История одного разорения

топ 100 блогов olegfreedom27.12.2012 Доброе утро Друзья! За последние пол года у меня появились новые читатели, некоторые из них не знают историю о моей жизни с 21-28 лет, поэтому иногда задают смешные вопросы. Для того чтобы заполнить информационный пробел, выкладываю пост, который написал в 2009 году. После того как его за три дня прочитали более 40.000 раз, я понял, что умею писать и начал вести блог. Усаживайтесь поудобнее, берите попкорн, чай, кофе, вино и начинайте читать.

Как основатель холдинга с оборотом 2,5 млрд остался без денег

К своим 28 годам основатель холдинга Leo Олег Бармин в городах Архангельске и Северодвинске построил бизнес по продаже иномарок c годовым оборотом 2,5 млрд рублей, поучаствовал в местных выборах, открыл журнал «ЖЖ», рекламное агентство Very Well, кафе «Номера» и стал героем публикации «Миллион до тридцати» в журнале FHM.

Сейчас Олег — банкрот, он не взял пример с героя драйзеровского «Финансиста» и не смог сохранить ничего.

Вот как это случилось.

История одного разорения

Взлет

Миллионера в этом небольшого роста энергичном парне в рваных джинсах выдавали разве что дорогие ботинки да Vertu. «Коллеги подарили, — улыбается Олег. — Я его только в переговорах с москвичами юзаю». Точно так же он почти не юзал и свой новенький Lexus LS460. Когда Бармину однажды позвонили знакомые из банка и попросили «лексус», чтобы достойно встретить приезжих из Москвы, Олег предложил свой с водителем за 2 тыс. рублей в час. В итоге он заработал 12 тыс. рублей за шесть часов, а в его голове созрел бизнес-план. Через месяц в Архангельске и Северодвинске уже существовало VIP-такси Бармина. Идеи у него вспыхивали мгновенно, и, в отличие от большинства людей, он тут же их реализовывал.

А началось всё, со слов Бармина, с 2 тыс. рублей в 2000 году. На них 19-летний третьекурсник Севмашвтуза купил каркас сторожевой будки. Вдвоем с приятелем они покрасили будку, вставили стекла, заняли 1500 долларов и купили бэушный станок для балансировки колес. Так в Северодвинск, городок на берегу Белого моря, с 240-тысячным населением и атомными подлодками у причала втиснулся шиномонтаж «Тип-топ». Дела пошли, но «имели мы с этого слезы — всего 15—30 тыс. рублей чистыми в месяц», смеется Олег.

Примерно в то же время была создана и своя коптильня: «Покупаешь мороженую рыбу, размораживаешь, засаливаешь, коптишь и продаешь снова».

В 21 год Олег со своим другом решили заняться торговлей авто. Иномарки в маленьком Северодвинске тогда не продавал никто — все ехали за ними за 30 км в областной центр — Архангельск. Денег хватило на регистрацию ООО, кассовый аппарат, компьютер и ремонт в кабинете. Продавали первые машины по картинкам в буклетах — по 1—2 в месяц. Схема была такая: покупатель вносил 30% предоплаты, когда у Олега набиралось трижды по 30%, он платил по безналу дилеру в Москве, прыгал в поезд и лично гнал обратно одну «шкоду». И так целый год.

Потом Олег переключился на продажи по картинкам и других марок, как-то удачно протолкнув аж три «туарега». С тех пор усилия стали давать отдачу активнее. Прибыли — в рекламу, в обучение первого персонала. А потом в ремонт арендованного здания — так появился стеклянный автосалон в Архангельске. Питерцы из фирмы «Лаура» выбрали Бармина партнером по продаже джиэмовских «Шевроле-Нив», создав СП с паритетом в капитале 51/49%. А сам Бармин выбрал для нового бизнеса BRP (снегоходы и водные мотоциклы Sea-Doo, Ski-Doo). Еще одна компания Бармина торговала «тойотами» и «лексусами».

Рынок иномарок в то время бурно рос. Олег расширил свои торговые площади до 12 тыс. «квадратов» и купил «конкурента», компанию «Мартен», областного дилера «Рольфа», а вместе с ней и дилерский контракт на Hyundai и Mitsubishi.

Фанат креативной рекламы, Олег решил — а почему бы не делать ее и другим? Созданное им агентство Very Well работало для местных, питерских и уже одной лондонской компании.

Чуть позже появился и собственный глянцевый журнал под названием «ЖЖ», делать который Олег выписал из Москвы бывшего замглавреда журнала FHM.

В последний успешный год, 2007-й, оборот компаний Бармина составил порядка 2,5 млрд рублей за счет продаж и обслуживания Opel, Chevrolet, Hyundai, Mitsubishi, Subaru, Toyota, позднее появились Volvo, Land Rover. По разным оценкам, холдинг «Лео» продавал 30—50% всех иномарок в Архангельской области. В планах на 2008 год было по традиции почти удвоение выручки (план — 4 млрд рублей), а также дальнейшее увеличение присутствия на рынке иномарок. Был и прекрасный коллектив — порядка 300 человек, а на празднование нового, 2007 года 180 лучших работников Бармин вывез чартером в Калининград на двухдневную праздничную программу с экскурсиями и выступлением группы «Плазма». Олег всегда считал, что правильные кадры решают всё. И большинство кадров его боготворили, конкуренты признавали поражение, а узнаваемость бренда «Лео» в губернии была не меньше рейтинга Путина.

Бурный рост не обходился без кредитной подпитки: долговая нагрузка у холдинга была в 2008-м в среднем порядка 200—250 млн рублей. Но радужный рост продаж иномарок позволял легко с такой нагрузкой справляться.

У каждой из трех основных компаний холдинга был директор, а, чтобы отойти от личного оперативного управления, Олег нашел себе ценный кадр — бывшего топ-менеджера, занимавшегося развитием дилерской сети Hyundai в России Вадима Артамонова, которому доверил оперативное управление всей группой компаний. Олег построил замечательный бизнес и отошел от оперативной рутины — о чем еще можно мечтать?!

Омрачило последний удачный год разве что печальное известие: Бармину так и не дали дилерство Toyota, на которое он молился и к которому готовился не один год. Олег даже заказал в студии «Антимульт» мультфильм про то, как сильно он хочет стать дилером японской марки. (Посмотреть ролик можно тут)

Как оказалось, это был лишь первый удар по группе компаний «Лео».

Как не доверять менеджерам

Сейчас группа компаний «Лео» — банкрот с долгами более 100 млн рублей, а лично у Бармина денег осталось на пару-тройку месяцев жизни россиянина среднего класса.

Пользуясь тем, что Олегу сейчас действительно нечего терять, и с его согласия «Часкор» публикует отрывки из его писем друзьям и личных разговоров с самим Олегом, где он рассказывает, как так получилось.

«Сначала подкосил отказ Toyota, затем надежда на действия наемного менеджера Вадима, он харизматичный, сильный, наглый. Я понимал, что что-то происходит не так, но сил справиться с ним не было. Он хорошо убеждает, но его слова так словами и оставались. В результате были приняты неправильные решения и не принята масса мер по спасению ситуации, которую сильно усугубил кризис.

Вообще Россия не дожила до цивилизованного уровня ответственности наемных менеджеров. Поэтому, если вы устали от своего бизнеса и не хотите его плотно контролировать, единственный вариант — продавать, иначе вы можете про него забыть не на время, а навсегда».

Пикирование

«С начала кризиса мы начали терпеть убытки, теряя по 3—5 млн рублей в месяц против обычных 3—5 млн чистой прибыли. Средняя ставка по всей нашей кредитной массе поднялась с 14% годовых до 21%.

В ноябре компания осталась без оборотных средств, так как погасила кучу текущих кредитов (а новые банки перестали выдавать). Маржа из-за действий дистрибьюторов приблизилась к нулю. При этом продолжал падать спрос на ремонт, на дополнительное оборудование и страховку, на которых дилеры по традиции отлично зарабатывали.

Но был и позитив: наконец-то появились инвестиции от одного питерского банкира, в обмен на деньги по подписанному меморандуму на банкира был оформлен наш земельный участок кадастровой стоимостью 67 млн рублей. Полученные средства я инвестировал в запуск дилерского центра Honda, который должен был взять на себя часть долговой нагрузки холдинга. Тогда еще не было очевидным, что кризис надолго.

Закрывая кредит за кредитом, компания вынужденно забралась в карман к клиентам. Я с ужасом представлял, как всё может в один прекрасный момент рухнуть, останется 40—60 клиентов, которым компания будет должна. Представьте: человек копил на машину полжизни, затем отнес деньги дилеру. И тут ему говорят, что он пролетел... Это не только ужасно с морально-этической точки зрения, но и опасно для жизни и свободы — люди могут и камнями закидать, и в прокуратуру пойти... Если их несколько, то это мошенничество. Никого не будет волновать, что я пострадавший акционер.

Еще одна серьезнейшая проблема — это сотрудники, которым было нечем выдавать зарплату.

После новогодних праздников прилетаю домой. Собираю людей, начинаю разбираться со всем геморроем и понимаю, что остались считаные дни до того момента, когда всё рухнет и тюрьмы будет не избежать.

Старой командой беремся за дело. Сливаем остатки автомобилей, на эти деньги выкупаем клиентские, тем клиентам, которым не привезти автомобили, возвращаем деньги. Ремонтируем авто, которые находятся на сервисе, новых не принимаем. Весь этот процесс сопровождается постоянным увольнением сотрудников. Все нервничают. Банкиры трясут каждый день, подают в суд, звонят…»

Как я потерял земельный участок

«В это же время прилетает финансист питерского партнера-банкира, выводит все деньги, ничего не объясняя. Я вызваниваю его и через 10 дней лечу с моим партнером по бизнесу в Питер. Там мы ловим «банкира» два дня, наконец-то происходит встреча. Он говорит: «Деньги забрал!» Я: «А как же затраты на старт и наш участок?» — «Меня это не волнует, а участок теперь мой!»

В этот момент у меня всё поплыло, они ушли, по щекам потекли слезы. Я и мой партнер по бизнесу потеряли актив, практически последнее, что оставалось.

Позднее я узнал, что тот банкир срочно попытался слить его за 10 млн рублей.

А всё дело в том, что по собственной глупости, доверчивости и второпях участок в залог мы оформили не совсем юридически правильно, понадеявшись на доброе имя партнера — управляющего крупным банком».

Как я потерял дилерский центр «Хонда»

«Сразу же после кидалова в Питере у меня состоялась встреча с президентом «Хонда Мотор Рус» господином Като.

Я рассказываю Като-сан свою леденящую кровь историю: о проблемах, о невозможности вести операционную деятельность и деморализации самого себя. В тот момент я был в состоянии истерии: примерно как женщина, которая потеряла ребенка.

Като-сан предлагает суперусловия работы, которые сводятся к тому, что ничего строить не надо (обычно требуется строить дилерский центр), можно продавать хоть одну машину в месяц (обычно есть план продаж, за невыполнение которого возможны санкции)!

Но вместо того чтобы принять щедрое предложение, я, не обдумав, выкладываю свой вариант. По сути, я планировал уступить дилерский центр (передать контракт, отремонтированное помещение, автомобили, запасные части, спецоборудование, обученных сотрудников) крупной питерской компании RRT, компенсировав себе за это 20—25 млн рублей, которые хотел направить на решение насущных проблем с долгами.

Господин Като и его помощник Игорь Шариф обещали попросить хозяина RRT «оказать финансовую помощь в кратчайшие сроки».

Однако на деле всё получилось совсем не так. Руководитель RRT г-н Барабанов по согласованию со мной присылает восемь человек, которые исследуют обстановку на месте, после чего из Питера последовал неожиданный ответ. Компания RRT предлагала организовать новое ООО, на которое перевести дилерский контракт с «Хондой». Кроме того, они решили напрямую заключить арендный контракт на здание дилерского центра у владельца недвижимости в обход меня, а вместо 20—25 млн рублей мне предлагали не более 3 млн рублей.

Я понимаю, что дело пахнет очередным кидняком, и пытаюсь срочно отменить все договоренности с «Хондой» и хотя бы остаться дилером. Звоню Шарифу, договариваюсь о встрече и напарываюсь на холодный прием: он говорит, что контракт со мной уже почти разорван.

Дальше всё идет по запрограммированному сценарию: Игорь Шариф не берет трубку, ребята из RRT угрозами и деньгами добиваются того, что директор пока еще моего дилерского центра Honda пишет письмо в «Хонда Мотор Рус» о расторжении контракта! «Хонда» разрывают контракт. Далее пытаются арендовать у владельца помещение, которое мы готовили и ремонтировали для Honda и за которое нам не хотели давать денег.

Питерцы так расходятся, что решают отобрать у меня всё это здание, которое мы арендуем целиком! И это несмотря на то, что в нем был еще один мой бизнес — марка Hyundai.

Вывод: хотели как лучше, а получилось как всегда! Вместо того чтобы выручить потраченные средства, мы снова потеряли актив.

На этот раз всё было сделано не без помощи представителей самой «Хонды». Совковый подход в обход г-на Като, который бы никогда не допустил такого беспредела! При этом страдают клиенты, персонал и акционеры, которые рассчитывали на порядочность японского концерна, а вместо этого получили подход начала 90-х».

Как ведут себя бывшие партнеры в кризис

«И тут пришла новая беда. Мой долгосрочный инвестор г-н Горбунов взял в осаду второй этаж нашего основного дилерского центра, выставив охрану. Сотрудники пришли на работу, но попасть на рабочие места не смогли. А внутри — клиентские автомобили, авто дистрибьютора и несколько разобранных на сервисе.

Дело в том, что мы брали у Горбунова долгосрочный инвестиционный кредит на 10 лет, для того чтобы отремонтировать его же помещения, а он в связи с кризисом и своей наглостью решил их забрать прямо сейчас, вот таким силовым методом. Звоню ему, он начинает издеваться, приговаривая: «Пусть вас рвут клиенты, дистрибьюторы! Да кто угодно! Я быстрее получу деньги!» Мы могли вызвать милицию, подать на него в суд, но, проконсультировавшись с юристами, мы поняли, что реальных результатов можно было добиться не ранее месяца.

Клиенты начали звонить в клиентскую службу Mitsubishi и Land Rover, ситуация стала накаляться.

Нам пришлось пойти на поводу у Горбунова и согласиться передать автомобили в счет этих полувиртуальных долгов. Получив все деньги с процентами, он вспомнил про мой личный долг с отпуска, который сформировался из-за того, что он купил пиджак, который ему не понравился, и он отдал его мне. Плюс пара счетов из отелей. В тот момент он не стал вспоминать о том, что мы ездили на моей машине и что я как-то спас его Vertu в аэропорту Хельсинки, что уж тут говорить о товарищеских отношениях... Он просто получал удовольствие. Человек невысокого роста, он был похож на Наполеона.

В завершение Горбунов разорвал с нами договор аренды на свое здание и передал всё питерской компании «Лаура». А ведь была вероятность продать права аренды и оборудование, для того чтобы закрыть наши насущные проблемы. Еще один раз меня кинули. Блокада продлилась восемь дней и закончилась за несколько дней до прекращения работы компании.

За последние 30 дней в результате трех кидняков да еще и на фоне кризиса я потерял не менее 100 млн рублей».

Финиш

Вторник, вечер. В нашем последнем форпосте — дилерском центре Hyundai — наш корпоративный юрист, один из тех, кто бился со мной рядом до конца, собирает оставшихся работников и объявляет, что все уволены, так как компания разорена.

К счастью, на этот момент все клиенты закрыты, деньги на зарплаты с компенсациями найдены, все автомобили, которые принадлежат дистрибьюторам, стоят на охраняемой стоянке. Клиенты, сотрудники и дистрибьюторы просто не представляют, как им повезло.

Руководитель группы компаний Вадим Артамонов, оформив в счет своей зарплаты Volvo XC70, за несколько часов до собрания уезжает в столицу.

Теперь будет куча судов. Я должен более 100 млн рублей. Границы будут закрыты, так что загранпаспорт мне теперь не понадобится.

Денег есть на пару месяцев жизни... ну, может, тройку... Жаль, что я не складывал деньги в кубышку, в носочек, так чтобы какое-то время не думать, на что жить.

Что дальше

Этим рассказом я не пытаюсь вызвать жалость к себе и людям, которые мне помогали. Хочу, чтобы другие не делали таких ошибок как я. Тяжело не из-за финансовых потерь, произошло безумное разочарование в людях, которым доверял, надеялся на них и не знал, кто именно может продать, предать и обмануть.

Что я теперь буду делать дальше? Хороший вопрос. Хочу заниматься рекламой, продажами, общением, но никак не ковырянием в ворохе документов. И пока совершенно не хочется огромной ответственности, наелся ей, по крайней мере, пока. Сейчас самое главное отойти от этого «ада на земле», который творился вокруг последние месяцы.

Пройдет время, все уляжется, голова вычистится и снова в бой! Сделав массу выводов, понимая, на кого можно по-настоящему положиться. С людьми мне очень повезло, порядка 10 человек до последнего были рядом.

п.с. Прошло уже несколько лет, скоро можно будет дописать к этой истории интересное продолжение.
оригинал выложен на часкоре - http://www.chaskor.ru/article/istoriya_odnogo_razoreniya_4080

Оставить комментарий

Посты по теме:
企業情報、IR情報、CSR・環境・社会活動、採用情報等トヨタの企業情報全般を提供するトヨタ自動車の公式企業サイトです。
トヨタブランドの新型車を初めとした詳細情報、試乗車検索/店舗検索/見積りシミュレーション/カタログ請求などの各種 ...
Компания Toyota представила новое, четырнадцатое, поколение своей старейшей модели — седана Crown, который выпускается с 1955 года.
Корпорация Toyota Motor представила на внутреннем рынке Японии новое, четырнадцатое поколение седана Toyota Crown. На этот раз основных модификаций будет две — классические Royal Saloon и Athlete, ...
Здравствуйте, товарищи автомобилисты!Ну вот решил написать свой отзыв про свое приобретение TOYOTA MARK-2 с дизельным двигателем 2-lte.Немного о приобретении столь удачного авто:до этого ...
В Японии состоялась презентация нового, четырнадцатого, поколения некогда самой популярной модели Toyota – седана Crown. Автомобиль, который не обновлялся с 2008 года, будет продаваться на ...
Японская корпорация Toyota договорилась с миллионами американских покупателей, пострадавших от череды массовых отзывов автомобилей. Компания выплатит 1,1 млрд долларов в качестве компенсации ...
Honda Motor Co.,Ltd. Honda Worldwide - Visit the official Honda global web site and find information on all Honda ...
Honda Accord Club - Клуб поклонников и счастливых обладателей Хонды Аккорд. Встречи, Общение, Помощь, ...
Всем привет, отзыв первый так что не серчайте если что. У меня хобби пригнать машину из Москвы, поставить на продажу, пока продается катаюсь сам.Так что машин перепробовал очень много ( за полтора год...
Мото тюнинг:Советы по тюнингу, эксклюзивы, новинки, аэрография Стритфайтер Honda CBR600RR построил Нэйт из города Таунсенд, Массачусетс, США. За основу он использовал не серийный спортбайк японцев, а.
Специалисты Honda придумали новую технологию покраски автомобилей. Ноу-хау введут в Японии на заводе Сайтама с июля 2013 года.
Если подумать, сколько из всех вариантов Accord на дорогах, сколько из них купе? А сколько из них имеют 6-цилиндровые двигатели? А сколько из них имеют кожаные салоны, навигацию и всякие прочие штучки?
Автомобиль испытывали с помощью фронтальных ударов с 25- и 40- процентным перекрытием, а также подвергался задним и боковым ударам., Американцы оценили безопасность Honda Accord: Новости Хонда ...
Архив записей в блогах:
Наступившая наконец-то зима вдохновила читателей, телезрителей и радиослушателей Yle. Самые красивые зимние фотографии природы, поступившие в редакцию Yle Центральной Финляндии. Jääpitsiä! Pirjo Käpylä, Uurainen Talvi tekee kavereiksi. Seppo Nieminen, Konginkangas Rutalahdessa ...
На Львов решили потратить и второй день. Обошли достаточно и залезли на самые высокие точки города. Постояли у памятника путешественникам. Помянули брата-студента, Игоря Костенко, погибшего на Евромайдане на улице Институтской 20 февраля 2014 года в возрасте 22 лет, Героя Украины. ...
Все видели, как пантографы трамваев, электричек и прочих видов электротранспорта искрят, обычно это происходит в местах стыка проводов или там на поворотах. Сегодня утром наблюдала такую картину: на одной отдельно взятой железнодорожной ветке ...
Совершенно случайно наткнулся вот на эту ссылку: http://www.mangalkazan.ru/index.php?productID=928 Люди дорогие, это что же творится-то! Я НИКОГДА, НИ ОДНОЙ КНИГИ не подписал для продажи. И никогда не подписывал их "впрок", только конкретным людям. Это обман, наглый и ...
Любимая уклейка от любимой мамы. Футбол смотрите? За кого болеете? Лично я за Россию! И чуть-чуть за французов, за что получаю от мужа "фи". ...
  • dromru : Лучший подарок на Рождество: Toyota представила 14 поколение флагманского седана Crown http://t.co/FEfLlJWq http://t.co/VMKoiGPy

  • gongaraz : Toyota представила новый Crown http://t.co/LkNx7plt

  • prostoantosha : Toyota представила новый Crown

  • um512vi : RT @ngtinSan: http://t.co/HwjblRKR Toyota выплатит по искам 1,1 млрд долларов

  • carsnsk : Toyota выплатит $1,1 млрд по искам автовладельцев из США #авто #новости

  • detalno : Toyota выплатит $1,1 млрд по искам автовладельцев из США #автоновости

  • news_toyota2 : "Тойота" готова выплатить $1,1 млрд американцам за отзыв своих "опасных" авто - http://t.co/HhQ61hYh

  • alex_pavlov9 : Toyota выплатит $1,1 млрд по искам автовладельцев из США #авто

  • Loganito1 : Новости авто; Toyota выплатит $1,1 млрд по искам автовладельцев из США

  • AutoNewsRF : Автоновости - Toyota выплатит $1,1 млрд по искам автовладельцев из США

  • pointerlu : Американское подразделение японских автопроизводителей Toyota Motor в среду 26 декабря объявило о готовности… http://t.co/OgFneM4N

  • vseproavtomobil : Toyota выплатит $1,1 млрд по искам автовладельцев из США http://t.co/YVjtG9YD

  • timsidelnikov : Toyota выплатит $1,1 млрд по искам автовладельцев из США

  • Loganito1 : Новости авто; Toyota выплатит по искам 1,1 млрд долларов

  • wwwjobnkru : В центре Кемерова Honda протаранила "Оку": В ночь на четверг в областном центре на… http://t.co/lRfZuZAv

  • carsarru : Продается Honda Accord - http://t.co/5zLviygt

  • NewsKuzbass : В центре Кемерова Honda протаранила "Оку" http://t.co/tgHVVZ0U

  • ryqapyny : моделью которая его получит европейский honda civic как заявляют в honda это самый легкий #двигатель в своем классе развивающий 120

  • pain_witch : Специалисты Honda придумали новую технологию покраски автомобилей

  • probotl467 : #??????? реферат по географии на тему америка #news: реферат по истории и развитии honda http://t.co/l7iOvHt4

  • vseproavtomobil : Honda продемонстрирует в Токио новый взгляд на старый родстер S2000 http://t.co/wZjBl3AQ #авто #событиявмире

  • news_kia1 : Honda Accord, Ford Mondeo и еще 13 новинок для России в 2013 году - http://t.co/IsGZYnZN

  • fara_rus : Продажа автомобиля, б/у Honda Fit 2008 Новосибирск 400 тыс. руб. http://t.co/QMf4k2oz

  • mofigbuul : Honda Accord, Ford Mondeo и еще 13 новинок для России в 2013 году http://t.co/jbxtRANi

  • automaniya : Honda Accord, Ford Mondeo и еще 13 новинок для России в 2013 году: Подарки на Новый год может дарить не только Д... http://t.co/XENpA4Yz

  • goodgreylaw : Официально Honda пока не сообщала данных разгона, но на тест-драйве автомобиль разогнался до 100 кмчас за 5,6 секунд