Ипостась и индивид
alyulka — 18.11.2025
Полагаю, что использование термина индивидуум (он же атом, ибо то и другое означает одно и тоже: неделимый), может очень помочь в уяснении кое-чего в догматике и православной антропологии, в особенности же при прояснении Троического догмата. Если только мы будем использовать «индивида» как вспомогательный термин, а не простую замену для «ипостаси» и «лица».
Что такое этот индивидуум?
Просто нечто неразделяемое либо трудноделимое, некий объект, который можно назвать единицей, считать за один, например, один автомобиль. Понятно, что машина легко делима, состоит из многих винтиков, гаек, шестерней и прочих больших и малых деталей. Но как авто она единица по рассмотрению с другими автомобилями.
Также это что-то такое, что при разделении просто «теряет себя», свою самость, определение. Ваза разбилась и она больше не ваза, не может выполнять функции вазы и так далее, хотя и обломки её можно как-то приспособить. Но в качестве вазы, в особенности «той самой» вазы она уже не считается. Даже на аукционе, хотя я вот склеил и как новенькая, а всё равно цена больше не та, что была для целой вазы династии Цинь.
Возьмём человека или лошадь, или мышь — сколько людей во Вселенной? Примерно 7-8 миллионов индивидов, для нашего вопроса точность не имеет решающего значения. И да, каждый человек — это индивид человеческой природы, поэтому смотря и рассуждая «со стороны» природы — это один индивид. И разумеется одна ипостась, одно лицо и т.п.
Теперь главный вопрос:
А сколько Богов?
Именно так, с большой заглавной буквы, а не богов, которые в сущности не боги.
Бог один. Один единственный. И нет другого Бога.
«Слушай Израиль, Господь твой един есть».
Одно Существо во вселенной нашего рассмотрения. Иными словами есть только один предмет богословского разговора (или дискурса), который может быть назван словом Бог и соответствует этому понятию — понятию о христианском Боге: Вечном, Безначальном, Всемогущем, Всеведущем, Вседовольном и прочая, и прочая, и прочая.
Я сейчас могу здесь и сейчас выложить множество цитат из богослужебных и прочих церковных текстов, где Бог называется Единицей, но не буду, все, кто в теме (ходит в церковь) их знает).
И в этом смысле по крайней мере мы можем говорить о Боге как о Индивидууме — с точки зрения природы.
И к чему я веду.
Индивидуальные качества суть вариации природы. Вся эта акциденция: ширина носа, цвет кожи, оттенок глаз, волосатость или напротив её отсутствие, IQ и MBA etc — это всё разные степени проявления тех или иных природных человеческих свойств, разный уровень их развития в каждом отдельном человеке, освоения их личностью. И то, чем один индивид нашей природы отличается от другого, а иногда и от всего человечества (как набора одноприродных индивидов).
У Бога же нет акциденций, поскольку Его природа совершенна и целиком и полностью в Его власти, точнее уже — Его трёх божественных Ипостасей.
Человек — это один индивид и одна личность/ипостась.
Бог — один Индивидуум и Троица — Три Ипостаси, Три Лица.
И если говорить кратко, то весь христианский персонализм так или иначе состоит в том, что ипостась не тождественна индивиду как природному объекту, как единичному просто выражению/проявлению общей природы вида.
Это если кратко и как первый шаг в рассуждении.
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
MARY REILLY (1996)
Завтраки в Оймо-Таш
"Битва за Берлин" - презентация первого тома
Осталось 10 дней
А ч-чо это вы тут д-делаете...
Дмитрий Пожарский. Часть 8. Кто тут в цари крайний? Земский собор 1613 года
Наука установила причину странностей в поведении кошковладельцев
Зима или осень?

