Ирина Смирнова "Антарктические робинзоны"
jarbond1985 — 19.02.2024 Здесь тоже льют дожди...Материковая группа советской научной экспедиции под началом Михаила Сомова в составе 70 человек разных специальностей высадилась на берег у моря Дейвиса к западу от ледника Хелен. К началу зимы 1956 года с помощью экипажей двух советских дизель-электроходов «Обь» и «Лена» был построен посёлок Мирный, состоявший из нескольких жилых и служебных помещений, которые освещались и отапливались электричеством. Кроме электростанции, имелись механическая мастерская, гаражи, ангары и складские помещения. Для создания станции использовались помещения, имевшиеся на санях тракторного поезда, и строительный материал, доставленный из «Мирного» самолётом. При этом сани были сдвинуты так, чтобы вспомогательные помещения защищали жильё от ветра. Между сдвинутыми санями построили соединительный тамбур, благодаря которому можно было легко попадать в любое помещение станции.
К сожалению, далеко не всё удалось предусмотреть: уже первая зимовка показала серьёзные ошибки. Расчёт был сделан на то, что в Антарктиде осадки выпадают лишь в виде снега. Между тем дожди, прошедшие летом 1957 года, заставили советских полярников испытать на себе, что значит протекающая крыша. Когда жилые домики отсырели и стали невозможными для проживания, пришлось сооружать дома с двускатными крышами.
Руководителем второй экспедиции был Алексей Трёшников, выпускник географического факультета ЛГУ, который с 1939 года работал в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте, а с 1960-го по 1981 год был его директором. Под его руководством и при непосредственном участии 16 декабря 1957 года была открыта станция «Восток».
Станции «Комсомольская», «Советская» и «Полюс недоступности» создали во время третьей экспедиции, которой руководил Евгений Толстиков. На борту «Оби» будущие зимовщики доставили оборудование для новой внутриконтинентальной станции «Советская», новые вездеходы типа «Пингвин» и модернизированные самолёты Антарктического отряда. Неожиданно на рейд «Мирного» прибыл американский ледокол «Бэртон Айленд» с заместителем командира 43-го оперативного соединения ВМС США Джеральдом Кетчумом на борту. Он хотел ознакомиться с условиями жизни на станции «Мирный», достижениями советской науки и техники. На советскую научную станцию он прибыл не один. Вместе с ним на антарктическую станцию заявились научные сотрудники экспедиции, биологи, географы, гляциологи, океанографы.
Что самое интересное, в «Мирном» захотели побывать и матросы с «Бэртон Айленд». В общей сложности на советской станции 29 января 1958 года побывали не менее 100 американцев. Советские учёные принимали гостей радушно.
Не успели советские полярники проводить американских коллег, как 31 января на рейд «Мирного» пришло судно австралийской экспедиции «Тала Дан». Когда гости захотели ознакомиться с советской станцией «Мирный», им тоже не стали чинить препятствий.
Австралийцев особенно заинтересовали вездеходы «Пингвин». Эти машины на шасси БТР-50 были разработаны в КБ Кировского завода города Ленинграда. Они создавались из специального сплава, способного выдерживать сверхнизкие температуры, штатные гусеницы заменили на специальные снегоходные: увеличенной ширины и с более развитыми грунтозацепами. А двигатель оснастили нагнетателем для устойчивой работы в разреженной атмосфере. И, конечно, машина была снабжена мощнейшей печкой.
Двух «Пингвинов» в качестве памятников первым советским покорителям ледяного континента поставили на вечную стоянку на станциях «Мирный» и «Новолазаревская».
"Тайны СССР".
|
</> |