Исаакиевский собор. О его красоте, истории и загадках…
pamsik — 24.05.2011Рассказы «Питер –
то ли город, то ли виденье» и
«Что тебе
снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург.
Кронштадт»
…Исаакиевский собор – совершенно
особое место по энергетике и таких мест на Земле
совсем не много…
…Купол с белым голубем красив необыкновенно…
…Собор таит в себе много загадок. Над алтарём на мозаике
«Тайная вечеря» рядом с Христом сидит Мария
Магдалина…
…На золотом окладе иконы Тихвинской Божией Матери
здесь в Исаакиевском соборе – глаз в треугольнике,
из которого расходятся лучи света. Это «Лучезарная
Дельта» - главный масонский символ…
…Внутри Исаакий – это «малахитовая шкатулка». Здесь использованы–
уральский малахит и бадахшанский лазурит, полудрагоценный
шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый
тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский. Есть мрамор из
русских карьеров: белый, солнечный, лимонный,
темно-красный…
Исаакиевский
собор.
В Питере я мечтала попасть в два особенных места. Первое из них –
это Исаакиевский собор. Дело в том, что Исаакиевский собор – это
место силы. Это совершенно особое место и таких мест на Земле
совсем не много. Хватит пальцев на руках, чтобы их пересчитать. Те
великие строители, которые создавали шедевры, очень хорошо знали
свое дело.
Поэтому направлялись мы к нему не только как туристы, чтобы унести
с собой впечатление «красоты и величия», но и с одной определённой
и очень важной целью.
Немного истории (компиляция из разных
источников).
Исаакиевский собор считается первым и единственным по красоте и
величию храмом во всей России. Строительство его прошло через всё
царствование русской истории, начиная с Великого императора Петра I
и заканчивая Александром III. В его постройке участвовали почти все
известные в то время знаменитые архитекторы.
Первая церковь во имя преподобного Исаакия
Далматского была построена по велению Петра I на
Адмиралтейской площади на месте фонтана в Александровском
саду (1710). Государь работал в Адмиралтействе и перед работами и
после часто заходил в этот храм помолиться. Здесь он
венчался с Государыней Екатериной Алексеевной.
Вторая, новая, каменная Исаакиевская церковь
была заложена на берегу Невы, на том самом месте, где
сейчас стоит Медный всадник (1717 г.). Но неукреплённый
берег Невы осел, и по стенам церкви пошли трещины. Её пытались
перестроить при Императрице Елизавете Петровне.
По восшествии на престол Императрицы Екатерины II,
было принято решение отказаться от первоначального
плана реконструкции церкви и построить её из мрамора на
новом месте, по совершенно новому плану. Разработать его
Екатерина поручила архитектору Антонио Ринальди.
Он предоставил Императрице великолепный план и рисунки.
Третий Исаакиевский храм был заложен в 1768 года
по его проекту.
Павел I - преемник Екатерины Великой, недовольный
темпами строительства, изменил план собора: вместо
пяти куполов построили один и совсем иной формы. Император
Александр I решил окончательно перестроить собор и
повелел архитектору Монферрану составить новые
планы и рисунки. Монферран изменил первоначальный план
Ринальди, увеличив здание на одну треть (1817). Благодаря этому
собор разместился в самом центре занимаемой им площади. Было
предложено устроить над собором величественный главный купол,
окруженный четырьмя небольшими куполами.
Император Николай I также деятельно
интересовался ходом строительства, лично пересмотрел сам план,
проект и рисунки. Немалая заслуга императора и в том, что
работы продвигались достаточно быстро. Они обошлись российской
казне в немыслимую по тем временам сумму - в более чем 23 000 000
рублей серебром.
Гранитные колонны для Исаакия выламывались и обрабатывались в
Финляндии. Внутри собор отделан разнообразными видами мрамора
всевозможных оттенков. Особенностью иконостаса являются восемь
малахитовых и две лазуритовые колонны. В оформлении собора
принимали участие знаменитые русские художники (Бруни, Брюллов,
Шебуев) и скульпторы (Витали, Клодт).
В самой верхней части купола находится изображение Святого
Духа в виде слетающего с небес голубя. Над Царскими
вратами находится «Тайная вечеря» выполненная в технике мозаики. В
соборе находится драгоценная святыня – икона Тихвинской Божьей
матери (1765).
Антонио Ринальди родился и учился в Италии.
Руководил строительством собора для монастыря Св. Магдалины и
возведении монастыря Св. Августина у себя на родине. Стал одним из
первых представителей итальянской волны зодчих, которые нашли в
России свою творческую родину. Он создал Мраморный дворец,
Гатчинский дворец, долгое время работал в
основном в Царском селе, возвёл Князь-Владимирский
собор и церковь Вознесения*.
Огюст де Монферран учился в Париже, участвовал в
постройке церкви Марии Магдалины. Состоял на службе в
Наполеоновской гвардии. В 1816 году был рекомендован князю
Волконскому и получил место архитектора при кабинете Александра I.
Выиграл (непонятным образом! – ведь молодой и не
особо опытный архитектор) открытый конкурс проектов
перестройки Исаакиевского собора. За строительство собора
получил 40 тысяч серебром и золотую медаль, а за возведение
Александровской колонны – орден Владимира III степени и 100 тысяч
рублей серебром*.
*информация из свободной энциклопедии на сайте
/ru.wikipedia.org
Собор уникален по красоте и богатству.
Сначала мы пошли на колоннаду и полюбовались
сверху зелеными крышами, сверкающей Невой, скульптурами на
фронтонах собора.
Потом, затаив дыхание, вошли в сам Исаакий. Свою
вторую половину я перед входом немножко запугала таинственным
шёпотом: «Ничего не спрашивай, не задавай лишних вопросов, просто
делай всё как я».
Сделали, всё, что нужно было сделать. Потом стали, не спеша, гулять
по собору.
Купол с белым голубем красив необыкновенно.
Мощный поток энергии буквально не позволяет стоять там больше 3-5
минут, макушка горит огнём.
У правой колонны ближе к алтарю находится чудотворная икона
Тихвинской Божьей Матери.
Собор действительно таит в себе много загадок.
Над алтарём на мозаике «Тайная вечеря» рядом с Христом сидит Мария
Магдалина. В общем-то, не надо и всматриваться в известную фреску
Леонардо да Винчи. Там у него лишь угадывается образ, а здесь всё
чётко и ярко.
Я очень люблю камни, и поэтому долго стояла у малахитовых колонн,
наслаждаясь разглядыванием причудливых зеленых
завитушек.
Экскурсовод рассказывала, что для внутренней отделки собора
использовалось очень много разновидностей мрамора. Тут мрамор из
русских карьеров: белый, солнечный, лимонный, темно-красный; есть
итальянский – белый каррарский. Тёмно-красный мрамор, которым
выложена нижняя часть алтаря очень редкий и поэтому баснословно
дорогой. Франция купила его у России за огромные деньги для
саркофага Наполеона Бонапарта.
Мы поставили свечки в приделе Александра Невского и вышли
наружу.
Перешли через дорогу и упали на зеленый газончик перед Исаакием.
Сил не было вообще! Немного полежали, восстановились и пошли на
Сенатскую площадь. Не могли же мы не увидеть знаменитый Медный
всадник.
Скульптура, безусловно, сильная. Ведь много повторений, и сколько
императоров скачут на конях, а, несмотря на конкуренцию, чудный
Медный всадник у нас один и неповторяем! На Гром-камне есть надпись
латинскими буквами: Peter Primo Ekaterina Secundo, т.е. «Петру
Первому Екатерина Вторая» - лаконично и по-царски.
(Из рассказа
«Питер – то ли город, то ли
виденье»)
Глава 7. Исаакиевский собор.
Внутри Исаакий – это малахитовая шкатулка.
Исаакиевский собор почему-то втягивают в соревнование по
высоте со всеми знаменитыми соборами мира – в Риме (Св.
Петра), Лондоне (Св. Павла) и во Флоренции (Санта Мария дель
Фьоре). Причём здесь высота? А вы сравните с внутренним
богатством и разнообразием каменной отделки. И Исаакию не
будет равных – это ведь сокровищница цветного камня. Здесь
использованы в алтаре – уральский малахит и бадахшанский лазурит; в
покрытиях пола, стен и колонн – полудрагоценный шокшинский порфир,
чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый
сиенский, красный французский. А также в украшениях собора были
использованы золото (400кг) и бронза (1тыс.
тонн).
И наконец-то я узнала имя
автора «Тайной вечери» (центральная мозаика 1го яруса главного
иконостаса) – это С.А.Живаго.
Что интересно. Очень часто мой взгляд выхватывал странный
знак. Повсюду. На золотом окладе иконы Тихвинской Божией
Матери здесь в Исаакиевском соборе, например, и точно такой же на
фасаде в центре Казанского собора – глаз в треугольнике, из
которого расходятся лучи света.
Это - «Лучезарная
Дельта»
или «Всевидящее Око», «Свет Мира» - главный
масонский символ первого градуса, степени Ученика.
Означает «просвещенность». Создаёт энергетику присутствия бога…
*Некоторые фото – сканы из художественной
брошюры «Исаакиевский собор», купленной в самом
соборе.
(Из рассказа
«Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над
Невой. Санкт-Петербург.
Кронштадт»).
|
</> |