История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

топ 100 блогов beaujapancom16.11.2020
История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

ЧИТАТЬ НА САЙТЕ

Моя встреча с Акио Ниисато состоялась в его студии в префектуре Гифу. Белые стены студии, высокие потолки, огромные окна, через которые проникает солнечный цвет, отражающийся в белых керамических изделиях, ровно выставленных на стеллажах – особая организация пространства, где Ниисато создает свои необыкновенные творения.

Акио Ниисато в своей мастерской
Акио Ниисато в своей мастерской

Наверное, только в такой просторной и светлой студии и могут создаваться полупрозрачные изделия Ниисато – хрупкие на первый взгляд, но в то же время будто заполняющие собой все окружающее пространство.

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

Эту серию работ Ниисато начал создавать в 2002 году. «Самое важное – это определить время формовки, проделывания отверстий, покрытия глазурью. В противном случае результат будет не тот, который ожидаешь. Однако ориентироваться я могу лишь на свое внутреннее ощущение времени, а не на часы…» – говорит керамист.

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

Тонкая часть изделий, через которую проходит свет, изготавливается методом «хотарудэ», при котором после первого обжига проделываются отверстия, а затем наносится прозрачная глазурь, чтобы заполнить просветы перед повторной выпечкой. Так получаются не только эстетически изящные, но и функциональные вещи – ведь несмотря на «ажурный» узор, они не пропускают воду.

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

Благодаря «ажурной» теме создается впечатление, будто само изделие излучает свет. Этот метод использовался в персидских гончарных изделиях XII века и при изготовлении керамики китайской династии Мин, которая сравнивает вид прозрачного узора на свету со светлячками (по-японски «хотару»). Ниисато изучил метод и возродил его, создал свое уникальное оформление с использованием узоров «спираль» и «пунктир». Обладающий выдающейся техникой гончарного круга Ниисато создает предметы, выходящие за рамки повседневной жизни. Придавая значение традиционной технике, он при этом большое внимание уделяет диалогу с материалом. На мой вопрос, к какому стилю он относит свои работы, он ответил, что работает в разных техниках с глиной из Мино, Сэто и Сигараки и создает оригинальные глазури.

Керамика в стиле «хотарудэ»
Керамика в стиле «хотарудэ»

Помимо прозрачно белой керамики, а также изделий, покрытых голубой и зеленой глазурью, Акио Ниисато создает чайные чаши. Чаши для чайного действа – это особый мир в Японии. Более 400 лет в мире традиционной керамики наиболее высоко ценятся именно они. На первый взгляд эти чаши совершенно непритязательны, но в них заложен особый эстетический дух, гармония вселенной. Созданию идеальной чаши многие керамисты посвящают всю свою жизнь.

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

Ниисато не является исключением. Его чаша Раку, созданная с использованием желтой глазури, была экспонирована на выставке чаш в Национальном Музее прикладного искусства, в Национальном Музее современного искусства в Токио и сейчас находится в частной коллекции. На выставке Master Teabowls of Our Days в токийском Musée Tomo чаша Ниисато выставлялась с чайными чашами таких известных керамистов, как Живые национальные сокровища Японии Тоёдзо Аракава и Тоё Канэсигэ.

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

Ниисато родился в префектуре Тиба. С керамикой он познакомился в университете, где учился на факультете философии. Почти все японские студенты помимо учёбы занимаются каким-нибудь видом спорта, либо увлекаются музыкой или искусством аранжировки цветов икэбана. Ниисато выбрал керамический кружок и настолько увлекся, что бросил философский факультет и поступил в Институт керамического дизайна и техники города Тадзими – один из лучших в Японии по подготовке будущих керамистов. Ниисато говорит, что, прикоснувшись к глине, он будто прозрел и понял, что это – на всю жизнь.

Спустя четыре года после окончания Института керамики и дизайна в 2005 году Ниисато получил премию New Face на междунардной выставке Premio Faenza в Италии.

Работа Акио Ниисато на выставке Premio Faenza в Италии
Работа Акио Ниисато на выставке Premio Faenza в Италии

Акио показал мне изделия, которые сделал в своей поездке в Италию, где учился технике майолика. По его словам, местная итальянская почва очень мягкая и податливая, с ней легко работать на гончарном круге. В свою очередь каолин из региона Сэто, часто используемый в Японии, близок по составу к костяному фарфору и плохо растягивается. Но для изделий Ниисато, изготавливаемых по методу «хотарудэ», подходит именно местная глина, он думает, что её не заменить никаким другим материалом.

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

В 2008 году он получил специальный приз жюри «8-й Международной выставки керамики Мино» и главный приз выставки Paramita. В 2011 году как один из лучших молодых керамистов Ниисато удостоился стипендии по программе зарубежного обучения в США для художников от японского правительственного Агентства по культуре Японии.

Начиная с 2010 года керамиста ежегодно приглашают для участия в выставках в Японии и за рубежом. В этом году работы Акио Ниисато были представлены на выставке Contemporary Japanese Crafts в музее Panasonic.

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

Сейчас он готовится к выставке Domani, которая пройдет в феврале 2021 года в Национальном центре Искусств Токио в Роппонги. Он немного рассказал мне о своей новой идее, а также о том, как будут представлены его работы на этой выставке. Деталями поделиться не могу, но мероприятие будет захватывающее – поверьте на слово!

История мастера Акио Ниисато, или Как на керамике свет сошелся клином

Информация о выставке здесь.

Татьяна Вадалицензированный менеджер по туризму в Японии, руководитель компании VOYAGEJAPAN
Татьяна Вадалицензированный менеджер по туризму в Японии, руководитель компании VOYAGEJAPAN

Другие статьи автора:

Легенда Васидзава Кодзи – как инженер стал королем георгин

Нагато Ивасаки и его «деревянные люди» – в соавторстве с природой 

Больше японской керамики!

Керамика Охи – любовь подкралась незаметно

Легендарная керамика Какиэмон – фарфор «хурма в молоке»

Фарфор Арита-яки – хрупкое «золото» Кюсю

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Новые сообщения о потерях. Не все источники выглядят, скажем так, безупречными, но других нет. Не российское же миноборны считать источником, в конце концов. Посмотрим, что отрапортует сам ИГИЛ. Логика боевых действий вполне очевидна: ИГИЛ упёрся и не дает продвигаться на юг, ...
Турки четко заявили о том, что в случае атаки Большого Идлиба они окажут помощь боевикам. Однако их гарантии не распространяются на западные районы зоны деэскалации: на Латакию, Джебаль Туркеман, Сакль аль Гарб и Джиср аш Шугур. Здесь боевики ХТаШ будут отбиваться самостоятельно. ...
...
Я уже точно не помню сам, например. Мне его конечно "показывали" в 97-98 годах. Но реально в нем я еще тогда не сидел. Хотя даже сайт сделал про Кукморский район и Татарстан и участвовал с ним на конкурсе сайтов. На дворе был 98-й год и участие в нем приняло аж 5 человек! =)) И это была ц ...
В рамках нашего ежегодного турне по России мы с twanger ом оказались в Волгограде, который по случаю празднования Дня Победы превращается в Сталинград. Хотя праздничной символики тут много меньше, чем в Москве (флаги только на государственных зданиях и у воинских ...