рейтинг блогов

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов

топ 100 блогов lozga27.03.2017Технологии На этой неделе, скорее всего, состоится исторический первый пуск уже летавшей ступени ракеты-носителя Falcon 9. Ее тестовый прожиг уже съехал с воскресенья на понедельник, и плановая дата запуска, вероятно, сдвинется со среды на четверг. Пуск, скорее всего, будет успешным, и интернет заполнит ликование. Но в 2017 году для SpaceX более важными, чем повторный запуск летавшей ступени или даже испытания Falcon Heavy будут менее заметные и более грустно выглядящие экономические вопросы.

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов 01.jpg
Пуск EchoStar 23 16 марта, фото SpaceX

Приключения ступени №1021


Тестовый прожиг в понедельник станет уже пятым (или восьмым, смотря как считать) включением двигателей первой ступени №1021. После сборки ступень испытали 5 февраля 2016 на тестовом стенде в МакГрегоре. После успешных испытаний сопла нескольких двигателей умудрились повредить в инциденте с наземным оборудованием 8 февраля. Сопла починили, и ступень отправили на мыс Канаверал в конце марта 2016. Во второй раз двигатели включались на 3,5 секунды при тестовом прожиге на стартовом комплексе SLC-40 5 апреля. Спустя три дня ступень стартовала (третье включение двигателей) с миссией снабжения МКС CRS-8. Проработав 2 минуты и 42 секунды, первая ступень отделилась от второй. Успешная посадка на баржу "Конечно, я все еще люблю тебя" - это еще три включения двигателей, но не всех, поэтому их можно как учитывать, так и нет.

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов 02.jpg
Ступень №1021 после посадки, фото SpaceX

Эта посадка стала первым успешным возвращением первой ступени на баржу. Любопытно, что в качестве альтернативного рассматривался вариант возврата на посадочную площадку около старта, но выбрали посадку на баржу для доказательства ее осуществимости.

Изначально планировалось, что ступень №1021 не полетит снова, а будет использована в испытаниях на стенде. Десять включений двигателей должны будут подтвердить, что ступень возможно использовать повторно. Но ситуация изменилась, когда, вопреки ожиданиям, на баржу успешно села ступень №1022, использованная при выведении JCSAT-14. Спутник был тяжелый, и предполагалось, что первая ступень не сможет совершить мягкую посадку. Частично эти опасения оправдались - посадка получилась более жесткой. Но для испытаний ступень №1022 подошла лучше всего.

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов 03.jpg
Уже летавшие ступени Falcon 9 в ангаре, фото SpaceX

В июле 2016 SpaceX объявила, что ступень №1021 будет использована повторно, для не объявленной полезной нагрузки, а ступень №1022 отправили на испытания. В августе 2016 были названы полезная нагрузка - телекоммуникационный спутник SES-10 для геостационарной орбиты и ожидаемая дата запуска - октябрь-ноябрь 2016. Но все карты спутала авария 1 сентября на тестовом прожиге перед пуском спутника AMOS-6. Полеты SpaceX были остановлены на четыре месяца, а запуск SES-10 в итоге съехал на конец марта. В январе 2017 ступень снова была протестирована в МакГрегоре (четвертое или седьмое включение двигателей) и отправлена на мыс Канаверал. Старт уже был перенесен как минимум два раза - один раз из-за задержки пуска грузовика Cygnus OA7 к МКС и второй раз из-за задержек при подготовке к пуску уже у самой SpaceX. Мы уже привыкли, что с первого раза ракеты у Маска не улетают, так что пуск в четверг, вполне возможно, будет еще перенесен, но, скорее всего, успеет состояться на этой неделе.

Главная задача


Действительно большое достижение повторного использования ступени, тем не менее, не является критически важным, после которого у SpaceX внезапно станет "все хорошо". Дорога перехода на многоразовые средства выведения долгая, и в ближайшие годы никто даже в SpaceX не будет знать, окажется ли она в итоге успешной. Более подробно об этом я писал тут - стоимость послеполетного обслуживания, ресурс ступени и процент потерь пока что существуют только в бумажных расчетах и не подтверждены опытом.

А самой важной задачей на 2017 год для SpaceX я бы назвал выход на регулярные успешные пуски. По плану в 2017 году должно быть 27 пусков Falcon 9 и Heavy, уже кончается март, а состоялось всего три. В январе этого года президент SpaceX Гвин Шотвелл уже говорила о "надежде как минимум на 20 пусков". При этом два последних года были очень неудачными для компании из-за аварий. В начале 2017 газета The Wall Street Journal опубликовала финансовые данные и планы SpaceX. Статья до сих пор недоступна для не зарегистрированных пользователей, но российский сайт vc.ru процитировал иллюстрации статьи у себя.

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов 04.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

Если предположить, что финансовые результаты 2016 повторяют 2015 из-за аварии 1 сентября, что вполне логично, то SpaceX несет убытки уже 2 года подряд. Косвенно это подтверждается тем, что на официальном сайте из описания компании убрали слово "прибыльная".

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов 05.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

В 2015 и 2016 годах SpaceX не смогла выйти на 10 пусков в год, значит, планы на 20-27 пусков в 2017 - это увеличение объемов работ как минимум в два раза. А такая задача - большой вызов для любой организации. Именно "золотая эра" спейс шаттлов 1984-1985 была временем самой большой нагрузки на обеспечивающий персонал, ресурсов, денег и людей не хватало. Если SpaceX, как и NASA в 80-х, ошиблась с оценками затрат ресурсов на запуски, то проблема перегрузки может повториться.

"Уроки космических катастроф"
Блестящий видимый успех NASA скрывал катастрофическую перегрузку исполнителей. В мемуарах астронавта Майка Маллейна рассказывается о целых коллективах, перерабатывающих месяцами без единого выходного, рабочих, которых выдергивали вечером из дома по срочному вызову, и они работали даже в пьяном виде. Документооборот NASA переполнялся требованиями «Мне нужны люди! Запасные части! Оборудование!», которые оставались без ответа, потому что не на что было приобрести требуемое.


В таких условиях легче совершить ошибку или недооценить проблему, которая может привести к аварии. А новые аварии SpaceX себе позволить не может, потому что это потеря времени, денег, клиентов и репутации.

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов 06.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

При всех сложностях планы SpaceX грандиозны на уровне мегаломании. Начиная с 2020 года главным доходом компании планируется сделать не запуски ракет-носителей, а доход от услуг связи и глобального интернета. 12000 спутников должны будут приносить компании десятки миллиардов долларов в год к середине 2020-х при том, что банальная арифметика требует еще одной промышленной революции в производстве и выведении спутников, технологии для которой SpaceX пока не показали.

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов 07.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

С другой стороны, когда половину пакета заказов занимают государственные агентства - NASA и военные, можно строить гигантские планы. Цены SpaceX пока что очень выгодно смотрятся на американском рынке по сравнению с ULA, Маск продолжает выигрывать контракты на запуски государственных спутников, и новая администрация Трампа пока что не перекрывает ему кислород.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов attentioneer.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Совсем недавно мы попрощались с бывшим астронавтом Кеном Маттингли, а сегодня пришла новость о кончине Фрэнка Бормана. Он командовал легендарной миссией «Аполлон-8», в ходе которой в 1968 году люди впервые вырвались за пределы околоземной орбиты и облетели Луну. Ему было 95 лет. Таким ...
фото кликабельны ...
В этом посте - все интересные видосы, клипешники и ролики, появившиеся в последнее время, которые вы советуете посмотреть. На первом уровне - только видео. Как пользоваться этим постом: ставишь ноут на стол за ужином, заходишь в пост, нажимаешь подряд на все видосы и втыкаешь. ...
не могу больше читать либеральные сми раньше читала - фильтровала спокойно, видела ходы, видела где внатяг толкуют факты, где с запасом требуют чего-нибудь. впрочем, еще раньше - читала всецело веря строчкам, не замечая тенденциозности подачи, потому что сочувствовала: люди ведь так ...
Добрый день, дорогие сообщники.Позвольте снова порадовать ...