Истина — в ухе: метод атрибуции Джованни Морелли
non_critical — 15.11.2025
Или как врач научил искусствоведов разглядывать уши Мадонн.
Джованни Морелли, итальянский искусствовед XIX века, всю жизнь словно подслушивал живопись. Не буквально, конечно, а анатомически: изучая мочки ушей, пальцы рук и складки одежд, он пытался вывести подлинного автора из тени веков. Что особенно изящно — сам Морелли был врачом. Человек, изучавший тело, однажды обратил свой клинический взор на холст. И увидел там нечто большее, чем просто сюжет или стиль — индивидуальную «подпись» художника, которую не выведет никакой фальсификатор.
Публиковал он свои наблюдения под псевдонимами: то Иван Лермольев, то Иоганнес Шварце. Либо из скромности, либо для придания своим идеям налета универсальности.
Детали, которых никто не замечает
В эпоху, когда «знатоки» определяли авторство живописи по интуиции, обаянию и легкому глазу, Морелли решил идти против течения. Он предложил атрибутировать картины по... ушам. Ну и по пальцам, ногтям, формам век — всему тому, что художник рисует не под прицелом эстетического долга, а «на автомате», как бы невзначай.
Мадонну рисуют все красиво — это почти контракт с публикой. А вот ухо? Ухо у каждого художника получается по-разному: один наделяет его округлой скромностью, другой — драматической ломкой, третий и вовсе не знает, куда его приткнуть. Именно в этих, второстепенных деталях, по мнению Морелли, проявляется подлинная манера мастера — та самая непроизвольная моторика, как у почерка.
Алгоритм Морелли прост, как рецепт пасты:
1. Собрать «досье» на художника — каталог его ушей, пальцев и
складок.
2. Сравнить с сомнительной картиной, как сыщик сверяет почерк.
Морфология вместо вдохновения
Метод Морелли был радикален: он предлагал отказаться от субъективной оценки в пользу сравнительного анализа морфологических форм. Это звучит почти как программа из области биологии — и не зря. Он строил свою «науку знаточества» по лекалам естественных наук. Не ощущение, не харизма мазка, не авторитет галериста — а факт, форма, повторяемость. И да, это был вызов романтическому культу гения. Гений, выходит, не в озарении, а в изгибе мизинца?

И все же — вдохновение
Однако Морелли не был машиной. В своих текстах он порой отступал от собственных правил. Например, когда он приписывал Джорджоне портрет из галереи Боргезе, он описывал, как стоял перед загадочным изображением, ощущая почти мистическую связь с мастером прошлого — в какой-то момент ему показалось, что их души соприкоснулись, и истина открылась ему.
Наука, конечно, важна, но порой решающую роль играет внезапное озарение или тонкая интуиция. Его метод был строгим и точным, но на практике он, как и любой любитель искусства, не мог полностью исключить субъективное восприятие. А возможно, просто не хотел.
Наследие: от ушных раковин к искусственному интеллекту
И все же метод Морелли стал основой для будущих искусствоведческих подходов. Он повлиял не только на историю искусства, но и на криминалистику, судебную медицину, даже психоанализ. Идея о том, что в незаметных штрихах скрыта глубинная личность автора, оказалась поразительно живучей.
Сегодня методы Морелли продолжают жить, только вместо лупы — цифровые алгоритмы, вместо блокнота — базы данных. Компьютерный анализ изображений, технико-технологические исследования, трасология, нейросети… Все это, в сущности, продолжение мореллианского взгляда: внимательного, скрупулезного, немного одержимого.
Заключение: почему Морелли актуален в эпоху селфи
Морелли напомнил нам, что за фасадом великого произведения всегда прячется рука — и эта рука оставляет след. Вскользь, небрежно, но неизбежно.
В мире, где нейросети создают картины за секунды, метод «доктора деталей» снова стал актуальным. Сегодня мы понимаем: подлинность — это не просто автограф в углу холста, а сотни незаметных штрихов, которые не воспроизведет даже искусственный интеллект. Морелли любил повторять, что мастер способен изменить лицо героя, но его почерк неизбежно проявится в мелочах — например, в складках одежды. На современный лад это звучало бы так: настоящий знаток отличит Рафаэля по одной лишь характерной форме ногтя.
Так что если в следующий раз вы окажетесь перед полотном и не узнаете автора — приглядитесь к уху. Быть может, Морелли уже шепчет вам правильный ответ.

Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно
• Как смотреть на искусство — и действительно видеть его
• Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд
• 4
художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
• Рене Магритт: мастер загадок на холсте
• Музы и модели: таксы в искусстве
|
|
</> |
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
В шаге от терминаторов. В Китае начались первые в мире массовые поставки
Новая "Алиса в стране чудес" заранее всем не понравилась
Запойное
ПЕЩЕРЫ В РОЖДЕСТВЕНО, Лен. обл.
Белов С.А. КТО есть КТО и ЧТО есть ЧТО в скандинавской мифологии (2025)
Доброе!
Рассвет на ритуальной платформе.
Новости культуры и искусства за неделю

