История настольных игр. Вторая часть
borman_b — 29.11.2016
Первая часть тут
Игра хнефатафл и рождение шахмат
(400 гг.)
Хнефатафл принадлежит к древнегерманским и кельтским стратегическим настольным играм, использующим шахматную доску и две армии неравных размеров.
Несмотря на то, что размеры доски и количество фигур различалось от версии к версии, во всех сохранялась явная пропорция 2:1 в количестве фигур разных сторон, у меньшей из которых была фигура короля в центре поля. Задача короля заключалась в том, чтобы сбежать за пределы доски, пока превосходящие силы пытались взять его в плен. Атакующая сторона имела преимущество в начале каждой игры. Предполагается, что такой тип расстановки сил был вдохновлён успехами рейдов викингов.
Хнефатафл распространялся везде, где путешествовали викинги, включая Исландию, Британию, Ирландию и Лапландию. В одной только Северной Европе встречаются несколько версий игры...
Хнефатафл получил ответвление, названное «чатуранга». Чатуранга — это древнеиндийская стратегическая игра, появившаяся в государстве Гуптов примерно в VI в. н.э. Затем, в VII в., она была перенята под названием шатрандж в Сасанидской Персии, а вследствие этого перешла в позднюю средневековую Европу уже как шахматы.
Игра чатурангу проводилась на доске 8 × 8 без шашечной разметки, называемой аштапада. Доска иногда обладала особыми пометками, предназначение которых неизвестно до сих пор.
Вскоре игра приобрела свой европейский вид — шахматы, использующие такую же доску 8 × 8 клеток. Ранние следы шахмат можно найти в Сасанидской Персии в шестисотых годах н.э. Строятся теории о том, что мусульманские купцы заходили в европейские порты и завозили с собой орнаментальные фигуры шахматных королей, которые носили с собой на счастье, прежде чем игра была завезена туда полностью.
Игра могла прийти в Западную Европу и Россию по трём путям, самый ранний из которых существовал в IX в. К тысячному году н.э. она распространилась по всей Европе. Привезённая на Иберийский полуостров маврами, она была описана в знаменитом манускрипте XIII века Libro de los juegos, описывающего шатрандж, нарды и игру в кости.
Примерно в 1200-х годах правила шатранджа начали изменяться в южной Европе, и примерно в 1475 г.
несколько радикальных изменений сделали игру такой, какой мы знаем её сегодня. Эти современные правила для базового движения были переняты Италией и Испанией. Пешки получили возможность двигаться на две клетки на первом ходу, а слоны и королевы получили свои ныне известные способности. Королева заменила старую фигуру визиря в конце десятого века и к пятнадцатому стала самой весомой единицей. Поэтому современные шахматы стали называть «шахматами королевы» или «шахматами безумной королевы». Эти новые правила быстро распространились по западной Европе. Правила, берущие во внимание патовые ситуации, были утверждены только в позднем XIX в. Таким образом, шахматы, в которые мы играем сегодня, были результатом изменения правил другой игры.
Во время эпохи Просвещения шахматы рассматривали как средство саморазвития. Бенджамин Франклин даже написал статью «Моральные ценности шахмат» в 1750 г. В ней он утверждал следующее:
«Шахматная игра — не просто праздное развлечение. С её помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, служащих во всех случаях жизни. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; в жизни мы тоже стремимся что-нибудь выиграть и при этом вступаем в борьбу с соперниками; в жизни встречается такое огромное разнообразие добрых и дурных событий, являющихся в некоторой мере результатом нашего благоразумия или отсутствия такового».
Вскоре после этого шахматы были внедрены в школы, вместе с первыми шахматными клубами. Хоть это и не официальная олимпийская дисциплина, Международный Олимпийский Комитет (МОК) признаёт шахматы видом спорта. У них даже есть собственная олимпиада, проводящаяся каждые два года как спортивное состязание. Во многих странах также есть национальные шахматные организации. Продолжение следует
Первые свидетельства манкалы
(700 гг н.э.)
Манкалой обычно называют конкретную игру, но, тем не менее, это целый жанр. Такие игры часто называют «играми в зёрна» или «играми посева и захвата», что описывает сам игровой процесс. Слово «манкала» происходит от арабского слова «накала», означающее «двигать». Известно более 800 вариантов манкалы и почти 200 изобретённых игр были описаны. Но некоторые из этих названий могут означать одну и ту же игру, в то время как одна игра может иметь несколько названий.
Большая часть игр такого типа имеет
схожий игровой процесс. Игроки начинают, помещая определённое
количество семян, варьирующиеся в разных играх, в каждую лунку на
поле. Игроки могут посчитать свои камни, чтобы спланировать игру.
Ход начинается с изъятия всех семян из лунки, «посева» семян
(помещения по одному в каждую соседнюю лунку) и захвата,
основанного на состоянии поля. На этом основана английская фраза
count and capture («посев и захват»), часто используемая для
описания игрового процесса.
Поля для манкалы, делающиеся из самых разных материалов, имели ряд лунок, расположенных по рядам, обычно в два по четыре. Материалом могла быть глина и другие податливые субстанции. Иногда играли, роя ямки в земле или вырезая их в камне. Ямки могли называться «углублениями», «лунками» или «домиками». Иногда на полях были большие углубления, называемые «амбарами», нужные для расположения игровых элементов.
В качестве игровых фишек использовались семена, бобы, камни, раковины каури, половинки шариков и другие маленькие однообразные метки, которые клались и перемещались между лунками во время игры.
Цель большинства игр с двумя или тремя рядами лунок в том, чтобы захватить больше камней, чем твой оппонент. В играх с четырьмя рядами часто нужно оставить противника без возможности сделать разрешённое правилами движение, а иногда и захватить все фишки в своём переднем ряду.
В начале хода игрок выбирает ямку с семенами, которые будут посеяны по полю. Выбор часто ограничен углублениями, ближайшими к действующему игроку, и лунками с наименьшим количеством семян.
На стадии, известной как посев, все семена из лунки опускаются одни за другими в последующие лунки, распространяя их по полю. Это действие называется посевом не только потому, что игры в манкалу часто игрались с настоящими семенами. Помещение семян по одному в разные лунки отражает настоящий посев. Игра может иметь лишь один круг посева.
Ранние свидетельства игры представляют собой фрагменты гончарных полей и каменные вырезки, найденные в районе Аксума в Эритреи, а также в Иехе (в Эфиопии). По словам археологов, они принадлежат к VI и VII векам. Игру так же упоминал Георгий Абба в своём тексте XIV в. «Тайны рая и земли», написанном на языке геэз. Георгий ссылается на игру, называемую «каркис» — термин, использующийся на геэз для определения гебта (манкалы) и сант'араз (современный сентередж, эфиопские шахматы).
Предполагаемые поля для манкалы
Схожесть некоторых аспектов с сельскохозяйственной активностью и отсутствие нужды в специализированных деталях наводят на мысль о том, что игра могла быть старше самой цивилизации; к сожалению, было найдено слишком мало экземпляров игры старше 1300 лет.
«Игра землевладельца»
(1903 год)
Что? Вы никогда не слышали об «Игре землевладельца» (The Landlord's Game)? Она была создана Лиззи Меги, одной из первых американских создательниц настольных игр. Игровое поле состоит из размеченной на квадраты дорожки с рядом недвижимости, приобретаемой игроками. Поле имело две железные дороги, две энергетические компании, тюрьму и угол с надписью «Работа на землю-кормилицу обеспечивает зарплату», который давал игрокам $100 каждый раз, когда они пересекали его... Звучит знакомо?
Лиззи Мэгги изобрела и запатентовала «Игру
землевладельца» в 1904 г., с целью практической демонстрации отъёма
земли со всеми вытекающими из него последствиями. Она основала игру
на экономических принципах джорджизма, разработанных Генри
Джорджем, с целью показать, как налоги обогащают владельцев
имущества и опустошают карманы арендаторов.
Она знала, что некоторым людям труднее понять, почему это случается и что можно сделать по этому поводу, и что джорджистские идеи, реализованные в форме игры, могут быть гораздо нагляднее. Мэгги также надеялась, что пока в «Игру землевладельца» будут играть дети, она может вызвать у них естественные подозрения в несправедливости, заставляя их быть бдительнее во взрослой жизни.
В 1935-м Мэги продала свой патент на «Игру землевладельца» братьям Паркерам, сделавшим из неё современную «Монополию». Эта игра, приведшая братьев Паркеров к огромному успеху, поначалу ими же и отвергалась.
После своего успеха с «Монополией», они создали «Риск», Sorry, «Тривиал Персьют» и многие другие.
Лиззи Мэгги продала свой патент на оригинальную игру за $500.
«Оскар» настольных игр
(1978 год)
Spiel des Jahres — немецкое название, означающее «игра года». Она считается самой престижной премией для настольных и карточных игр и выдаётся коллегией жюри немецких игровых критиков.
Цель Spiel des Jahres — награждать лучшие примеры игрового дизайна, также продвигая игры высшего качества на немецком рынке. Считается, что существование премии и её популярность является одним из основных двигателей качества настольных игр, разрабатываемых в Германии.
Номинация на Spiel des Jahres может поднять средние продажи игры с 500 – 3 000 копий до 10 000, а победитель может ожидать продажи в 300 000 или 500 000 копий.
Существуют следующие критерии оценки игр:
- Концепция игры: оригинальность, пригодность для игры, её ценность.
- Структура правил: композиция, чёткость, доступность.
- Структура: коробка, поле, правила.
- Дизайн: функциональность, качество исполнения.
Список победителей Spiel des Jahres
Награда способствовала популярности и росту таких игр, как «Колонизаторы» (Settlers of Catan), «Доминион» (Dominion), «Ханаби» (Hanabi) и «Диксит» (Dixit). Также принято считать её ответственной за популярность жанра еврогейм.
Еврогейм — это класс настольных игр, в которых элемент удачи сведён к минимуму, воздействие игроков друг на друга не прямое, а фокус делается на экономике и стратегии. (с)
Вот такая она история настольных игр от
Питера Аттиа. А вот про те игры, в которые играю я расскажу в
другой раз....
|
</> |