История Ани Карениной, которая любила, да не вышла замуж
crazy-reader — 21.04.2017 Мнение зрителей, оставивших в Интернете следы от своих первых впечатлений о сериале «Анна Каренина», было практически единодушным – не кино, а <органическое удобрение>. В чём причина такого редкого сегодня согласия? Использую понятие олдскульности, которое всё чаще, особенно у молодого поколения, проникает в нашу речь. Так вот, не грешат ли наши оценки (и мои в том числе) олдскульностью? Не накладываем ли мы на новый продукт старые, привычные схемы времён очаковских и покоренья (первого) Крыма? Ищем соответствия между романом и сериалом, а, точнее, соответствия между своими представлениями о персонажах, которые, подкреплённые сложившейся традицией экранизации этого романа, уже прочно отложились в памяти, отлиты в граните, как теперь говорят в самом высшем свете? Формат сериала хорош тем, что он, как удав, засасывает в свою атмосферу и вот ты, только что проклинавший режиссёра, артистов и всех причастных к этому безобразию лиц, начинаешь вживаться в ритм, привыкаешь к персонажам, становишься соучастником общего процесса. Не могу сказать, что мне полностью удалось слиться в зрительском экстазе как с авторами, так и с мнением В.Соловьёва, но мнение моё к заключительным титрам изменилось. Начну же с плохого, с того, как всё начиналось.. Кино складывается из мелочей, и они могут погубить любое начинание. Мешала озвучка – временами казалось, что она происходила по ночам в пустующем школьном спортзале или же в заброшенной бане с бетонными полами и стенами. Смущала непонятно зачем введённая в действие китайская девочка, пытавшаяся продать солдатам курительные трубки, но покупатели, видимо, разглядев надпись “Made in Chine”, товаром брезговали. В итоге, за восемь серий была продана всего одна трубка. Да и та Вронскому. Смешили уличные сцены, для которых была построена одна коротенькая улочка и по которой бродила хилая массовка, настолько хилая, что некоторые якобы случайные персонажи стали узнаваемыми. Особенно запомнился похожий на императора военный на лошади. Может, заблудился в тупике? Да и внутреннее убранство дворцов и прочих жилых помещений было выдержано в непривычно тёмных тонах. В общем, надо было втягиваться. Но ещё тяжелее было воспринимать актёров. Поначалу разговор Вронского с Анной воспринимался как беседа двух офицеров, настолько басок Боярской резал ухо. Как ни странно, к Елизавете я привык, и первоначальное отторжение (которое было основано и на предыдущих её работах) отошло на второй план. В критических сценах, правда, когда она повышала накал своих страстей, хотелось чего-то иного, потоньше, помягче, но что есть, то есть. Да и кого можно предложить на эту роль? Во всяком случае, из известных мне актрис лично я не вижу замены, которая оказалась бы на порядок лучше. А вот Вронский показался варёным, вялым, не ощущалось в нём внутренней силы. Хороший мужик, но не Лановой. Варёнский, одним словом. В дуэте Каренина-Вронский явное доминирование Анны так и осталось для меня загадкой - это замысел режиссёра, или манера игры актрисы, поддерживающей свой звёздный статус? В целом же, если охарактеризовать ситуацию с актёрами, придётся прибегнуть к футбольной аналогии. Вот есть всемирно известный, заслуженный итальянский тренер Фабио Капелло. Пригласили его в Россию, набрал он футболистов, а результата нет. Тренер взрослой команды футболистов мастерству обучать не должен, это должно закладываться на подходе к взрослым играм.Так и в кино. То, что Шахназаров снимать умеет, после «Города Зеро» мне доказывать не надо. Тут другой вопрос, а что он хотел показать своим фильмом? Пока молчит режиссёр, придётся вступить в область догадок и самим решать, что стоит за историей Ани Карениной, которая любила, да не вышла замуж.
Понятно, что это не экранизация романа Толстого. В таких случаях говорят – снято по мотивам романа. Возможно, Шахназаров сознательно ограничился любовным треугольником, отодвинув остальное за пределы этой территории, а некоторые темы, актуальные для Толстого, и вовсе отбросил, как отвлекающие от основной линии. Даже процедуру развода, которая из-за действующих в то время законов была очень серьёзной преградой на пути к цели, он свёл к личному выбору, намекнув всего лишь однажды на суровость и жестокость внешних требований к самой процедуре. И вот, в итоге, получился фильм о страстях, о любви, об обязанностях и личном выборе. Трое, и у каждого своя правда. А зрителю дана возможность понаблюдать за происходящим со стороны, и отдать кому-то из героев свои предпочтения. Если, конечно, действие его захватило, а если нет – то всегда можно нажать на кнопку ВЫКЛ, что после первых серий хотел сделать и я. Но, не поддавшись первоначальному соблазну, досмотрел сериал полностью и не жалею. Мне понравилось.
А то, что у Шахназарова конец сериала остался слегка приоткрытым, закладывает смутные сомнения – уж не замахнулся ли он на второй сезон? Как минимум? (Бамбурбия. Шютка).
=====