История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал "Собака".

топ 100 блогов fionochka — 17.07.2012 У меня долго не доходили руки до этого дела. Но обещала - надо закрыть гештальт.

В итоге понадобилось всего 2 часа работы с фотошопом.

Я думаю, что не стоит сильно глумиться, излагаю факты.

В 2006-2008-х годах Александр Соколов работал в журнале "Ревизор" в качестве фотокорреспондента. Получал зарплату. В числе снимков, сделанных им для журнала "Ревизор" - была фотография профессора Казарина.
Через некоторое время из журнала "Ревизор" Соколов уволился, лучшей судьбы ища.
А некоторое время спустя Соколов обнаружил, что "Собака" опубликовала ту самую фотографию Казарина из "Ревизора". Без подписи Соколова.Соколов явился к руководству журнала и потребовал денег. Звучали цифры и угрозы подать в суд.

Дальше будет кое-что о правовой части, о понятиях и - самый смак - документы, за которые было "уплочено" 50 тысяч.


Маленький правовой экскурс.
Это очень упрощенная модель, в основном, для понимания.

В массиве интеллектуальных прав можно выделить, условно, два блока:
1) неимущественные права (в том числе право авторства - право быть признаным в качестве автора; право автора на имя - право быть указанным в качестве автора и под своим именем использовать/разрешать произведения; право на неприкосновенность произведения - право требовать соблюдения целостности произведения, недопущения искажения произведения и т.д.). Эти права неотчуждаемы и непередаваемы. Защита этих прав осуществляется в рамках ст. 1251 ГК РФ, предусматривающей такие способы защиты, как, например, признание права (авторства), компенсацию морального вреда за нарушение права на имя, защиту деловой репутации).

Размер компенсации морального вреда - как правило небольшой (3-10 тысяч рублей за одну, допустим, фотографию). Но, прошу заметить, небольшой размер компенсируется безусловностью выплаты, то есть доказать, что автор вообще не понес моральных страданий - невозможно и все равно придется хоть что-то, но заплатить.
2) имущественные права. Это исключительное право - право использовать произведение, в том числе в коммерческом обороте. Защита происходит в рамказ ст. 1252 ГК РФ, предусматривающей либо возмещение убытков (но тогда их наличие и размер надо доказать), либо компенсацию в размере от 10 000 рублей до 2 000 000 рублей (в этом случае доказывать факт и размер убытков - не надо, надо сосредоточить свои усилия на доказывании тяжести нарушения).
Исключительные права - отчуждаемы.
При этом, как правило, они принадлежат автору.
Но есть и исключения.
Например, создание произведения по договору авторского заказа, в котором есть условие о передаче исключительных прав заказчику.
Или... служебное произведение: если совсем просто - когда создание творческих произведений входит в трудовую функцию работника, то исключительное право на созданные им произведения с момента создания принадлежат - работодателю (а неимущественные, конечно, раз они неотчуждаемые, сохраняются за работником).
Иными словами, перспектива спора "по авторским" (как говорит одна особа, я этот жаргон терпеть не могу):
- моральный вред за неуказание имени автора - 3-7 тысяч.
- моральный вред за искажение изображения (при условии проведения соответствующей экспертизы, которую так же надо оплатить) - примерно тысяч 5.
- компенсация за нарушение исключительных прав - тысяч 10-15 (максимум).
Расходы на представителя - от 30 тысяч. При этом суд общей юрисдикции компенсировал бы тысяч 15-20. Арбитраж - полностью (но если в арбитраже установлено будет, что иск явился следствием нежилания истца урегулировать спор в добровольном порядке - суд может полностью перенести все бремя расходов на истца).

И вот,  применительно к "казусу Соколова", что выходит?
Конечно, Соколову причитается за нарушенные личные неимущественные права - неуказание авторства (допустим, тысячи 3... ну, если он бы уперся - тысяч 5-7).
Но вот насчет исключительных прав, имущественных... тут вопрос.
Он создал фотографию для "Ревизора" - это установлено было очень легко, вроде бы он сам журнал и принес показать, мол, "это моё".
Однако на каких условиях он работал с "Ревизором"? У него был договор авторского заказа? Если да - то за кем сохранялось исключительное право? Или же он там работал по трудовом договору и произведение служебное?
А вдруг фотография была создана специально для Казарина и принадлежит ему?

На предложение пояснить, как дело было - Соколов обиделся и начал ругаться.
Пришлось звонить в "Ревизор", а там подтвердили, да, работал в штате, получал зарплату. Был фотокорреспондентом - снимал репортажи, когда надо - интерьеры, когда надо - натюрморты, но больше всего - портреты. Они ему хорошо удавались, мы своим архивом довольны.

Пришлось снова обратиться к Соколову. Но уже не устно - а письменно: ему решили написать. Мол, так и так. Мы готовы вам заплатить, но прошу пояснить, что у вас за отношения с "Ревизором", почему исключительные права сохранились за вами?
Соколов намека не понял, решил придать дело огласке.
Он выложил в своем блоге письмо от "Собаки" и издевательски его прокомментировал, мол, он что, хотят, чтобы я им свою коммерческую информацию раскрыл?

Поступок Соколова (и все его дальнейшее поведение) было очень глупым. Только глупостью и полным отсутствием здравого смысла можно назвать язвительные и хамские высказывания в интернете в адрес "Собаки" и ее главного редактора в преддверии грядущего суда, в котором, в том числе надо будет доказывать свои моральные страдания.

Если ты собираешься судиться "по моралке" нужно быть тише воды, ниже травы. Предельно вежливым и корректным.
Потому что при мизерных суммах, которые присуждают по таким категориям дел, давать повод к уменьшению суммы компенсации морального вреда - просто идиотизм.

И Соколову, безусловно, если уж он так серьезно нецелился на суд, необходим был опытный и грамотный юрист.
И если бы он нашел человека умного, опытного, умеющего просчитывать вперед, то, скорее всего, это юрист сказал бы Соколову: "Так, парень. Что у тебя были за отношения с "Ревизором"? Да не финти ты. Как есть рассказывай. Самый главный момент - момент опубликования произведения: где, для кого, на основании чего. Так, похоже, произведение служебное. Тогда вот что, Соколов. У тебя два варианта. Первый - ты не влезаешь в суд по исключительным правам, ты идешь к "Собаке" и требуешь компенсацию за неуказание авторства. Тысяч 15. Торгуешься аккуратно. Тысяч 7 предложат - бери. Плюс - попроси извинений, каких-нибудь плюшек, пусть съемку тебе закажут. Второй - ты начинаешь этот суд и пытаешься получить не только моральный вред, но и компенсацию исключительных прав. Но учти: ты судишься за 10, максимум - 15 тысяч. А, качество фотографии не очень? Типа искажение произведения? Ну, это еще тысяч 5 морального вреда. И придется потратиться на экспертизу (это еще те расходы). Итого ты высудишь максимум тысяч 20-25 при самом лучшем раскладе. А мои услуги стоят за такое дело - от 30 тысяч. Оно тебе надо? Нет, могут компенсировать,  конечно, расходы на мои услуги (если поведем себя аккуратно, подсобираем доказательств, что "Собака" отказывается в досудебном порядке решить вопрос). Но могут и не компенсировать. Ты хочешь судиться? Тогда убирай из своего блога все, что ты успел понаписать про "Собаку" и поехали в гости к журналу "Ревизор"..."



Вот так бы с ним поговорил человек умный.

Но Соколов такого человека себе не нашел.
Соколов нашел себе Юлю "я вас ославлю" Подк, большого специалиста в судах "по авторским".
Что из этого вышло - известно: Соколов высудил себе 5 тысяч в совокупности (и 2,5 тысячи на юриста). Остался должен 38 тысяч (и это без невозвращенных расходов на юриста, которые он понес посредством «бартера» - считай, бесплатно что-то кому-то поснимал).


А вот как так вышло – можно и показать.
Мне понадобилось 2 часа проторчать в фотошопе, чтобы отсканировать вставить комментарии к особо вопиющим местам тех документов, которые приносила в суд Юля "я профессионал" Подк. Хотя они и без комментариев "восхитительны".

Итак, идем читать...
История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал

Это первоначальный иск, поданный Юлей Подк в суд общей юрисдикции.

Суд попросил кой-чего уточнить в иске и доплатить госпошлину.
Что и было сделано, правда, качество этого иска не особо улучшилось.
История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал

Затем был суд.
В суде Соколов все как на духу рассказал - про работу в "Ревизоре". А его юрист узнала про понятие "служебное произведение" (ей богу, не вру, когда мы читали свой отзыв - она прямо в суде начала рыться в кодексе с удивленным видом). Вот фотографии протокола судебного заседания.
История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал

По итогу Кировский суд прекратил производство по делу.
А на вопрос Юли "150 дел в анамнезе" Подк, мол, когда вы дело отправите в арбитраж, пояснил опытному юристу, что при прекращении дел в связи с неподведомственностью спора дела в суд другой юрисдикции не передаются (хотя бы по той причине, что у них другие требования к размеру пошлины и порядку подачи иска).
История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал

Через три месяца иск был подан в Арбитражный суд.
В целом - кое-какие сдвиги в сторону улучшения были. Благодаря кускам судебных решений, надерганных из Консультанта.
История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал
Но, как видно, требования по-прежнему не были конкретизированы (моральный вред, исключительные права), собственно, морального вреда, самого очевидного требования, так и не было заявлено.
Почему не были?
Как сказала Юля "я же профессионал" Подк: "Суду надо - пусть он исковые требования и разделяет".


Кстати, о суде.

Судья Анисимов - судья особый. Он достаточно флегматичный, спокойный. Но при своем невозмутимом виде - все ну, очень неплохо понимает.
Но даже всего запаса невозмутимости судьи Анисимова не хватало, чтобы спокойно  слушать то, что несла в суде Юля "предмет иска - это его основание" Подк.
Кстати, все эти фразы "я профессионал", "я вас ославлю" и прочие - это только малая горсточка того, что было сказано Юлей "решаю по досудебке" Подк в судебных заседаниях. Признаюсь, я часто думала «ну, все, она уже все глупости, какие можно, сказала, цирк кончился», но девушка продолжала жечь от заседания к заседанию.


В какой-то момент, а точнее - когда Юля "я не понимаю вашу роль в этом процессе" Подк объясняла невыполнение возложенной на нее судом обязанности тем, что "она была в отпуске", Анисимов не выдержал: "... Так. Хватит. Лирическую часть, именуемую так же "плачь Ярославны" оставьте для коридора..."
В целом, отношение суда к представителю Соколова как в Кировском суде, так и в арбитраже было весьма очевидным.
Но Соколов, удивительное дело, словно не замечал иронии судей, явного их раздражения и постоянных тыканий Юли Подк в элементарные нарушения.
Это был, пожалуй, какой-то особый случай стокгольмского синдрома: полная зависимость от человека, который тащит тебя в пропасть.

Впрочем, мне Соколова не жалко.

Кстати, о расходах Соколова.
Вот таким образом были эти расходы оформлены.
На полном серьезе - это какая-то вершина договорной работы.
Договор.
История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал


В итоге, после нескольких отложений, суд чуть ли не силком заставил представителя Соколова уточнить, за что конкретно и сколько они хотят в совокупности 100 тысяч рублей.
И нам наконец-то предъявили:
33 333 рубля - за "личное неимущественное право" (за какое конкретно - непонятно: за искажение фотографии? за неуказание авторства?);
33 333 рубля - за причинение вреда деловой репутации (вот тут - без комментариев, мало того, что сам вред не доказан, так еще и непонятно, в чем вообще нарушение деловой репутации состояло – видимо, в искажении произведения, нет, тут точно без комментариев);
33 333 рубля - за нарушение исключительных прав;
Плюс - опубликовать решение.

Итого – 4 требования.

Суд решил удовлетворить 2 требования:
- опубликовать резолютивную часть решения;
- за "личное неимущественное право" - 5 тысяч рублей (напомню - мы были готовы отдать до 7 тысяч без суда).
Так же - госпошлину за два удовлетворенных требования - 4 тысячи рублей.
И еще - качество услуг представителя было оценено в 2,5 тысячи рублей (это рекорд по мизерности компенсации не только на моей памяти).
Решение:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/bf124cfc-9219-4e5a-b73b-b31924e4fbbe/A60-29420-2011_20111209_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf

Я думала - пойдут обжаловать.
Нефига. Видимо, решение их всем устроило.

Но если они всем довольны - то почему бы и нам не быть довольными? Ведь в двух самых важных для нас (как по денежному выражению, так и по содержанию) требованиях отказали.
А значит, мы имеем право на компенсацию расходов.
И мы попросили 38 тысяч (пропорционально тому, в чем Соколову было отказано - а отказано ему было в 95% иска...)
Суд присудил нам 37 999, 98 рублей.
Вот определение.
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/2082b9ab-aaf1-4417-8057-58eb7a107483/A60-29420-2011_20120412_Opredelenie.pdf

На самом деле, такой огромной (в сравнении с тем, что Соколов "выиграл") суммы могло и не быть.
Ведь можно было доказать, например, неразумность ее (для этого, например, можно представить справку Уральской правовой палаты (если ее, конечно, дадут) о том, что средняя стоимость услуг представителей по таким спорам - ниже.
А можно было бы очень внимательно разобраться в вопросе соотношения имущественного и неимущественного характера требований с судебными расходами.
Иными словами, шансы снизить расходы как минимум до 20 тысяч были очень высоки.
Но - не судьба.
Почему?
Ответ - в апелляционной жалобе на определение.
История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал История великого суда по великой фотографии. Фотограф Соколов vs журнал

Это прекрасное произвдение юридической мысли, правда, осталось без удовлетворения 17-м апелляционным судом.
И вот соответствующее постановление.
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3a760ca4-7f95-49b4-bfb0-31c03127d73a/A60-29420-2011_20120627_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf
Прошу обратить внимание, что Юля "150 процессов в анамнезе" Подк зачем-то заплатила госпошлину за апелляционную жалобу на определение суда по судебным расходам (это не предусмотрено Налоговым кодексмо РФ - но зачем читать Налоговый кодекс, если, объявляя себя экспертом в вопросах авторского права, она едва ли читала Гражданский?).

Пора закругляться.

Я надеюсь, что переход на конкретную личность представителя нашего проитвника в суде был в моем жж в первый и последний раз.

Все мы ошибаемся, все делают ошибки (и я - грешна, грешна).
Но вот как-то не хочется, чтобы человеку, который, не понимая ровным счетом ничего в предмете, за который он берется, подставляет своего клиента и, не имея ни малейшего повода, лжет и хамит в адрес оппонентов – сходило с рук.

Все документы, которые я тут выложила - подлинные.
Их написал и не постеснялся принести в суд человек, который начал свою работу с того, что распиарил себя вот каким образом:

Сказка «О воровстве»:
...И в ответ на пост Саши, от журнала всё-же приходит письмо. И честно скажу, я рыдала от смеха читая его. Не буду Вам полностью его пересказывать, потому что не юристы оценить по достоинству этот бред не смогут. И потом, вдруг у Вас просто нет настроения рыдать?

Скажу лишь, что в ответе перепутаны все нормы права, и составители сего опуса всерьез пишут о том, что раз они не нарушили права профессора на публикацию его изображения, то тем самым и не нарушили прав Соколова на авторство. Это все равно что объяснять отсутствие билета на авиарейс тем, что пассажир приехал в порт вовремя.
Одну цитату все же приведу: "Просим Вас предоставить договор (или иное соглашение) с профессором на право размещения его фотографии, а также соглашение о работе с журналом "......""

Читаем между строк: "Мы ничего не воровали, потому что вы нам не предоставили договора, и не сдали налоговую отчетность по своей деятельности". С тем же успехом «ЕКБ.Собака.ru» могла потребовать у господина Соколова договор (или иное соглашение) со мной. Или с Бен Ладеном... И попросить приложить чек из магазина, удостоверяющий что Александр купил зубную щетку.
Впрочем, договор ( не иное соглашение) со мной журнал получит. В качестве отнесения на счет ответчика судебных расходов истца.
Еще в письме издатели выражают уверенность в том, что авторские права при фотографировании мебели возникают у мебели, а не у фотографа.
Иск нами подан, попытки медиации с "Собакой" ни к чему не приводят. Третий раз я слышу в трубку "А все на совещании! На каком? Не знаю... Да, и главред. Да, и юрист. Да, и замредактора".
У меня в блоге много прекрасных друзей фотографов. Ребята, перепостите к себе. Воров надо наказывать. И тех что воруют у Саши, и тех что воруют у вас.
Та же просьба к френдам, которые считают что воровать - нехорошо".



Юля Подк очень хотела славы? Я думаю, она ее получила.
И закончим на этом.


ПС Очень многие люди (от депутатов до рядовых борцов блого-фронта) перепостили в свое время историю "Глянцевый журнал - блестящий воришка", кусок из которой я привела выше. И мне было бы очень-очень-очень приятно, если бы взгляд другой стороны - тоже перепостили.
Перефразируя "великого юриста Юлю Подк": если черте-кто говорит вам неправду о своей компетенции - это надо наказывать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня день принёс некие огорчения: с одним разобрались быстро, но второе доставило невосполнимую боль — спилили под окном берёзу. Дерево не было старым и могло расти ещё много лет. Но... по свей стране, а в нашем городе особенно, спиливают дерева и превращают пространство в пустыни. ...
Очень символичная история разворачивается сегодня прямо на наших глазах, возможно это знак, вот только для кого? Только глухой ещё не слышал про символ "пора валить" с логотипом известного бренда, о котором сегодня говорят все федеральные каналы, радиостанции и электронные СМИ ...
Я, черт, не устаю удивляться, как, вроде бы разумные люди настойчиво демонстрируют чудеса доверчивости к самым одиозным врунам. Причем проявляющие доверчивость люди сами знают, что доверяют врунам и негодяям. Case in point. В мою запись о чудовище ...
Блогер Соломон Манн на своей странице в Фейсбук анализирует структуру украинского общества и указывает на отсутствие в нем одной очень важной составляющей, - об этом информирует replyua.net. Так, ведущие социологи отмечают, что основной движущей силой эволюционных изменений в ...
Я очень люблю эустому в букетах. Но давно отказалась даже от мысли вырастить в саду даже самый желанный сорт высокорослой красотки. И не потому, что сам процесс от посева до высадки ...