Искусство говорить

топ 100 блогов rai5t1in — 23.06.2010 По мотивам статьи на хабре о копирайте, копирасте и прочем, или о том как правильно отвечать на неудобные вопросы. Мои комментарии - курсивом.

Q: Информация должна распространяться бесплатно!
A: Аргументация встречается самая разнообразная. Кто-то считает, что потребление информации является неотъемлемой частью естественной человеческой жизнедеятельности. Кто-то считает, что бесконтрольное потребление информации стимулирует развитие общества. Кто-то просто говорит, что за «воздух» (то есть за нематериальные сущности) платить как-то западло.


Начнем с того, что сам посыл данного утверждения сродни социалистическому принципу «от каждого по потребности, каждому по труду». Как говорится, вопросы веры мы здесь не рассматриваем, а потому обратимся к объективной стороне.

Объективная сторона заключается в том, что человек или группа людей затрачивают определенное время и определенные усилия на то, чтобы создать информационный продукт.

( Объективная сторона заключается в том, что человек или группа людей затрачивают определенное время и определенные усилия на то, чтобы обработать информацию)

Качество продукта(обработки) пока оставим в стороне – о нем будет отдельный разговор. Основное сейчас то, что человек трудится, чтобы получить какой-то продукт. Следовательно, по законам рыночной экономики, за исключением отдельных частных случаев, данный продукт принадлежит ему, и он имеет полное право распоряжаться его дальнейшим существованием (конечно, спорить с тем, что результат обработки какой-то информации принадлежит аналитику и он вправе распоряжаться результатами - глупо) . Одним из вариантов является продажа законного права пользования продуктом за определенные деньги. Это и называется «лицензированием», и именно об этом пойдет речь в дальнейших вопросах. Вопрос был о распространении информации, ответ — про распространение анализа исходной информации.
Человек, который считает, что вся информация безусловно должна распространяться бесплатно и быть доступна любому человеку, покушается на основы рыночной экономики.(о том, что информация существовала в дорыночную эпоху - умалчиваем) Фактически, он заявляет, что результаты деятельности человека могут быть отчуждены от него в пользу другого лица просто так.(Вот тут как-бы нестыковка получается. То мы говорим об информации, то об анализе этой информации, то об авторстве и наконец — об отчуждении, о котором в первоначальном вопросе ни слова. К слову. отчуждение - передача вещей в собственность другого лица, а равно передача права собственности или любого имущественного права (включая права, выраженные ценными бумагами) его обладателем другому лицу.) То есть речь в данном случае уходит от проблемы копирайта к проблеме пользы и вреда рыночной экономики как таковой, а политические споры мы не рассматриваем – это к политологам.

Q: Пиратство – это не воровство.
A:
Естественно, пиратство (а точнее, контрафакция, как более общее понятие) – это не воровство. Потому что, если бы это было воровством – то сажали бы по статье «воровство», а не «нарушение авторских и смежных прав». Убийство точно так же не является воровством, как и контрафакция. И изнасилование не является воровством. И подделка документов – тоже не воровство. Однако все это – противоправные деяния, за которые в соответствии с законом человек несет ответственность в случае наличия у него вины. (У собак есть мех, а в нем живут блохи. И у оленей есть мех, а в нем живут блохи. А вот у рыб меха нет, однако, если бы у рыб был мех, то в нем были бы блохи.) Юридическое понятие вины включает в себя положение о том, что для ее наличия, человек должен знать о том, что его деяние несет противоправный характер, или, по крайней мере, иметь возможность это узнать. То есть прочитать закон. А незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает. (А вот с этим не поспоришь, да.)

Q: Я купил товар – диск (книгу, кассету) а значит, могу делать с ним все, что хочу.
A:
Если вы купили диск (пустой) – вы, действительно, можете делать с ним все, что вашей душе угодно. Можете, например, выбросить его с балкона, или запихнуть в микроволновку. Можете мыться с ним в душе и петь ему колыбельные на ночь. Потому что вы купили товар, и дальше вы можете распоряжаться им в рамках закона.

Однако, покупая диск с информацией (музыкой, фильмом, книгой) вы большую часть своих денег тратите, как не странно, не на физический носитель, а выплачиваете в соответствии с лицензионным договором, который предоставляет вам легальный доступ к информационному объекту, защищенному законом об авторском праве. То есть покупая диск, вы получаете право слушать музыку, читать книгу и смотреть фильм. Информация товаром не является, об этом – смотрите мой предыдущий топик (да, в ответе на первый вопрос это указано, однако прочитать это можно только между строк), а потому отношения тут возникают не товарно-денежные, как при покупке батона хлеба, а лицензионные, которые регулируются совершенно другими механизмами.

Любое сравнение диска с музыкой с батоном хлеба является признаком человека безграмотного, который вообще не понимает, о чем речь. (Ну почему же. И там и там мы имеем материальный продукт, один из которых при употреблении восстанавливает наши физические силы, другой — доставляет эстетическое удовольствие. Отличие только в том, что батон является одноразовым продуктом — вторичное употребление не рекомендуется)

А с диском, вы по-прежнему можете делать что хотите. И утрата оригинального носителя не должна лишать вас доступа к лицензируемому контенту, ведь именно его вы оплачиваете, а вовсе не стоимость тиражирования. Это первая серьезная проблема современного института авторского права – отсутствия возможности доказать наличие лицензии при отсутствии физического подтверждения.(Вот это совершенно правильно!)

Q: Я физически могу скопировать информацию – значит, по закону, мне никто не может это запрещать.

A:
Я физически могу подойти к вам ночью и пырнуть вас заточкой под ребра. Что будет со мной потом – это отдельная статья (105, если я не ошибаюсь), однако физическая возможность (особенно в том случае, если вы слабее меня) у меня имеется. Почему же тогда мне запрещают убивать слабых?(Перевод понятий нематериального мира в материальные реалии, с явно выраженным негативным оттенком)
Возможность бесконтрольного тиражирования информации – это реальная проблема правообладателей, с которой они безуспешно борются.(Стоп! Перечитайте предыдущее предложение внимательно! Все нормально? А теперь спросите себя — у информации ли есть правообладатель или у результатов обработки информации?) Потому как эффективные механизмы оказываются неудобными для потребителей и снижают продажи, а удобные неэффективны и также снижают продажи. Нынешнее состояние дел – это определенный паритет между удобством и продажами. Как только паритет кого-то перестанет устраивать (не на уровне выкриков «копирайт должен умереть», а на более серьезном) – равновесие сместится. И оно постоянно смещается, но проблема в настоящий момент не решена, и решена еще долго не будет.
Следует помнить, что лицензионным соглашением вы получаете доступ к контенту. И физическое наличие у вас контента не дает вам автоматического права им пользоваться. Простая аналогия – водительские права. Вы можете владеть сколь угодно большим количеством автомобилей (иметь их в собственности), но ездить на них, да и даже поставить на учет, не сможете.

Q: Я лучше куплю то же самое у пиратов – они успешно конкурируют с правообладателями за счет более низких цен.

A:
Заявлять, что производители лицензионного контента конкурируют с пиратами – все равно, что говорить, будто производители упаковок Tetra Pak конкурируют с молочными фермами. Они продают совершенно разные вещи.(Нет! И правообладатели и пираты продают одно и то же — медиаконтент, о котором вы всю дорогу талдычите)

Первые торгуют лицензиями на доступ к защищенному контенту, причем именно эта стоимость (в которую включены всевозможные прибыли всех сторон) на 99% определяет стоимость диска в магазине, так как затраты на тиражирование ничтожны. Вторые торгуют тем самым «товаром» — дисками, собственная стоимость которых – 10 центов. (Пустыми дисками, см ответ «Я купил товар – диск (книгу, кассету) а значит, могу делать с ним все, что хочу») Стоимость диска у пиратов – 100 рублей, прибыль пиратов в процентах можете посчитать сами. Поверьте, что она на порядки ниже, чем прибыль правообладателей.

Пираты не предоставляют самого главного – легального доступа к информации, а конкуренция возможна только между структурами, которые производят одинаковый по своим потребительским свойствам продукт. Легальность – одно из потребительских свойств любого информационного контента (это будет лучше для всех, потому что мне так кажется). И даже если с точки зрения конечного потребителя пиратский и лицензионный диск выглядят совершенно одинаково, с юридической точки зрения это ошибочно.(И задача государства — всячески поддерживать легальных производителей, а не перекладывать ответственность на конечных потребителей, а то уже попахивает скупкой краденного) А так как мы стремимся жить в правовом государстве – то законы неплохо было бы знать.(всем)

Q: Кто сказал, что я принимаю условия лицензионного соглашения?

A:
Устанавливая, например, программу, вы ставите галочку «я принимаю условия лицензионного соглашения». Аналогично, вы «подписываете» лицензионное соглашение в момент покупки диска, причем физическим эквивалентом договора является кассовый чек. На диске сзади написано, кстати, что фонограмма предназначена только для частного прослушивания, а незаконное тиражирование запрещено.(Если подобная надпись есть на диске — он лицензионный? Если эта надпись присутсвует на нелицензионной копии — кто несет ответственность за выпуск диска?) Полностью восстановить лицензионное соглашение можно, только зарывшись в законодательство, и эта третья проблема правообладателей – в доступной и понятной форме донести до людей, на что они имеют право и почему. Эта проблема в настоящее время не решена вовсе, о чем свидетельствует, например, этот пост.

Q: Почему это так дорого стоит? Я считаю, что оно должно стоить дешевле.

A:
Потому что правообладатель считает, что именно столько оно должно стоить. И у него, замечу, на это есть полное право.

Регуляция рыночных цен происходит за счет механизма, который в народе называется «голосование рублем». Хороший товар покупается, и производитель может увеличивать цены. Плохой товар не покупается, и производитель вынужден цены сбрасывать. Однако пиратство не является частью рыночного механизма саморегуляции цен (точно так же, как, например, коррупция, которая, тем не менее, на цены влияет, причем нередко очень весомо). Пиратство вообще к рыночной экономике отношения не имеет, это проблема государства и исполнения законодательства.(Да, в огороде бузина, а в Киеве дядька и воровать нехорошо)

Потребитель получает доступ к контенту на основании договора лицензирования, который осуществляется по принципу публичной оферты. То есть потребителю предлагается перевести на счет производителя определенную сумму денег для получения доступа к нужной ему информации. Для осуществления рыночного механизма регуляции потребителю следует не принимать подобные предложения от производителей некачественного контента.(см следующий вопрос) И здесь мы подошли к четвертой проблеме правообладателей – не предоставление ознакомительного доступа к лицензируемому контенту. Хотя, например, тот же самый last.fm предоставляет такую услугу, что дает надежду на скорое разрешение проблемы.

Q: Я не желаю платить за некачественный товар.

A:
Это ваше право. А обязанность правообладателя – максимально сообщить вам о потребительских свойствах товара, о чем я написал чуть выше.

Однако, есть проблема оценки качества. Приведу простой пример.

Вы заходите в магазин и видите большой и красивый торт. Торт вкусно пахнет, срок годности не истек, да и стоит гуманно, и вы его покупаете. Придя домой, вы пробуете его и с ужасом понимаете, что он совершенно безвкусный. Это проблема качества? Да.(Нет! Это не проблема качества) Вернет ли вам кто-нибудь деньги за невкусный торт? Сомневаюсь. По крайней мере, мне не известно прецедентов в этой области.

Проблема оценки качества информации – одна из фундаментальных проблем человечества в целом. Примеры вы можете видеть на Хабре, просто перед голосованием попробуйте предугадать оценку того или иного топика. Ваша оценка будет показателем качества статьи лично для вас, а оценка сообщества – для сообщества в целом. При этом оценка сообщества может вообще не кореллировать с оценкой каждого человека индивидуально, но будет выражать интегральное мнение большинства.

Там, где качество является субъективной оценкой, материальная оценка качества невозможна. А при отсутствии формальных критериев – невозможно вести бизнес.

Качество книги, например, определяется пропечатанностью букв и прочностью страниц, а вовсе не качеством текста. Качество диска – отсутствием трещин и сбалансированностью. Но все эти вещи к качеству информации отношения не имеют вовсе.(Вот! Получается, что оценить можно только качество материального носителя, а не качество медиаконтента. И о том, как нам поступить в случае некачественного содержания материала - умалчиваем)

Q: Почему бы не перейти на систему пожертвований? У Radiohead же получилось!

A:
К сожалению, есть одна нехорошая тенденция, которая объясняет засилие торрентов и наличие этой статьи. Если потребитель может не платить, то он платить не будет.(Нехорошая с чьей точки зрения?С точки зрения потребителя платить нужно как можно меньше и это очень хорошая тенденция)

Система пожертвований хорошая для начинающих музыкантов, писателей, поэтов и независимых (indne-) творческих коллективов, так как дает им очень удобный механизм обратной связи, а возможностей у них достаточно мало. Бизнес на основе пожертвований сделать очень тяжело, и есть мнение, что вообще невозможно.(Бизнес с целью получения прибыли — невозможно, т.к. все пожертвованные средства буду переходить автору)

Начнем с того, что никто не знает, будет ли система пожертвований работать вообще, и если будет – то кто всплывет «наверх». Если у кого-то есть интересные мыли на эту тему – прошу поделиться в комментариях, это интересный момент для обсуждения.

Q: Что же все-таки делать с засильем некачественного контента?

A:
Воспользоваться рыночными механизмами регуляции контента – не покупать его. Не слушать, не читать, не смотреть и не платить за него свои деньги. До тех пор, пока некачественный контент распространяется нелегально – производители считают его востребованным и продолжают продавать. Как только он станет невостребованным – он исчезнет, но непонятно, что займет его место.(вот только прецеденты возврата потраченных средств за некачественный контент пока что неизвестны. Претензии принимаются только по состоянию физического носителя)

Для любителей качественного контента предлагаю просто искать его не в массовой культуре, а в тех самых инди-производителях. Массовый контент призван удовлетворять потребности массового потребителя, а если у вас потребности выше – логично, что он вас не удовлетворяет.(это не мы вам плохое суем, это вы жевать не умеете)

Q: Я считаю, что распространяя контент бесплатно, я помогаю правообладателям увеличивать продажи. Все от этого только выигрывают.

A:
Я считаю, что производитель контента сам должен решать, каким образом он должен распространяться, ибо таково его законное право.

Многие компании попустительствуют нелегальному распространению своего контента, считая, что это поднимает его продажи. Это их право. Некоторые запрещают – это тоже их право. Однако, отбирать у производителя контента его право определять его жизненный цикл, даже с благими для производителя целями, вы права не имеете.


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Дураков бьют, лохов разводят и это истина. И непонятен, сказать честно, мне этот вой со стенаниями, который доносится сейчас со всех углов. Ведь всегда так было и вдруг опять… Или очередная война, или повышение НДС с пенсионным возрастом и теперь открыто предусмотренную законом ...
Всем добрый день) пишу в первый раз, хотя в сообществе еще с рождения первого ребенка. А вот со вторым масса вопросов, и очень надеюсь на вашу помощь 1. Ровно в три недели у малышке появились прыщи на лице, немного. Потом их стало больше и больше. Вроде как акне, а вроде как и нет. Врач ...
Всем известно, что мелкие люди судят друг друга не по достоинствам, а по одежде. Есть чемодан, набитый мехами -- ты человек. Нет нового наряда в Новом году -- ты чмо. Мать Ксении Собчак сенатор Нарусова -- человек в этой среде уважаемый. Мама-рысь, восхищённо говорит Ксюшадь матери, ...
В связи с тенденцией определенного сектора общественности, оттоптавшись на теме "Крымск", продолжить шоу, теперь  насчет "Тузлы, которую мы потеряли", считаю необходимым внести ясность. Притом, полагая свое мнение на сей счет тем паче ...
Алиша Киз – популярная американская певица. Красивая, талантливая, востребованная. Но что у нее с зоной декольте? И разве можно ТАКОЕ показывать? Алиша на красной дорожке появилась в очень откровенном платье. С вырезом почти до пупка. Видно было практически все. В том числе – ...