История как наука
uctopuockon_pyc — 10.06.2023 Что такое история как наука?Во-первых, как и всякая наука, история должна быть лишена субъективизма. Как гинеколог не должен испытывать сексуального возбуждения от работы со своими пациентами, так и исследователь-историк не должен желать достижения определенного результата в политическом, национальном, концептуальном и т.п. плане. Он должен желать только такого результата, который максимально близок к реальной реконструкции событий. Если историк желает получить какой-либо иной результат - это расписка в профнепригодности.
Историк собирает материал, рассматривает его с максимально возможного количества точек зрения, обозначает плюсы и минусы той или иной интерпретации, если что-то не укладывается четко.
Во-вторых, как и всякая наука, история должна устанавливать закономерности.
Но здесь существует опасность, что мы можем принять ряд совпадений за закономерность, и поверить, что мы открыли определенный закон. А после этого натягивать на свою концепцию любой встречающийся материал, подчеркивая нужные нам черты и пропуская неудобные. Как это делали, например, К.Маркс или Л.Гумилев.
Что меня натолкнуло написать это?
Прочитал у Гегеля следующую фразу: "Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало".
Вроде бы есть определенные основания для прослеживания истории с востока на запад: Месопотамия, Египет, Греция, Рим. Но в целом, конечно, это далеко не так. Абсурд слишком очевиден для каждого, кто хоть в общих чертах имеет представление о Всемирной истории. Да даже без знаний истории, данная концепция выглядит фантастичной. Словно история это какой-то мировой дух с бородой, ползущий с востока на запад.
Но так сладок соблазн открыть всеобщую закономерность, что Гегель спешит сразу же абсолютизировать ее.
Данная "закономерность" наглядно характеризует то, что из себя представляет "открытие" общих законов истории.
Их авторы известны и обсуждаемы, но представляют ли вес академически?
|
</> |