История танкостроения Швеции. Часть Третья ("Бумажные танки").
world_of_kwg — 30.01.2014Почти год назад я делал тему по истории шведского танкостроения в 2 частях, где рассказал о серийных и опытных машинах, созданных в 1920-60-х годах (Ч.1 http://world-of-kwg.livejournal.com/172991.html, Ч.2 http://world-of-kwg.livejournal.com/173796.html).
Немного касался я и проектных машин, не воплощенных в металле (таких как "Mogårdshammarstridsvagnen", несколько первоначальных чертежей S-танка), однако, в целом тема проектировавшихся ("бумажных") танков, разрабатывавшихся шведскими конструкторами, оставалась нераскрытой. В конце прошлого года один из энтузиастов начал выкладывать у себя в блоге документы, касающиеся истории шведского танкостроения. Некоторые его (а так же и свои собственные) находки я хотел бы представить в этой теме.
2) Проект тяжелого танка код 6400 "EMIL".
Танк изначально планировался весом в 28 т., постепенно "дорос" до 42 т. Устанавливать на него планировали 105мм, 120мм нарезные орудия с автоматическим заряжанием, либо 155мм гладкоствольное с автоматическим заряжанием. Позже весь комплекс разработок (особенно по вооружению) перешел к опытному тяжелому танку KRV, а от него (за исключением 155мм орудия) к проектировавшимся Strv. A, T и S (будущему Strv. 103).
Значение индексов:
S-tank (S - Sweden).
T-tank (T - Tyskland - Германия).
A-tank (A - America).
То есть Т и А-танки - по концепции близкие к будущему Леопарда и
М48 соответственно, а S ("шведский") - новый оригинальный проект
безбашенного танка. Strv. T должен был иметь большую скорость и
маневренность и малую броню (бронезащита спасает только от снарядов
калибра 57мм, вес 30-35т, 20-25л.с./т). Концепция Strv. A:
хорошая бронезащита при посредственной подвижности (лобовая броня
должна была защитить от 120мм подкалиберного снаряда, вес -
40-45т.), он должен был иметь черты среднего и тяжелого танка,
развивая концепцию понравившегося шведам "Центуриона".
Проект Т-танка скорее всего остановился на этапе проработки ТТХ, а
вот А-танк было решено прорабатывать параллельно с S-танком, для
ускорения разработки Strv. A было решено первоначально использовать
шасси и корпус KRV. Для всех проектов (А, Т и S) проектировались
орудия с автоматизацией заряжания.
5) Проекты САУ огневой поддержки AKV 151.
Еще одним шведским "долгостроем" (помимо программы создания
"Тяжелого танка", начатой в 1947 г. и завершившейся в 1965
принятием на вооружение Strv. 103) была программа "AKV 151".
Армия в конце 1940-х годов заказала САУ поддержки, способную вести
огонь тяжелыми снарядами с закрытых позиций, разработка в итоге
затянулась до 1967 г., когда на вооружение была принята САУ
Bandkanon 1. За это время проект претерпевал массу изменений.
Во второй части темы можно увидеть "финал программы" - САУ AKV 151
и саму САУ Bandkanon 1, воплощенные в металле, однако им
предшествовал целый ряд промежуточных проектов:
AKV 151 (1949 г.). Особенностью этой САУ было наличие
варианта с неавтоматизированным заряжанием 155мм орудия (на чертеже
вариант с автоматизацией) и отсутствие вращающейся башни,
характерной для поздних проектов, шасси - проект "EMIL".
AKV 151 (1953 г.). Автоматизированная подача снарядов, шасси - 1 из вариантов шасси тяжелого танка KRV.
AKV 151 (1960 г.) на шасси проектируемого Strv. S.
Конечно, это только обзор некоторых наиболее интересных проектов
(имеющих графическое воплощение), есть описание еще ряда проектов -
таких, например, как 105мм САУ на базе Lvkv m/43, или 105мм
противотанковая самоходная установка Pvkv. TLP. Для тех, кто желает
более подробно ознакомиться с документами (на шведском языке, с
аннотацией на английском) - адрес блога: http://tanks.mod16.org/