Иордания. Древняя Петра. Каменные предания глубокой старины.
olly_ru — 20.04.2024 Малую Петру мы посмотрели, в ночную Петру сходили.А на утро третьего дня приступили к главному пункту поездки в Иорданию, ради которого я в этой стране и оказалась.
Этот день мы выделили, чтобы прогуляться по улочкам древнего города Петра.
Как я люблю писать, я не википедия и не экскурсовод, чтобы рассказывать: "Направо у нас гробница, построена в первом веке нашей эры, обратите внимание на тончайшую работу, которую проделали древние мастера, чтобы воплотить в камне этот потрясающий образец набатейского зодчества".
Нет. Не буду я отнимать чужой хлеб. Я от своего-то уже не знаю, как не лопнуть.
Так что и на этот раз будет минимум описаний - для этого у вас есть яндекс и гугл.
У меня же, как обычно - картинки, мои впечатления, собственный опыт хождения ногами по древним камням и совсем небольшая капелька возможно полезной информации.
1.
Рано утром на рассвете, когда ещё, несмотря на уверения поэта, все дети нежатся в своих кроватках, мы подскочили, чтобы быть в числе первых посетителей древнего города в этот день.
Билеты мы купили накануне, потому что думали, их попросят показать при проходе на ночное шоу.
Никто их вечером показывать не просил. Но зато мы время сэкономили и сразу же пошли ко входу.
Было так рано, что солнышко ещё только выбиралось из своей кроватки, окрашивая облака в нежный розовый цвет.
2.
Ранний наш приход в Петру был обусловлен не только большими планами на день (тогда мы ещё не знали, насколько они большие), но и народной мудростью: кто рано встаёт, тот Петру без туристов застаёт.
Поверьте мне, следование этой мудрости вполне оправдано. Ибо уже через несколько часов после открытия к древнему городу начинают подъезжать огромные автобусы с китайскими туристами. Китайские туристы безжалостны и беспощадны. Поэтому, если есть возможность, лучше избегать встречи месть их скопления.
Едва отойдя от входа мы вышли к первому, уже знакомому нам строению.
Кстати, в информационном центре можно совершенно бесплатно взять карту-схему, на которой изображены все достопримечательности, тропинки, ведущие к ним и приблизительное время, которое вам может понадобится, чтобы дойти в нужную точку.
Так же там есть описания самых интересных сооружений Петры.
Мы, конечно, же все вооружились такими картами и дальше передвигались согласно начерченному плану. Этакие Лары Крофт в поисках сокровищ.
3.
Карта гласила, что перед нами уникальные двухъярусные гробницы первого века нашей эры.
Уникальны они не только прекрасным обелиском и не своей двухъярусностью. В гробницах были обнаружены прекрасные наскальные рисунки.
Опираясь на опыт, полученный накануне в Малой Петре, где если не написано "не влезай", то можно смело влезать на свой страх и риск, мы тут же, не обнаружив предостерегающей таблички, полезли по ступенькам наверх, согласно описанию исследуя помещения гробниц.
Комнату с тремя скамьями под обелиском нашли. А наскальные рисунки не успели.
Прибежал смотритель и сказал, что здесь лазать нельзя. Совсем нельзя.
- Ну, хорошо, - сказали мы. Спустились и пошли дальше.
4.
А дальше нас ждал красивейшее ущелье Син с узким и извилистым каньоном протяжённостью чуть больше километра.
Накануне мы уже проходили его в темноте, ведомые светом фонариков.
Это было загадочно и прекрасно.
При свете каньон оказался не менее прекрасен.
5.
Его высоченные стены поднимаются почти на сто метров. Порой кажется, что ещё чуть-чуть, и скалы сомкнутся, зажав непрошенных гостей.
Но конечно нет. Или мы гости прошенные. Мы же билетики купили.
Стенами этими я накануне восхищалась, глядя через них в звёздное небо.
Теперь же можно было обратить внимание на сами стены, на их красочные разводы.
В темноте-то понятно - все стены серы. А тут оказывается целая палитра.
6.
И на всякие штучки, выдолбленные в стенах, которых ночью тоже не было видно.
7.
Вам знакомо то чувство, когда попав в новое место, останавливаешься буквально у каждого хоть чем-то примечательного камня, безостановочно фотографируя всё подряд?
И одна половина твоего мозга думает: "Ой-ёй-ёй какая древность!", а вторая, настроенная более скептически: "Древность конечно. Но это всё, чем нас здесь хотят удивить?"
8.
Подсказываю.
Каньон - это про высокие изгибающиеся стены, про красоту скал. Всё, что создано руками человека, даже весьма древнего - лишь лёгкая разминка перед основными строениями Петры.
Тем временем каньон заканчивается. В его просвете появляются очертания Сокровищницы.
9.
Ночью здесь было всё по-другому: фонарики, стулья, много людей.
Нынче же только два верблюда очень картинно скучают на пустой площади.
10.
Ааа, нет. Есть всё-таки и другие туристы. Но говорят, что в популярный для посещения Иордании период на площади этой не протолкнуться. Так что три туриста - не считаются.
11.
Храм, мавзолей, сокровищница - когда читаешь описание, то кажется, что археологи просто не смогли определиться с назначением Эль-Хазне.
Ну, или набатеи были ребята ушлые - строили сразу всё в одном.
Тут тебе и храм, тут и гробница, и сокровища тоже здесь держали.
Ну, да ладно. Не важно, зачем это строили, важно - как.
Красиво, величественно. Внутрь входить нельзя.
12.
Нельзя так нельзя. Идём дальше.
13.
От площади, где расположен Эль-Хазне, начинается главная улица с основными строениями.
И тут ты понимаешь, что все строения увиденные до этого (не считая Эль-Хазне) было лёгкой разминкой перед основным блюдом.
14.
Глядя на камни я не знала, что восхищает меня больше: сооружения, построенные людьми или причудливые узоры камней, созданные природой.
15.
А беглый взгляд на карту и перечень достопримечательностей как бы намекал, что здесь глядеть всего не переглядеть.
16.
Да можно было даже на карту не смотреть, достаточно немного пройтись и по сторонам посмотреть.
Чего здесь только не было.
От небольших отдельно стоящих каких-то недостроенных сооружений.
17.
Но какой камень! Выше моих сил удержаться и не запечатлеть эту красоту.
18.
До комплекса королевских гробниц. Целый город мёртвых.
19.
Его мы пока осматриваем только издали, оставляя подробный осмотр на обратный путь.
20.
И тут возникает закономерный вопрос, сколько же времени надо на посещение Петры.
Однозначного ответа на него никто не даст.
21.
Я попробую описать своё видение, попутно иллюстрируя это картинками и тем самым избавляясь от необходимости как-то комментировать изображённое на фотографиях.
Потому что, чего уж там скрывать, не всегда помню, что там изображено.
Кстати, вот чего мне в Петре не хватило, так это нормальных указателей.
Да, в целом благодаря карте можно догадаться, где что и восхититься со знанием дела. Но не всегда.
Я потом во второй части своего рассказа (да, картинок там много, что я решила бесконечный рассказ поделить на две части) напишу, как мы искали триклиниум Льва. Не то чтобы он нам прямо так нужен был, но это было уже дело принципа найти его.
Так вот. Сколько же нужно времени на осмотр Петры?
22.
Ещё раз повторюсь, мнение моё личное, совершенно не претендующее ни на что (даже на ваше внимание).
Потому что, сколько людей, столько и мнений.
Я слышала совершенно противоположные версии.
Как и то, что самое интересное можно посмотреть за пару часов (оу-о, может у этого человека фамилия Кипчоге, иначе не понятно, как он так быстро передвигается).
Так и то, что на осмотр Петры минимум два дня выделять надо.
Ну... Скажу честно, не настолько я люблю древние строения.
В нашем варианте хватило шести часов, чтобы в достаточно бодром темпе обойти всю территорию Петры, согласно схемы, начав от входа, дойдя через ущелье до Эль-Хазны, далее по главной улице и по ещё одному ущелью, подняться до монастыря - так сказать, апофеоза данного действа. И вернуться обратно, попутно осматривая то, что мы не посмотрели по пути туда.
В километрах это, если не отклоняться от маршрута, насколько я помню, 4 км в одну сторону.
Отклоняться вы, конечно же, будете и немало. А ещё останавливаться и всё осматривать. Правда, чем дальше, тем меньше времени тратили мы на детали, пресытившись каменными строениями и устав восхищаться.
А ещё при планировании учитывайте, что путь до монастыря надо проделать постоянно поднимаясь по достаточно крутым лестницам и тропинкам.
23.
Из-за этого мои попутчицы, не очень верящие в свои силы по поводу ходьбы вверх на дальние расстояния, изначально думали даже о варианте - доехать до дальнего входа на машине (многочисленные таксисты у главного входа будут вам очень активно предлагать этот вариант), чтобы потом идти только в одну сторону.
Потом они всё-таки решили так не делать и не пожалели.
24.
Все везде дошли, всё посмотрели.
25.
На это ушло чуть больше шести часов.
Да, мы не очень внимательно разглядывали детали. Особенно на обратном пути.
В какой-то момент от прекрасных древних строений и от их красно-расплывчатых каменных узоров у меня просто начало рябить в глазах.
Одна гробница уже мало отличалась от другой, а величие построек я готова была оценивать только оптом.
Мы не неслись галопом и не отказывали себе в удовольствии посмотреть что-то повнимательнее, если это что-то заинтересовало. Ну да, надо признать, что никто из нас не был настолько увлечён историей, чтобы проделать этот путь в сопровождении экскурсовода. Или хотя бы чтобы внимательно вчитываться в описание.
Возможно, более внимательным и заинтересованным посетителям потребуется больше времени.
Мне же шести часов хватило выше крышечки, которая вскоре закипела от избытка впечатлений.
Но давайте вернёмся к нашей прогулке.
Смотрите, какая машинка красивая. Бережёт Петру и её посетителей.
26.
Если вы думаете, что здесь только храмы и гробницы, не думайте.
Вот, например, амфитеатр.
27.
Правда, говорят, что его зрители наслаждались не театральными постановками, а жертвоприношениями.
28.
Кафешка. Современная. С современным дизайном у них так себе.
29.
А мы тем временем прошли улицу с колоннами, она же Colonnaded street
30.
И подошли к большому храму.
31.
Он так и называется. Большой Храм.
32.
Вернее, к остаткам, так сказать, былой роскоши.
33.
По храму можно ходить. Чем мы и занялись.
34.
Всезнающая википедия пишет, что несмотря на название, до конца не понятно, было ли это действительно религиозный комплекс или административное здание. И если это был храм, то какому божеству он был посвящён.
35.
Чем бы это ни было, не устаёшь удивляться грандиозности построек.
Не забываем - это начало первого века, пусть даже нашей эры.
36.
А это мы уже переместились к храму Крылатых львов.
37.
Где львы, не знаю.
Мне понравился пол.
38.
И колонны - словно нарезанные на дольки.
39.
Я ж говорю, я не по фактам, я по визуальной части. Мне смотреть нравится, а не вдаваться в исторические подробности.
40.
Это, конечно, не очень хорошо. В противном случае я могла бы вас порадовать историческими деталями. Но пусть, кому интересно, того википедия порадует.
41.
Умели красиво делать, что ни говори.
42.
И виды выбирать умели.
Вдали, кстати, под крышей виднеется Византийская церковь с мозаиками. Туда мы вернёмся на обратном пути.
43.
Пока же двигаемся дальше по главной улице.
44.
Ещё одно строение.
Правда же, вам не очень интересно, что это?
А я всё равно скажу. Это Дворец Девы.
45.
И пройдя главную улицу мы выходим на финишную прямую.
Дальше путь лежит к монастырю Аль-Дейр. Говорят, что это то самое главное место в Петре, которое каждый должен увидеть.
Ну, а раз каждый должен, то кто мы такие, чтобы отказываться.
И после небольшой паузы мы продолжаем наш путь.
46.
|
</> |