Иран: лицо и кулаки протеста

топ 100 блогов mockingbird1912.01.2023

В прошлый раз речь шла о социальных предпосылках массового участия иранской молодежи в осенних протестах. Теперь же предлагаю рассмотреть этот вопрос этноконфессиональном и демографическом измерении. 

Прежде всего, Иран - это страна с пестрым этническим составом, где доля персов составляет около 60%,а следом за ними идут азербайджанцы, составляющие еще 17% от населения страны, курды (10%), луры (6%) и другие. Среди прочих меньшинств особенно заметны белуджи, арабы, талыши и туркмены, набирающие еще по 2-3%.

Этно-конфессиональная карта Ирана
Этно-конфессиональная карта Ирана
Этноареал персов
Этноареал персов

При этом сам Иран является не национальным государством персов, а теократической республикой, государственный строй которой берет корни в шиитском исламе. 

Поэтому современная иранская идентичность строится не столько на персоязычии граждан страны (хотя процесс перехода этнических меньшинств на персидский язык идет полным ходом), сколько на принадлежности к исламу шиитского толка. Такая политика идентичности имеет свои плюсы, так как повышает лояльность Ирану со стороны азербайджанцев, луров и, отчасти, хузестанских арабов. В то же время, такое положение дел вызывает две серьезные проблемы. 

Во-первых, не все иранцы являются шиитами. Суннитский ислам исповедуют курды, туркмены и белуджи, населяющие северо-запад, северо-восток и юго-восток страны соответственно. При этом сунниты практически не представлены в органах власти, а на местах подвергаются различным ограничениям – как на проповедь, так и на собрания. Например, суннитам запрещено обсуждать в мечети «законность избрания первых трех праведных халифов» (т.к. с точки зрения шиитов они праведными не являются), тем самым суннитские проповедники фактически лишены возможности разъяснить пастве то, чем суннизм от шиизма отличается, а проповеди сводятся к простым нравоучениям. Суннитам также запрещено строить свои мечети и учебные заведения в тех регионах, где имеется численное большинство шиитов, включая все крупные города. Наконец, суннитам не дозволяется создавать какие-либо религиозные объединения, с помощью которых они могли бы отстаивать свои права на политическом уровне.

Во-вторых, в крупных городах Ирана молодежь становится все менее религиозной. Такой тренд в целом характерен для большинства современных мусульманских (и не только) государств, но в Иране оно проявляется особенно ярко во многом из-за того, что религиозные предписания носят в Иране юридически обязательный характер. Соответственно, среди поколений, рожденных уже после Исламской революции, все меньшая доля населения остается лояльной государственному строю Ирана и она все охотнее участвует в антиправительственных митингах.

Именно поэтому двумя главными движущими силами иранского протеста стали, с одной стороны, либерально настроенная светская молодежь из среднего класса крупных городов и, с другой стороны, суннитские меньшинства, чувствующие себя в Иране «людьми второго сорта». Особенно серьезный накал осенних протестов был обусловлен как раз тем, что поводом для них стала смерть (по утверждению протестующих, от рук иранских силовиков) этнической курдянки-суннитки, отказавшейся правильно соблюдать хиджаб. Вот почему, если рассчитать число погибших осенью протестующих по провинциям Ирана на душу населения, мы увидим, что среди наиболее затронутых волнениями регионов выделяются белуджский Систан и Белуджистан, курдские Курдистан, Западный Азербайджан и Керманшах, а также Гилян и Мазандеран, где проживают народы со схожими на персидский языками, но отдельным самосознанием.

Иран: лицо и кулаки протеста

Протесты же в крупных городах страны, прежде всего, в Тегеране, Кередже и Исфахане оказались гораздо менее кровопролитными и ожесточенными, прежде всего из-за меньшей готовности зажиточных либеральных горожан рисковать своей собственной безопасностью ради какой-либо борьбы. В итоге, протесты все-таки были подавлены (хотя и с уступками властей в пользу митингующих), и к настоящему моменту было приговорено к смертной казни (обычно через повешение с подъемного крана) по меньшей мере 7 активных участников беспорядков.

Таким образом, пока весь мир пристально наблюдал осенью 2022 года за улицами крупных городов Ирана, наиболее яростные столкновения между протестующими и силами правопорядка происходили на этнических окраинах страны, где социально-политическая обстановка наложилась на этно-религиозный фактор. Вот почему светскую либеральную молодежь из крупных иранских городов следует назвать лицом протеста, а их кулаками - суннитские меньшинства, прежде всего курдов и белуджей.

P.S. В следующем посте расскажу об еще одной обнаруженной закономерности, связанной с политическими взглядами иранцев и их склонностью поддерживать или, напротив, не одобрять действующую власть.

P.P.S. Данную запись публиковал ранее своем Телеграм-канале. Там мои посты выходят чаще и быстрее.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
1. Местные рассказали, что на окраине посёлка находится старая крепость, при общей разрухе не верилось, что что-то могло сохраниться с древних времён. Пошла смотреть. Шла улицей, идущей параллельно морю, с одной стороны - ряд домов в разном состоянии, с другой - сначала территория ...
Оригинал взят у ibigdan в И - инновации ...
Интервью украинским СМИ киевлянина, волонтера и автогонщика Алексея Мочанова, испепеляемого отнюдь не поддельной ненавистью к Донбассу и его защитникам. И последнее придает его признаниям особый вес - это полгостью человек вооруженного бандеровского майдана. Ниже собственно интервью, ко ...
Привет, друзья! С вами я, Бодя! Соскучились? Вот и я тоже! В субботу решили поехать на пляж. Кстати, если бы не я, они (Олик и Серый) так и валялись бы на диване. Но я призвал их к порядку и заставил одеться. Потом посадил Серого за руль и настоял, чтобы Олик взяла с собой еду, ...
...