История театра на Таганке, от начала до конца.
blanqi — 09.07.2011 В связи с недавним конфликтом между труппой и режиссёром в трупе знаменитого когда-то театра, есть смысл осветить жизнь и смерть покойного, попутно ответив на главные вопросы.В 1964 году выпускной актёрский курс Юрия Любимова получает помещение на Таганке и статус государственного театра. Просто так, "за талантливость". Советская власть замечала и утилизировала молодые таланты практически на 100 процентов, так что после краха СССР новых имён не всплыло, тогда как многие старые, без цензуры и редактуры, утонули. Театр быстро завоёвывает публику и становится популярнейшим в Москве.
Были спектакли театра гениальными? Если планкой гениальности считать безупречную и виртуозную режиссуру, идеально сочетаемую с замыслом драматурга и актёрской игрой - нет, гениальными спектакли Таганки не были, хотя и до неряшливости опускались редко. Режиссёр с труппой брали искренностью, умели вовлечь зрителя в разыгрывавшуюся на сцене драму, выгодно отличались оригинальными сценическими решениями и выбором авторов, занимали активную гражданскую позицию.
Был театр оппозиционным, антисоветским? Ни в коей мере. Три театра Москвы, в которых шло наибольшее число идеологических коммунистических пьес: Таганка, Современник, ЛенКом. Забавно, что три их режиссёра - Любимов, Ефремов и Захаров - впоследствии громче других кричали за перестройку и о гнёте жестокой цензуры. Ядовитого цвета галстук оппозиционности использовался Любимовым для скандала.
В приёме скандала для популярности нет ничего дурного, если, кроме скандала, есть что сказать и есть за душой - у Таганки было. Для скандала был приглашён и Владимир Высоцкий на Гамлета. "Гамлет" - самая неудачная пьеса Шекспира, пьеса в принципе не может быть хорошо поставлена без серьёзной корректировки текста. Исполнение страстным мужчиной Высоцким интеллектуального принца-невротика стало скандалом своего рода. Однако Высоцкий был магнетическим артистом и сыграл в театре несколько других, хороших ролей.
В начале 80-х Любимов понял, что случилось. "Мы всякое дерьмо должны учиться пристраивать к делу", - говорил Ленин, и, в отношении Таганки, советской власти это полностью удалось. Любимов пристраивал скандалы и псевдооппозиционность для раскрутки театра, а театр стал образцовым культурным явлением позднего СССР. Любимов устроил последний скандал, сбежав из страны.
В перестройку хороший человек и актёр Николай Губенко уговорил не сильно сопротивляющегося природного дурака Горбачёва вернуть Любимова домой. Любимов вернулся и, прямо на белом коне, поехал на сцену - приватизировать здание театра и выгонять несогласных. Губенко, Филатов и другие лучшие артисты покинули театр, образовав независимую труппу, которую Любимов, совместно с лужковскими чиновниками, яростно преследовал судами и нефинансированием в течение 20 лет.
После своего возвращения режиссёр Любимов не поставил ни одного мало-мальски приличного спектакля. Проклятие "советский творец минус советская власть равно нуль" в данном случае сработало целиком. Театр на Таганке - давно труп, пропахший и пошлый, и даже ностальгия сохранённых старых постановок не способна проветрить помещение.