История про то, что два раза не вставать

Есть несколько обстоятельств в этой связи:
Первое. У каждого времени в России (после Гражданской войны, разумеется) есть своя "Белая гвардия". То есть, это как "Гамлет" - то он герой, то он байроническая личность, то товарищ Сталин как противопоставит противопоставлял духу гамлетовских сомнений дух революционной решимости (см. Сталин И. В., Соч., т. 6, стр. 396), так он таким и пойдёт по советской земле, пока его не сыграет Смоктуновский.
"Белая гвардия" был написан в 1924 году.
Пьеса "Дни Турбиных" была написана в 1925 и поставлена в 1926. Пьесу былочи сняли с репертуара, но она по личному указанию Сталина была восстановлена и шла до самой войны.
Потом "Дни Турбиных" были сняты в 1976 году Басовым - в вегетарианское время.
То есть, сначала бытование этой истории описывалось тем же товарищем Сталиным известной формулой: "Что касается собственно пьесы “Дни Турбиных”, то она не так уж плоха, ибо она дает больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: “если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, - значит , большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь”, “Дни Турбиных” есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма . Конечно, автор ни в какой мере “не повинен” в этой демонстрации. Но какое нам до этого дело?" (в письме Билль-Белоцерковскому, 2 февраля 1929).
Дальше случилось многое - случилась невероятная, по трагичности сравнимая с Гражданской, новая война, снова вернулись погоны и слово "офицер", и булгаковские герои стали не просто осколками империями, а продолжением традиции. Гитара в "Днях Турбиных" родила бесчисленных поручиков Голицыных и корнетов Оболенских.
Типажи телефильма намертво вклеились в общественное сознание - и Мышлаевский подарил советским алкоголикам несколько расхожих фраз для застолья типа "Как же вы селёдку без водки кушать будете" и "Вы что, водкой полы моете?!".
Теперь у нас есть своя история Турбиных. Очень дорогая - туда собрали весь урожай актёрских грядок, причём с первых кадров к тебе приплывает одетый в штатское адмирал Хабенский. Дяченки, писавшие сценарий, тревожная музыка, как и подобает во время трагедии - всё недёшево. Исследовать многочисленные знаки различий, погоны и значки найдётся кому - на военно-исторических форумах клавиши оплавятся.
Мне, когда дали подглядеть это дело, больше прочих интересовал Шполянский - понятно почему.
Ну-те, его играет Бондарчук.
Нет, я не о том - я о том, что зимой 2012 года мы получаем такую "Белую гвардию", которую заслуживаем - с ворохом аллюзий, кажущихся и настоящих намёков и всё такое. Потому как прошедшей зимой все вглядывались если не в 1918, то в 1917 год.
Причём "Дни Турбиных" 1976 года это были именно "Дни Турбиных", а "Белая гвардия" 2012 года - именно "Белая гвардия", но как бы не книга, а вообще - "представление о белой гвардии" (кавычки по вкусу). Начинается там всё со сцены смерти матери (вернее, это вторая сцена после прихода к Турбину сифилитика), и в общем, зрителю сразу дают понять, что это не театр.
Второе. Масса претензий к подобного рода экранизациям заключается в том, что люди уже придумали, как выглядит то или это, и их сознание сопротивляется новому виду.
Это очень интересная проблема искусства вообще - и она всегда возникает, когда циклически всплывают вечные сюжеты.
Ты привык к одному Шерлоку Холмсу, Карлосону, Мастеру вкупе с Маргаритой - и вот тебе другой.
Третье. Сериал этот попадает на телевидение и предваряется беспрецедентным на моей памяти обсуждением на канале "Россия" именно накануне выборов. Понятно, что основной лозунг этих выборов, не связанный. впрочем, с результатом - это революция. То есть, какая-то ужасная сила, бушующая за окнами, и тот самый абажюр. "А
потом... потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга, - ждите, пока к вам придут".
Четвёртое. В актуализации этого сюжета массы смыслов - например, то, что сейчас печка в доме Турбиных - это социальные сети и есть. Битва креативного класса за перемены - это выход на неизвестность от тревоги.
У меня нет сомнения, что появление "Белой гвардии" - предостережение власти креативному классу: глядите, хипстеры, глядите, болотный народ, ваш абажюр в опасности. Но это одна часть правда - абажур в опасности. Но он так же в опасности, когда вяло катится по рельсам императорский поезд у Пскова.
Все виноваты и виноватых нет.
Чтобы два раза не вставать, нужно было бы написать кому-нибудь про это статью, но непонятно кому. Впрочем, они, кажется, все давно написаны.
Извините, если кого обидел
|
</> |