Исчезнувшие обьекты Петербурга. Ипподром и аэродром в Удельной.
id77 — 18.07.2024 Здравствуйте уважаемые.Давненько не было у нас постов в этой теме :-)
В начале 20 века в Петербурге и его ближайших окрестностях было три ипподрома: один – в центре города, на бывшем Семёновском плацу, где сейчас располагается ТЮЗ; второй — в Царском селе; а третий – около Удельного парка и Коломяг.
Вот про последний то сегодня и поговорим чуть подробнее.
Коломяжский (он же Удельный) ипподром был построен за 4 года по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. К слову помимо Коломяжского, Л.Н. Бенуа построил также ипподромы на Семёновском плацу и в Царском селе.
Вот что писал «Петербургский листок» об открытии:
«Скаковые трибуны, вполне напоминающие Лоншанские, возле Парижа, и общее устройство скакового круга производят весьма приятное впечатление и представляют немало удобств. Скаковой круг имеет в окружности ровно две версты и разделен на три дорожки: наружную, для гладкой скачки, круг песчаный рабочий, для галопов, и дорожку стипль-чезную – с препятствиями, которых десять. Из них серьезнейшим препятствием считается каменная стена вышиной до полутора аршин. Всех трибун построено три: деревянная, с Царской ложей и помещением для членов Общества, каменная для публики с ложами и двухрублевым амфитеатром, и деревянная с рублевыми местами. Общий вид этих построек, воздвигнутых по проекту академика Л. Н. Бенуа, весьма изящен».
Но несмотря на достаточно высокие цены на билеты, каждое лето по четвергам и субботам толпы петербуржцев, давясь в маленьких вагончиках Приморской железной дороги, ехали на скачки. К слову, как раз рядом находилась железнодорожная платформа «Скачки» Озерковской ветви Приморской железной дороги, которую и построили под это развлечение. Альтернативой был извозчик.
Главным событием была ежегодная церемония открытия сезона скачек. Вот, как об этом писал журнал «Спорт»:
«Удельный ипподром принарядился и приукрасился. Публика приливает широкой волной, проникает через турникеты и разливается по трибунам и ложам. В трибунах тесная толпа зрителей, а навстречу эффектно глядят два ряда лож с нарядными и хорошенькими женщинами. Кто явился полюбоваться лихой скачкой любимых ездоков-охотников, поглядеть на кровных скакунов, а кто пришел попытать счастья в игре на тотализаторе».
По завершении скачек вереница элегантных экипажей отбывала от Коломяжского ипподрома по направлению к модным ресторанам Петербурга.
Вообще скаковой сезон напрямую сказывался на жизни ближайших окрестностей. На скачках хотели заработать все. Новая Деревня, Чёрная речка, Лесной, Коломяги были наводнены небывалым количеством конюшен, многие местные жители работали на ипподроме. Кроме того, здесь проводились и другие мероприятия, не только скачки.
Например, авиашоу. Вообще коломяжский ипподром считается чуть ли не местом рождения русской авиации. С 1908 года, когда в Петербурге возник Императорский всероссийский аэроклуб, Коломяжский ипподром использовался для испытания летательных аппаратов. Именно здесь 1 (14) ноября 1909 года состоялся показательный полёт моноплана «Блерио». Первым человеком, который поднялся на самолёте в петербургское небо, был француз Альбер Гюйо: на аэроплане «Блерио-IX» лн совершил два полёта на высоте 12 – 15 метров общей продолжительностью 8 минут, а затем под восторженные крики многотысячной толпы выполнил ещё один круг над ипподромом.
Забавно, что спустя неделю на большие экраны вышел фильм «Полёт знаменитого авиатора Гюйо на аэроплане „Блерио“ 1 ноября 1909 г. на Коломяжском шоссе» (съёмки А.Д. Далматова).
В 1910 году Императорский Всероссийский аэроклуб устроил в Петербурге первое настоящее авиашоу — Авиационную неделю.
Были приглашены сразу пять зарубежных лётчиков: Моран, Винцерс, Эдмонд и Христианс. Единственным русским участником первой авиационной недели был Николай Попов (выступал на самолёте «Райт»), незадолго до того получивший во Франции диплом авиатора.
Авиационная неделя имела огромный успех, но вскоре стало понятно, что ипподром не очень удобен для полётов. Поэтому уже осенью 1910 года авиаторы переместились на соседнюю территорию – Комендантское поле, в считанные месяцы ставшее аэродромом.
Открытие Комендантского аэродрома приурочили к первому Всероссийскому празднику воздухоплавания, продолжавшемуся с 8 сентября до 1 октября (по старому стилю) 1910 года
Комендантский аэродром служил вплоть до 1959 года
Ипподром функционировал до самой революции и прекратил своё существование вскоре после событий 1917 года: трибуны разобрали, а оставшиеся постройки в 1920—1930-х годах использовались под овощные склады Ленинградского союза потребительских обществ, а затем Ждановской (Приморской) овощебазы, остатки которой до сих пор.
Вообще осталось только дать географические привязки того, где все вышеописываемое выше существовало.
Место, где когда-то размещались трибуны, сейчас является восточной частью сквера, разбитого на месте последней дуэли Александра Сергеевича Пушкина. А на бывшем скаковом поле ныне строится огромный жилой комплекс — «Приморский квартал».
Платформа «Скачки» находилась примерно там, где сейчас располагается бизнес-центр «Норд Хаус» (Коломяжский пр., д.18), то есть с другой стороны нынешнего Коломяжского проспекта.
Аэродром за бывшей платформой.
Приятного времени суток.
|
</> |