История одной судьбы
iriki — 17.12.2023 Картина Крамского "Неизвестная" будет волновать человечество долго, и не менее Моны Лизы, однако. Я как-то уже рассуждала о ней на страницах своего ЖЖ://iriki.livejournal.com/636196.htmlСегодня совершенно случайно наткнулась на интересную информацию и о Крамском, и о его картине, и о дочери художника, которая всё-таки была моделью "Неизвестной". Возможно, художник и изменил слегка внешность своей любимой дочери, придав женщине на картине выражение лица, совсем не свойственное родному человеку, но в целом черты эти узнаваемы.
Портрет "Незнакомки". И.Крамской,1883
Говорят, что №неизвестная" приносила несчастья своим хозяевам:мол, от одного ушла жена, у другого дом сгорел, а сам автор потерял двоих младших сыновей – они умерли совсем маленькими, почти один за другим. Непростой была и судьба предполагаемой модели Ивана Николаевича Крамского, единственной дочери художника Софьи...
Жизнь ее во многом трагична. Хотя, казалось бы, родившись в семье прославленного художника, вхожего в императорский дворец и обучавшего живописи юных княжон, она должна была черпать жизненные блага золотой ложкой. Но человек предполагает, а бог располагает…
Софья родилась в 1866 году. Единственная девочка в большой, любящей семье, обласкана родителями. Крамской души не чаял в дочери. В глубине души он лелеял мечту основать династию художников, и шансы были: все же пятеро сыновей. Но по отцовским стопам пошла лишь единственная дочь.
Впрочем, поначалу Софья не подавала больших надежд… Зато она замечательно танцевала, обладала удивительно тонким станом и горделивой осанкой. А что нужно очаровательной юной девушке 15 лет, только-только осознавшей свою красоту? Разумеется, поклонники, большая чистая любовь и взаимность. И все это у Сонечки было. За ней ухаживали многие, но сердце девушка отдала молодому доктору Сергею Сергеевичу Боткину, сыну знаменитого врача.
Молодые люди вовсю готовились к свадьбе, отец невесты уже написал прекрасные свадебные портреты, и вдруг, как гром среди ясного неба, расставание... Боткин разорвал помолвку, влюбившись в близкую подругу Сони Сашу Третьякову, дочь того самого страстного коллекционера и основателя картинной галереи.
Сердце юной девушки было разбито, но время шло и, хоть личная жизнь грозила превратиться в трагедию, Софья серьёзно увлеклась живописью на радость отцу, который уже был серьёзно болен.
У Ивана Николаевича была диагностирована аневризма сердца тем же доктором Боткинам, отцом злополучного жениха, который от художника скрывал диагноз. Но Крамской случайно прочитал о симптомах свой болезни и догадывался о скорой кончине.
Незадолго до смерти Иван Крамской делился в письме душевному приятелю: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно…».
Особенно хорошо давались ей портреты юных дев. Очаровательные барышни, нежные и прекрасные, в естественных непринужденных позах...
Софья приобретает имя и вес в художественных кругах. Пишет представителей знати и царской семьи. Работает над портретами цесаревича и великих княжон. Вместе со старшим братом занимается наследием Крамского, щедро дарит собственные картины музею имени ее отца, созданному на родине художника в Острогожске. Увы, после пожара 1941 года почти ничего не уцелеет...
В личной жизни у Софьи Ивановны долгое время было затишье. Замуж она вышла в 1901 году, когда ей было 34 года. Избранником стал юрист финского происхождения Георгий Фёдорович Юнкер.
Брак оказался счастливм. Софья помогала мужу писать книгу про декабристов, он ей помогал в создании музея имени Крамского. В 1916 году Георгий Федорович умер.
Софье Ивановне было пятьдесят лет, когда ее жизнь вошла в черную нескончаемую полосу: революция, гражданская война, смерть матери, попытки обрести себя в новом мире.
Крамская изо всех сил пытается найти себя в новой жизни, и часто ей приходится идти против собственных убеждений: например, чтобы не умереть с голоду, ей глубоко религиозному человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Безбожник».
И всё-таки советская власть направила свой репрессивный каток в сторону дочери великого художника. Немолодую женщину обвинили в «контрпропаганде и создание контрреволюционной группировки из числа бывшей знати»... По этой статье ей грозила высшая мера.
Обвинения были основаны на том, что Юнкер-Крамская помогала друзьям из «прошлой» жизни: дворянам, офицерам, бывшим гимназисткам. Ее помощь сводилась к элементарному человеческому состраданию — помощь с работой, получении заказа на выполнение услуг и не более.
Судьба Юнкер-Крамской безжалостно была решена в кабинетах за тяжелыми дверями. Ее приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. Нервное потрясение было настолько сильным, что у Софьи Ивановны случился инсульт. С тяжелым параличом ее отправили в тюремную больницу. Кое-как подлечив, художницу этапировали в Иркутск.
Затем полупарализованную женщину, которая с трудом себя обслуживает, перевозят в Канск, а еще через месяц в плохом состоянии — в Красноярск, где она, несмотря ни на что, пишет картины. Творчество — единственная мотивация, которая не дает Крамской умереть.
Понимая, что долго она здесь не выдержит, Софья Ивановна пишет большое письмо супруге Горького Екатерине Павловне Пешковой, и та ходатайствует о помиловании Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет... общественной опасности». 25 марта 1932 года Софья Ивановна вернулась в Ленинград с огромными планами на жизнь и творчество.
Но в 1933 году художница скончалась при странных обстоятельствах. По словам брата Софья уколола палец, когда чистила селедку, и умерла от общего заражения. Все, больше ничего, никаких подробностей и результатов вскрытий.
Софью Ивановну Крамскую реабилитировали за отсутствием состава преступления только спустя полвека — в 1989 году.
К сожалению, Софья Юнкер-Крамская не оставила наследников. Многие ее работы были утрачены. Но те, что сохранились, полны особого женственного очарования.
|
</> |