Испанская коллекция
grafoman62 — 14.11.2023В Пушкинском новая выставка "Испанская коллекция". Привезли в основном из Эрмитажа и немного из Твери. Период с 16 по 19 век. Лучшие - это, конечно, Эль Греко, Веласкес, Сурбаран и Мурильё. Привезли работ 50, среди них - станковая живопись, есть офорты Гойи (это он по заказу короля делал офортные копии Веласкеса) и католические храмовые скульптуры. Это такой отдельный жанр религиозного искусства. Уже готовую деревянную скульптуру сначала левкасят, потом плотным слоем раскрашивают в реалистической манере, иногда инкрустируют глаза драгоценными камнями. Смотрится очень мистично.
Понятное дело, что испанскую коллекцию стала собирать Екатерина 2. Некоторые работы она скупала у каких-то английских лордов за долги. Мудрая женщина. Мы роскошью эрмитажной коллекции практически только ей и обязаны, и если бы большевики не продали самые шедевральные работы, то это была бы, пожалуй, самая богатая коллекция в мире.
Вообще-то испанская живопись - это что-то исключительное, особенно 17 век. Отдельная тема. Это история не про страсть, а про то, как страсть всеми силами сдерживается, загоняется внутрь. Все эти портреты Веласкеса, особенно всевозможных инфант. Бедные дети! Согласно дворцовому протоколу, они сами не могли стакан воды себе взять - должны были слуг просить, не могли играть, бегать и с детства должны были ходили в корсетах и париках. Умирали рано из-за близкородственных браков. Там на выставке есть ростовой портрет ребёнка - последнего из Габсбургов. Нелепая пёстрая одежда и грустный взгляд ребенка, окружённый всевозможными колоннами и балдахинами. ("Портрет инфанта Карлоса II в детстве» художника Себастьяна Эрреры)
Там, значит, привезли из Эрмитажа знаменитый портрет графа-герцога де Оливареса кисти Веласкеса. Очень мощный. Тут же рядом в полный рост и в натуральную величину портрет того же Оливареса, но только его ученика. Тоже неплохо.
Из 17 века "звёзды" - это Сурборан, Мурильё , Рибейро - всё перечислять не буду, сами сгоняйте посмотреть. Есть также классные натюрморты. Говорят, что это был очень распространённый жанр: отображение идеи суеты сует ( Vanitas vanitatum ).Тщетности бытия через изображения предметов. Много ещё там библейских сюжетов и дворцовых портретов неизвестных мне художников, но испанский 17 - сам за себя говорит - всё мощно!
Привезли ещё Эль Греко - это конец 16. Работ его, конечно мало и из Эрмитажа привезли не все,конечно, но вещи очень классные! Впечатлил портрет Бернара Клервонского. Того самого, который вдохновлял людей на Крестовые походы. На портрете такой милашка, кроткий такой.
Немного ворчания. Последнее время музейщики взяли странную моду - экспонировать работы в какой-то жутком мраке, причем, даже не в полумраке, а в какой-то тьме и только картины подсвечивают направленным светом. Зачем это всё делать - цвета толком не видно. Но да ладно. Музейщики говорят, чтобы краски не выцветали.
Я тут немного про себя. Вот когда я смотрю на картины очень хороших и старых художников, то начинаю словно бы немного волноваться. Ты будто бы проходишь через какие-то временные порталы, где начинается совершаться некий обмен эмоциями между мной и автором. Может кто-то это сочтёт за шизу, но я будто бы начинаю чувствовать то же, что и автор. Не всегда, конечно, и это должны быть мастера класса Эль Греко, Веласкеса, Сурбарана и.т.д... С другими этого нет. Напоминает обмен какими-то кодами.
Но и это утомляет. Много работ посмотреть не получается чисто физически и домой приходишь словно вагоны разгружал и почему-то очень хочется есть.
А от Эль Греко ощущение какого-то странного ветра.
Но когда потом переходишь в залы более современных художников, где работы явно послабее, то первая мысль: " И нахрена это здесь?" Может, при других обстоятельствах я бы стала отыскивать какие-то достоинства, но только после Веласкеса и Сурбарана на всё это смотреть как-то странно.
Там один зал отведён под современное испанское искусство. Непонятно зачем.
P.S.
С каких-то хренов туда Пикассо запихнули, его этого "Мальчика с собакой". Причем рядом с Эль Греко. Смотрится, как минимум, жалко. Да, я знаю, сейчас мне интеллектуалы будут очень вежливо объяснять, что я нефига в искусстве не понимаю. Заранее соглашаюсь.
|
</> |