
Исповедь ватника


Я и сам люблю побыть ватником. Поговорить о великой стране, духовности, здоровой семье (с мамой и папой, а не с родителем номер один и номер два). Но давайте начистоту: когда говорят о европейских стандартах, которые мы должны перенять, – речь идет, прежде всего, не о гей-парадах, а о параметрах качества жизни. Например, о ВВП на душу населения, о стоимости ЖКХ относительное средней заработной платы, о количестве спортивных, торговых, офисных, развлекательных объектов на жителя, о количестве поликлиник, гостиничных мест, о наличии скоростного общественного транспорта в шаговой доступности, о количестве гостиничных мест, об уровне налогов и т.д. То есть это целый ряд показателей. Естественно, ни один даже самый пламенный патриот не посмеет оспорить, что 100 больниц на миллион жителей – это лучше, чем одна.
В интернете постоянно муссируется множество международных рейтингов о качестве жизни в Москве. Столица там, понятно, не на самых высоких позициях. Хотя, как правило, такие рейтинги составляются не на основе анализа выше перечисленных мной параметров, а на основе опросов туристов. А мозги европейцев и американцев, что уж спорить, еще как промыты негативом о России. Спрашивать иностранного туриста о качестве жизни в Москве – это как спорить с Джейн Псаки о конфликте на Донбассе. Пробиться сквозь стену стереотипов будет нереально.
Но вернемся к параметрам качества жизни. Москва в последние года три стала догонять весь мир. «Догнать и перегнать» намечено к 2018-2020 году. Во-первых, столичное метро планируется не только вывести за пределы Москвы (а это произойдет уже в этом году), но и сделать его в шаговой доступности для 9 из 10 москвичей. Москва сейчас строит метро, по словам заммэра Москвы Марата Хуснуллина, темпами Пекина и Шанхая. Никто в мире больше не в состоянии так быстро и качественно строить. Сегодня работы развернуты на 350 площадках. За последние 3 года (2011-2013) построены и введены 26,1 км, 12 станций и 3 депо. В этом году вводим 7,9 км и 5 станций, в 2015-2017 годах – порядка 60 км и 40 станций (т.е. рост планируется в 2-2,5 раза).
Дороги – тоже важный показатель. В 2014 году в городе будет построено 90 км новых дорог, 35 км уже сданы (2010 г. – 19,8 км, 2011 г. – 56,8 км, 2012 г. – 60,5 км, 2013 г. – 80 км).
В 2016 году запускается кольцевая железная дорога, которая будет связана с метро транспортно-пересадочными пунктами. Можно будет под крышей пересесть с одного вида транспорта на другой.
Это все очевидные и понятные параметры. Но и есть и эстетические. Например, в СССР почему-то всегда плевали на дизайн. Да и сейчас тоже в целом. Какая-нибудь самая совершенная и неуязвимая российская ракета может выглядеть как советский утюг. У тех же американцев даже дизайн тостера совершенен, концептуален. А уж военная техника – загляденье. Да и благоустройство города на высоте – от этого мы так любим летать как в старую Европу, так и в урбанистический деловой Нью-Йорк.
Впрочем, Москва взяла курс и в этом направлении. Если в городе есть парки, пляжи, набережные, площади, пешеходные маршруты, велодорожки, то они должны быть европейского уровня.
Если мы строим что-то новое – тот же парк «Зарядье» возле Кремля, пляж «Строгино» или станции метро, или реконструируем промзоны как ЗИЛ, то дизайн тут должен ставиться чуть ли не на первый план. Как ни крути, по одежке встречают и формируют лицо города. И не нужно стесняться звать иностранных дизайнеров, архитекторов. Мы ведь помним, что со вкусом у нас не всегда все отлично. История у нас серая, кровавая, мрачная и от этого нас бросает во все золотое, яркое, аляпистое – это как компенсация унылости. Тот же петровский ампир, сталинский ампир. Хотя у них, надо признать, вышло удачно. Более того, та Москва, которую сегодня лелеют либерально настроенные хипстеры, это сталинская Москва. То есть, по идее, идеологически она им противоречит.
Сейчас за всеми политическими событиями нам главное не прозевать и не упустить этот тонкий момент европеизации. Нам надо взять все лучшее и отмести все худшее. В 90-е у реформаторов получилось наоборот. Но у нас есть урок. Есть уже первый опыт, и он довольно успешный. На уровне мэрии Москвы приняты важные, я бы сказал, революционные решения и их реализация идет полным ходом. Через десяток лет мы можем получить новое качество жизни в Москве по всем направлениям. При этом сохранив свою национальную индивидуальность. Конечно, никто не спорит, что процесс этот сложный. Дикаря можно одеть в европейские одежды и посадить в стильный автомобиль, но дикарем от этого он быть не перестанет. Хотя, безусловно, атмосфера и бытие определяет сознание. Ведь появилась же у нас новая интеллектуальная городская молодежь – значит, меняя среду, мы качественно меняем людей. Что я и наблюдаю в Москве в последние года три.
А ватнику, между прочим, очень даже уютно и в Парке Горького, и на Красном Октябре и даже в Жан-Жаке. Сам там недавно пил и видел Мишу Леонтьева.
|
</> |
