Итальянское

топ 100 блогов av415.09.2011 Со времени последнего весеннего поста пронеслись апрельско-майские три недели Испании, июньская Галиция, июльские тверские проселки и совсем недавно двухнедельная Италия. Недавнее и покажу, а с остальным - как сложится, запасов много, а времени - не очень.

Италия была солнечной (кроме пары дней), жаркой, вкусной (как обычно в Европе) и чрезвычайно питательной в плане эстетических впечатлений от большого искусства. Много его там, ничего с этим не поделаешь. Больше, чем в других частях Европы. Что ни церковь, то пинакотека, под конец уже надоело воспринимать бесчисленные алтари, томбы, крипты, фрески. Понастроили тут, а ты все это рассматривай и фиксируй. Желательно еще и осмысливай с точки зрения искусствоведческого анализа. После Италии всегда остро осознаешь, что в России просто количественно мало искусства, с учетом ее просторов почти голая степь. Для итальянцев эта насыщенная художественная среда - образ и сама ткань жизни. Для нас - это музейная резервация и редкие оазисы дворцов-усадеб-церквей среди утилитарного (или просто неосвоенного) пространства. В Италии же почти каждый уличный фонтан - шедевр пластики, показатель качества каменной резьбы, понимания объема, формы. Там хватает и третьесортного художественнного творчества, даже есть откровенный китч 16-17 веков. Но все равно это результат творческого импульса, уводящего от прозы жизни в иную реальность. Хотя чем еще, как не художеством, заниматься стране, у которой полдня сиеста? Причем даже на кладбище в это время не попадешь, там тоже все отдыхают.

Небольшая нарезка из двух первых дней. Объезжали подробно Ломбардию. В начале прихватили западный угол Эмилии-Романьи, в конце - угол Пьемонта.


Итальянское
Памятник Алессандро Фарнезе в Пьяченце. 1620-е

Итальянское
Оба брешианских собора, старый и новый




Для большей информативности (а вдруг кому пригодится на случай собственного путешествия) буду вставлять протокольные куски из нашей поездочной программы.

ПЬЯЧЕНЦА PIACENZA

Население 102 тыс. чел. Основан в 218 до н.э. как римский лагерь Плацентия, в 187 становится важным пунктом на Эмилиевой дороге из Италии в Сев. Европу. В XIII-XV вв. городом управляли семейства Скотти, Паллавичино, Висконти и Сфорца. С 1521 в Папской области, в 1545 Павел III создал для своего сына Пьетро Луиджи Фарнезе герцогство Парму и Пьяченцу. Фарнезе владели городом до 1746, затем Бурбоны.

Тихая и сонная в середине дня. Ходишь по пустым улицам и собираешь ее церкви и дворцы.

Итальянское

Итальянское

Duomo, Собор Санта Джустина и Санта Мария Ассунта. 1122-1233, построен на месте разрушенного землетрясением 1117 г. предыдущего собора Санта Джустина, кампанила 1341. Реставрирован в 1897-1901 (приближен к первоначальным формам). Характерный образец романской архитектуры, построен под влиянием соборов в соседних Модене и Парме, отличается наличием развитого трехнефного трансепта. Интересна романская каменная резьба на фасадах (в т.ч. типичные ломбардские львы, держащие сень над порталом входа), окно-роза принадлежит готической эпохе. В интерьере живопись Камилло Прокаччини, Лодовико Караччи, Гверчино и др., романская купель. Открыт 7.30-12 и 16-19.

Собор хорош, хотя его фасад довольно прост.

Итальянское

Типовые каменные львы под колоннами входных сеней. Таких много в окрестных городах. Непременная принадлежность больших церквей итальянской романики.

Итальянское

Итальянское

Palazzo Farnese, Палаццо Фарнезе. 1558-1602, при уч. арх. Виньолы, здание осталось частично недостроенным, один из крупнейших дворцов Ренессанса. Внутри Musei Civici di Palazzo Farnese – интерьеры (в т.ч. Cappella Ducale), средневековая скульптура, кареты, оружие, Pinacoteca – «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Боттичелли, работы Себастьяно Риччи и др. Открыто 9-13 и 15-18.

Странная недоделанная громада. Несколько напоминает известное КГБ-шное здание на Лубянке, масштабы схожие. Со двора наглядный пример того, как и из чего делается большая (в прямом смысле) архитектура. Полный недострой.

Итальянское

Итальянское

Итальянское

Итальянское

Chiesa Santa Maria di Campagna, Базилика Санта Мария в Кампанье. 1522-1528, арх. Алессио Трамелло. Построена на месте церкви, в которой в 1095 папа Урбан II объявил о начале Первого крестового похода. Значительный памятник архитектуры Ренессанса, созданный под влиянием проектов Донато Браманте. Центрическая композиция нарушена в 1791 удлинением алтарной части. В интерьере ансамбль фресок Порденоне – самое его значительное произведение (в куполе композиции на тему истории человечества, фрески капелл Екатерины и Волхвов, алтарь «Поклонение волхвов» в капелле Волхвов). В капелле Св. Антония фрески братьев Бибиена, также работы Гверчино, Креспи.Открыта 9-12 и 15.30-18.

Самый главный памятник ренессансной живописи в Пьяченце. Впечатляет гармоничным единством архитектуры и живописи. Последняя помогает первой организовывать и членить пространство.

Дальше поехали в Боббио (40 км к югу от Пьяченцы), в гости к святому Колумбану.

Итальянское

Monastero di San Colombano, Аббатство Св. Колумбана. Основано в 612 или 614 при поддержке лангобардских королей ирландским монахом-проповедником св. Колумбаном, умершим здесь и погребенным в 615. Один из крупнейших монастырей средневековой Европы, мощный центр просветительства с богатейшей библиотекой (в Х в. свыше 700 кодексов). С 1014 резиденция епископа. Монастырь послужил прообразом основного места действия в романе Умберто Эко «Имя Розы». Монастырь закрыт в 1795, церковь превращена в приходскую. Церковь Сан Коломбано. 1456-1522, построена на месте базилики IX в. (от нее остались часть апсиды и колокольни). В интерьере купель VII в., (по легенде, дар королевы Теодолинды св. Колумбану), фрески XVI в., в крипте мощи св. Колумбана (мраморный саркофаг 1480) и знаменитые напольные мозаики нач. XII в. с изображением месяцев, работы Бернардино Ланзани. Действует музей аббатства. Открыто в сб. 16.30-18.30

Аббатство много раз перестраивалось, в итоге остался только кусок самой ранней архитектуры, да и то возникшей уже после Коломбана, в 9 веке.

Итальянское
Саркофаг Св. Колумбана в крипте монастырской церкви. 15 век. Забавно, как голубь Св. Духа угрожающе пикирует прямо на доброго старика Колумбана.

Итальянское
Просто кот святого Колумбана

Итальянское

А это самое картинное в Боббио. Увы, для утренней съемки, а не наоборот.

Ponte Gobbo, ponte Vecchio o «Рonte del diavolo», Старый мост, «Мост Дьявола» через р. Треббиа. Существовал в 1196, возможно, римского происхождения. Длина 273 м, 11 пролетов. Редкий образец столь древнего сохранного сооружения данного типа, один из символов города.

Итальянское
Мало кто не полазил по этим камням, вдоволь поплескавшись в водах Треббиа. За сим вечер и скоротали.

С утра была Брешия, большая, неживописная, зато почти бесконечная на церкви, картины и реликвии.

БРЕШИЯ (БРЕШИА) BRESCIA
Население 192 тыс. чел. Античная Бриксия, в VI-VIII вв. - второй по значению (после Павии) город Лангобардского королевства, центр герцогства Бриксийского, с 774 – центр графства в составе королевства франков. С 1313 – под властью Висконти, с 1428 и до 1797 (с непродолжительными перерывами) – под властью Венецианской республики. В 1799 Брешию штурмовали войска А.В.Суворова. С XIII в. город известен своей оружейной продукцией.

Итальянское

Местами это почти Венеция (столетия господства венецианцев не прошли даром), только без воды и мостов.

Итальянское

Palazzo della Loggia (la Loggia, palazzo communale), Лоджия. 1492 – 1575, арх. Филиппино де Грасси, Лодовико Берета, верхняя часть - Якопо Сансовино, Андреа Палладио и Джованни Антонио Рускони. Выдающийся образец архитектуры Ренессанса.

Ну точно Венеция. Еще немного Виченца, поскольку все же Палладио.

Итальянское

Duomo Vecchio, il Rotonda di Santa Maria, Старый собор. Кон. XI в., портал XVIII в. (после орушения кампанилы в 1708), реставрация 1891-1899. Архитектурно воспроизводит храм Гроба Господня в Иерусалиме. Один из ключевых памятников ранней ломбардской романики. В интерьере: «Вознесение Богоматери», евангелисты Лука и Марк, Илия и Ангел Моретто да Брешиа (1526), работы Джироламо Романино, деревянный хор (1529), орган (1536, Джан Джакомо Антеньяни), крипта VII-XII вв. с римскими и византийскими колоннами. Открыт 9.00-12.00, 15.00-19.00

Итальянское
Интерьер нового собора

Duomo Nuovo, Новый собор. 1604-1825, арх. Джованни Батиста Лантана / братья Джан Батист и Антонио Маркетти (фасад), Луиджи Каньола (купол). При начале строительсва за основу был взят проект Андреа Палладио. Яркий памятник палладианского направления, с заметным влиянием барокко.

Итальянское

Chiesa di Santa Maria dei Miracoli, Церковь Санта Мария деи Мираколи.1488-1560, арх. Джованни Антонио Амадео и Джованни да Верона, Джангаспаро Педони, Стефано Ламберти, Лодовико Беретта и Джованни Мария Пьянтавинья. Выдающийся фасад в стиле ломбардского Ренессанса, богатая каменная резьба. Интерьер сильно поврежден бомбардировкой 1945 г. Открыта 8-12 и 16.19.

Фасадная резьба по мрамору удивительна, это тот же Амадео, что создал фасад Павийской Чертозы

Итальянское

Итальянское
Monastero di San Salvatore - Santa Giulia, Монастырь Сан Сальваторе – Санта Джулия и церковь Санта Мария ин Соларио. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Лангобарды в Италии: места власти». Основан, по преданию, в 753 лангобардским королем Дезидерием и его женой королевой Ансой. Комплекс составляют:
Церковь Санта Джулия (западная часть уничтожена в XVI в., античные капители и колонны, крипта XII в.);
Chiesa di San Salvatore, Церковь Сан Сальваторе. Самый ценный памятник ансамбля, его древнейшее сооружение. Заложена в 753 Дезидерием, включает остатки античного здания (колонны 1 в. до н.э.), перестраивалась в 9 и15 вв. Сохранился первоначальный трансепт с апсидами, каменная резьба и фрески 11 в. Второй по уровню сохранности (после церкви в Чивидале) памятник архитектуры лангобардов в Северной Италии.
Церковь Санта Мария ин Соларио (сер. XII – XIV в., росписи Флориано Феррамола и Паоло да Койлина, 1513-1524, крест Дезидерия).
Не действует с 1798, с 1882 постройки занимает Museo Santa Giulia (фрагменты римских домов с мозаичными полами, античная бронзовая статуя богини Победы - Vittoria alata di Brescia, ок. 250 до н.э., I в. н.э., раннехристианское искусство и т.д.). Открыт 10.00 -17.00, билет 8 евро.


Главное место в Брешии с точки зрения значимости для мировой культуры. Огромный и ценный музей с разными пластами - от античности до барокко. Самое важное - следы лангобардов, давших название всей Ломбардии.

Итальянское
Напольные мозаики античной Бриксии

Итальянское
Античная богиня победы - символ города

Итальянское
Полно древнеримских портретов

Итальянское
Средневековый петух, какой-то флюгер

Итальянское
А это уже лангобарды. Крипта церкви Сан Сальваторе. Как обычно, варвары натащили кучу разных запчастей от полуразобранных античных зданий и смонтировали что-то свое. Капители, колонны, базы - все краденное. Вообще красоты в лангобардской архитектуре немного, зато редкость ее велика. Лангобарды владели всей Италией два века, с 568 года. Постепенно окультуривались, осваивая наследие Рима. Этим в первую очередь и интересны с точки зрения искусства.

Итальянское
Лангобардская каменная резьба

Итальянское
Знаменитый крест короля Дезидерия. Варварская ювелирная работа всегда воздействует магически, имея силу каких-то давних языческих идолов. Это даже трудно передать словами. В них мощь и правда, которой потом не стало.


Итальянское
Нверху монастырских строений теперь размещена Пинакотека Tosio Martinengo, на время переехавшая из собственного здания. Там среди пары дежурных Рафаэлей и многих других яркими красками светится Лоренцо Лотто.

Итальянское

Итальянское
Кто-то из подражателей Арчимбольдо

Итальянское

Итальянское
Главное имя в искусстве города - Алессандро Бонвиччино, он же Моретто да Брешиа. Очень крупный художник первой половины 16 века, немного недооцененый в тени великих. В Брешии он повсюду, в музеях и церквях, дома остались его лучшие работы.

Итальянское

В темных церквях почти никак адекватно не снять его алтари. Цвет все равно не тот. Это "Коронование Марии" из церкви Сан Назаро и Чельсо

Итальянское
"Благовещение" Моретто из Пинакотеки

Итальянское
ну и в конце обычный уличный брешианский фонтан.

В следующий раз поедем дальше

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несколько лет назад в Живом Журнале я совершенно случайно наткнулась на дневник "укушенной" Торсуновым женщины. Она оставила категоричный комментарий в каком-то околосемейном сообществе, стало интересно посмотреть на его автора. Дневник был не из популярных, десяток-другой френдов. ...
"Несмотря на некоторое продвижение и освобождения ряда прифронтовых сел, до выхода на оперативный простор еще очень далеко. При этом в бой брошен стратегический резерв ВСУ 10 армейский корпус. Изначально этот корпус формировался, чтобы его бросить в прорыв, после того как основная ...
- Чтобы дети в старости кормили. Как выяснилось , это реальный ответ в голове у многих. Мило, конечно, нечего сказать. И комментарий, так потрясший меня, вызывает определенный уровень понимания в обществе:"а я бы не расстраивался по поводу отмены пенсий.. конечно старикам будет плохо, ...
Шум, гром, тарарам, скандал, волчий вой... По какому же поводу? Первый канал начал ...
Судя по последним тенденциям, личные воспоминания офф-топом не являются, так что вставлю свои 5 копеек :-)Было мне примерно 6-7 лет (то есть 1988-1989 гг.), точно не помню. Мы с мамой приехали в Москву за очками (у меня было очень плохое зрение), так как свои ...