем посмеяться – не остановить! Настойчивый в достижении своей цели. Но вполне слушает разумные доводы. Это помогает. Явно не умеет еще справляться со своими эмоциями на высоком уровне. Бывает, что эмоции перехлестывают любые доводы. Что в общем, нормально для 2,5 лет.
Вот такой...Чудесный и взрослый наш малыш.
|
</> |