История станции метро "Маяковская", Москва

топ 100 блогов foto_history23.01.2020 История станции метро Маяковская, Москва Mayakovskaya after renewing 2010.jpg Станция метро Маяковская (архитектор Душкин), открытая в 1938 году, признана ценным памятником культурного наследия. Станция относится к второй очереди Московского метро, проходившей от станции Площадь Свердлова (ныне Театральная) до Сокола.

Между тем, Маяковская могла быть несколько другой - первоначально строительство было начато по проекту С.М. Кравца, предполагавшего украсить станцию продольными аркадами в стиле Ренессанса.
История станции метро Маяковская, Москва
Первый проект станции Триумфальная (Маяковская)

Однако, в ходе строительства выявились технологические недочеты, от проекта Кравца отказались и предложили А.Н. Душкину подготовить новый проект с учетом уже проведенных работ.

История станции метро Маяковская, Москва Scan_20190908 (3).jpg
Проект станции А.Н. Душкина

Душкин был уже признанным мастером, автором очень удачно воплощенных проектов (станции Кропоткинская/Дворец Советов, Площадь Революции) и ему был дан определенный карт-бланш. Но все же пришлось исходить из того, что работы были частично проведены по проекту Кравца и их нужно было вписать в новое решение.
Душкин решил поднять вверх колонны, своды и использовать систему светильников, заливавших помещение станции ярким светом. Для облицовки колонн была использована авиационная сталь, полосы которой давали дополнительный зеркальный блеск и добавляли "современного звучания". Стальные ленты для облицовки выполняли на заводе "Дирижаблестрой" в Долгопрудном...
Правда, на Душкина написали донос, что он использует стратегическое сырье для нужд украшательства, чем ослабляет Красную Армию... Но хода делу не дали. Это во время строительства его первой станции Дворец Советов (ныне Кропоткинская) Душкин был по доносу арестован и какое-то время провел на Лубянке. Спасло его чудо - прибывшая в СССР английская делегация осматривала строящееся московское метро, пришла в восторг от Дворца Советов и попросила познакомить гостей с автором проекта (для того времени - совершенно новаторского). Молодого архитектора переодели в новый костюм и привезли на встречу с англичанами во главе с Бернардом Шоу, а потом уже не стали возвращать в камеру.
На этот раз Душкина посчитали проверенным товарищем и слишком ценным специалистом.

История станции метро Маяковская, Москва

История станции метро Маяковская, Москва
В процессе работы было принято еще одно интересное решение - чтобы зрительно "поднять" потолок еще выше, в нем были устроены белые ниши-купола, в которых разместили художественные мозаики (по эскизам Александра Дейнеки).
На каждом изображении было голубое небо, на фоне которого цвели деревья, летали птицы и самолеты, плыли дирижабли, парили парашютисты и прыгуны в высоту, спортсмены, трудящиеся и военные доказывали, что им нет преград ни в море, ни на суше...

История станции метро Маяковская, Москва
Мнение по поводу куполов с мозаиками разделились - кто-то считал их очень удачным дополнением, кто-то критиковал - изображения пассажирам при ходьбе были почти не видны, если не встать под самым куполом и не задрать голову вверх...


История станции метро Маяковская, Москва

История станции метро Маяковская, Москва



История станции метро Маяковская, Москва


История станции метро Маяковская, Москва

История станции метро Маяковская, Москва

История станции метро Маяковская, Москва

В 1939 году проект станции метро Маяковская получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В 1941 году, когда немецкая авиация интенсивно бомбила Москву, станция Маяковская, как достаточно глубокая, использовалась в качестве бомбоубежища...

История станции метро Маяковская, Москва

История станции метро Маяковская, Москва

В ноябре 1941 года на Маяковской проводили торжественное заседание Московского Совета депутатов, партийных и общественных организаций, с докладом на котором выступил Сталин, прибывший на специальном поезде метро со стороны Белорусской...
Заседать на Маяковской считалось безопасным.

История станции метро Маяковская, Москва


История станции метро Маяковская, Москва

Позже Маяковская работала в обычном режиме, с поправкой на условия военного времени. Более того, ветку метро продлили, построив еще несколько станций до Завода имени Сталина (ныне Автозаводской). Эта станция тоже возведенная по проекту Душкина, начала работать 1 января 1943 года...

История станции метро Маяковская, Москва
Поезд от Маяковской до Завода им. Сталина

С тех пор Маяковская, одна из центральных станций Московского метрополитена, так и работает в нормальном, деловом ритме...
История станции метро Маяковская, Москва

Фото собраны на Яндекс.Картинках

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот смотрю я на прожекты "Городских проектов": какие они красивые тротуарчики делают, старательно избавляются от дорог в городе, задыхающемся от пробок, раскрашивают в разные цветастые колеры то одно, то другое. Делают, короче, город красивее... и ...
Агенство "Reuters" сообщает о реакции американских официальных лиц на нападение северокорейцев на остров Ёнбендо. Официальный представитель Белого Дома Билл Бартон выступил с заявлением, что США осуждает обстрел , но считают, что еще не пришло ...
Тут я согласен с многими товарищами в том, что российское государство начинает задумываться над вопросом смягчения правил владения таким оружием тогда, когда ему вдруг требуется для войны много подготовленных для применения оружия граждан. А почему? Да потому, что в мирное время ...
Скорее всего, об этом тут уже спрашивали, да я не нашла... Система ветряк-вентилятор: вентилятор дует на ветряк, энергия от ветряка идёт в аккумулятор, от которого работает вентилятор. Если в момент пуска им помочь - подуть или просто покрутить - может ли такая система работать? ...
Президент Евросоюза Урсула фон дер Ляйен на обложке июньского номера TIME. Примерный перевод заголовка: "БРОКЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ СИЛЫ. Как Урсула фон дер Ляйен ведет Евросоюз через ещё один кризис" И вот небольшой пример - как Урсула разбирается с хозяйством в кризисной ситуации. « ...