Интервью с Егором Апполоновым, которому реально позвонил Хемингуэй

Надо ли представлять Егора Апполонова? Если вы не читали его бестселлер «Пиши рьяно, редактируй резво», то уж точно слышали о его проекте «Хемингуэй позвонит». Да-да, это он делает интервью с писателями – самыми модными и раскрученными, а также не всем известными и доступными, но всегда интересными. А ещё не так давно он придумал курс «Дофаномика» (спойлер: о манипуляции с помощью историй).
Вот обо всём этом я у него и спросила: о писательстве и блогерстве, о том, как возникло название блога и что потом случилось. Как попасть в издательство «с улицы» и планах на художественную прозу, о победе в конкурсе "Ревизор", о вдохновении и творческом выгорании. О любимых писателях. Ну и о той самой «Дофаномике» – кому и зачем она нужна.

У тебя в ТГ один из самых крутых книжных каналов. Зачем завёл его изначально – для денег или для удовольствия?
Я никогда не думал о деньгах, работая над проектом — по сей день это чистое удовольствие, хотя сейчас проект монетизируется. Я вложил в «Хемингуэй позвонит» свою страсть, так что моя мотивация никогда не снижалась. Вести канал мне нравится. Я получаю от этого удовольствие.
Мне всегда было интересно разобраться в «анатомии литературы» — узнать, как устроены книги, которые меня восхищают. Я читал много интервью с писателями — Фицджеральд, Стейнбек, Хемингуэй, Франзен и так далее (очень много интервью) и каждый раз цеплялся за яркие цитаты, которые записывал в свой блокнот. В какой-то момент стало очевидно, что я «начитал» много полезного материала, которым стоит поделиться с другими людьми. Так я завел канал, который стал источником вдохновения для людей, которым литература интересна так же, как и мне.
Впрочем, я слукавлю, если скажу, что у меня не было других целей. Цель, которую я определил с самого начала — создать ресурс, который откроет мне доступ в мир литературы. Я профессиональный журналист и знаю, как устроены медиа, как согласовывать интервью с интересующими героями и т.д. Всегда во главе угла — дистрибуция материала. Вопрос: «А где это будет опубликовано».
Так что «Хемингуэй позвонит» стал дверью, сквозь которую я прохожу на встречи с писателями, которые мне интересны: Евгением Водолазкиным, Алексеем Сальниковым, Шамилем Идиаттулиным, Григорием Служителем, Сергеем Самсоновым и многими-многими другими.

Кроме того, я на связи со всеми издательствами. Мне присылают новинки — дома много книг. И, поскольку я сам пишу книги время от времени, мне проще общаться с издателями, которых я очень хорошо знаю благодаря проекту «Хемингуэй позвонит».
Сколько времени канал отнимает?
Я делаю проект в комфортном для себя режиме. Самые трудоемкие материалы — интервью с писателями, издателями, игроками рынка. Я всегда подхожу к этому вопросу очень серьезно. Математика проста — день подготовки, день на само интервью, день-два на расшифровку и литературное редактирование. Плюс выставки, мероприятия, выступления.
В целом проект занимает немало времени, но я, конечно же, не буду говорить, что делаю проект 24/7. У меня нет графика публикаций, я не ставлю себе целей сделать 7 публикаций в неделю. Я делаю все так, как мне нравится. И это с одной стороны дает мне комфорт, с другой — не раздражает подписчиков, которые в день по несколько раз получают уведомления о новых сообщениях.
Работая над «Хемингуэй позвонит», я пропагандирую философию Slow Life — делать все в комфортном режиме. Мой девиз на проекте: Follow the flow.
Значит, ты никогда не говорил себе: надо себя заставить и работать над блогом?
Никогда не думал о том, что «надо себя заставить». Просто садишься и что-то пишешь. Мне нравится. Я делаю. Перестанет нравится, наверное, перестану делать проект. Но пока мне сложно представить себя в такой ситуации. Это бы означало, что я разлюбил литературу. А такой сценарий я представляю себе довольно слабо.

Помогла ли в раскрутке блога победа в конкурсе профессионального мастерства в книжной отрасли «Ревизор» среди литблогов?
Я не гонюсь за цифрами. У канала 11,5 тысяч подписчиков. И это костяк, который со мной уже довольно долгое время. Я не участвую в массовых подборках других каналов. У меня есть моя аудитория, это мой актив. Если люди приходят — я им рад. Если новые люди не приходят, я об этом не думаю, потому что у меня другие задачи: делать интересные материалы, встречаться с писателями, которые мне интересны и препарировать их скальпелем своего любопытства.
Стало ли сейчас легче и проще, когда ты раскрутился?
Если ты спрашиваешь о том, стало ли мне легче работать с материалами для проекта, то я не почувствовал никакой разницы, потому что я 20 лет занимаюсь журналистикой. Это моя профессия и для меня в проекте нет ничего нового.
Если речь о каком-то особом статусе, то да, издатели меня знают, у нас налажены отношения. Мне проще издать книгу (сейчас в работе две — «Боги великих блогов», которая выйдет в издательстве «Бомбора» и «Дофаномика. Сторителлинг в продажах», которая выйдет в Манн, Иванов и Фербер»). Я получаю новинки, когда они выходят. Меня приглашают на мероприятия, семинары, эфиры.
Изменился статус. Работа — нет.

Расскажи про своё интервью с Хемингуэем. Это ты специально так всё подстроил?
Конечно, нет. Когда я думал над названием для проекта, как-то само-собой в голове всплыло название «Хемингуэй позвонит». Это было не первое название, которое я придумал, но последнее, которое мне понравилось. Я хотел сделать что-то, что застрянет в мозгу. И просто делал проект.
Через пару лет после запуска проекта, мне написали из издательства ЭКСМО-АСТ и спросили, не хочу ли я взять интервью у внука Хемингуэя. Я сказал, что, конечно, хочу. Ответ был такой: «Окей, он вам позвонит». И вот, в какой-то момент раздается звонок, и я слышу в трубке: «Это Джон Патрик Хемингуэй». Так мне позвонил Хемингуэй. Я сказал ему, когда мы встретились, как называется мой проект. Он очень удивился и спросил, почему я его так назвал. Я сказал: «Ваш дед был крутым мужиком. Он меня восхищает». Джон Патрик спорить не стал.
Что тебе даёт блогерство?
Общение с издательствами, яркие интересные знакомства, встречи. Мне интересна литература — в этой любви заложена основа того, почему я делаю то, что делаю. Можно было бы убрать все остальные элементы уравнения, и я все равно бы делал проект: просто потому, что люблю книги.
А что даёт писательство? Выгодно ли быть популярным автором?
Писательство не стоит рассматривать сквозь призму популярности. Я пишу потому, что мне хочется сказать что-то важное, поделиться с миром находками, которые я совершил. Если у меня нет потребности написать книгу, я ее не пишу. Если она возникает, я сажусь и начинаю печатать. Однажды, общаясь с Мариной Степновой (мы дружим), мы сошлись в едином мнении, что мы оба пишем, как улитки. Я пишу медленно.
С одной стороны, это хорошо. С другой — в какой-то момент книга начинает тебя утомлять и хочется поскорее от нее избавиться. А она все никак не допишется. В отличие от «Хемингуэй позвонит», писать книги — это полноценная работа. Тут приходится брать себя в железные рукавицы и порой мотивировать кнутом. Почему? Просто книга — это длинная и изнурительная дистанция. Интервью, пусть даже фундаментальное и большое (а других я и не делаю), это 4 дня работы. Книга — полгода жизни минимум. Выдыхаешься. Это марафон. Марафон всегда сложнее спринта.
Впрочем, я вернусь к ответу на вопрос. Что мне дает то, что я пишу книги? Снова: интересные встречи и знакомства. Кто-то прочел книгу, кому-то она понравилась. Меня приглашают выступить с лекциями: в Москве и далеко за ее пределами. Книга, если она понравилась аудитории, дает публичность. А публичность — это новые проекты и знакомства. Так что да, книги помогают сделать жизнь интереснее, определенно.

Расскажи о своём бестселлере «Пиши рьяно, редактируй резво». Как возникла идея?
Я просто очень много читал. И все время что-то публиковал на канал. В какой-то момент один из подписчиков (автор канала «Записки волшебника»), Аристарх Ромашин, сказал мне: слушай, а почему бы тебе не сделать книгу из своих постов? Более того, он собрал все мои самые интересные посты и объединил в общий текст.
Получился довольно большой пдф. И выглядело это, на первый взгляд, интригующе. Но мой внутренний shit detector сказал, что делать книгу из публикаций для соцсети — это полный shit. Так что я забыл об этом документе. Открыл текстовый редактор и увидел пустую страницу. Через 9 месяцев работы страниц стало 500, и все они были покрыты буквами. Так появилась книга. Но «писал» я ее гораздо дольше — лет пять, если считать время, пока я «начитывал» материал.
И как ты придумал такой классный заголовок?
Выходил из метро, и он придумался сам собой. Я много лет проработал в газете «Коммерсантъ», которая славится своими заголовками. Название моей книги — следствие профессиональной деформации.
Как ты попал в издательство? Трудно ли было и возможно ли это в принципе для человека «с улицы»?
Нет, не трудно. С улицы попасть элементарно — надо написать текст, который понравится издателям. Я много лет слышу реплики об издательском заговоре, но, как человек, который на прямой связи с издательствами, от самих издателей я слышу реплики о дефиците хороших текстов.
Да, самотек читают. Да, если вы пришли в издательство через какое-то знакомство, будет чуть быстрее. Но если вы никого не знаете и написали гениальный текст — его опубликуют. Впрочем, медийность помогает, поэтому неплохо работать в этом направлении.

Сколько книг надо написать, чтобы почувствовать себя писателем?
Не имею ни малейшего представления. У меня издана одна книга. Я не писатель, потому что в моем понимании написание «нон-фика» — не писательство. Писатель — человек, придумывающий миры, играющий в профессиональной лиге издаваемых авторов. Писатель с большой буквы — это Чехов. Но, насколько я помню, его до последних дней жизни не покидал синдром самозванца.
Что ты сейчас пишешь?
Третью книгу. «Дофаномика. Как продавать, используя сторителлинг». Издательство ждет, а я все никак не закончу. Застрял. Но договор подписан, назад дороги нет. В этом смысле писать без обязательств (как было с первой книгой — «Пиши рьяно, редактируй резво») гораздо проще. Ты просто сидишь и ковыряешься в своем компьютере и в какой-то момент понимаешь, что книга закончена.
Сейчас все наоборот: я понимаю, что мне нужно закончить книгу, но при этом мозг не хочет довести меня до финала. Это обычный процесс для меня. Так что книга, конечно, будет дописана в ближайшее время.
Собираешься ли писать художественные тексты – роман, рассказы?
Да, меня не покидает мысль, что я напишу неплохой текст, который будет издан. Но пока мне нечего сказать. Мой первый «роман» отправился в корзину. Второй прорвался на бумагу фрагментами, и преимущественно живет пока в голове. Может быть, я никогда ничего и не напишу. Я не знаю. А может и напишу. Раньше меня это дико волновало — мне было нужно написать роман. Сейчас я успокоился и понял, что не всем нужно быть писателями.

Расскажи про вдохновение – как у тебя с ним бывает?
Это как ветер, который вдруг подул в паруса. Лодка начинает плыть быстрее. Но если ветра нет, то это не означает, что нужно сидеть и ждать, когда подует ветер. Когда ветра нет, ты достаешь весла и начинаешь грести. Вдохновение — инструмент любителя.
Что думаешь про выгорание? Есть оно или это миф для лентяев?
Нет, это не миф. Через выгорание проходит каждый человек, который делает что-то на длинной дистанции. Выгорание, как я говорю на своем курсе сторителлинга «Дофаномика», неизбежно. Вопрос: какие меры вы предпринимаете, чтобы избавиться от ощущения бесполезности собственных действий.
Теме, как справиться с выгоранием, посвящены книги. Я же скажу о трех самых важных факторах.
Первый: помните, что выгорают все.
Второй: обязательно общайтесь с живыми людьми (мессенджеры не в счет). Выходите в реальную жизнь и взаимодействуйте с ней.
Третий: переключитесь на что-то еще, чтобы избавить мозг от стрессового фактора. Естественно, это не рецепт борьбы с выгоранием.
Психотерапия, кстати, классно помогает. Я говорю об этом не как теоретик.

Кого из современников считаешь самым крутым (великим) писателем в России?
Мне нравятся не писатели, а отдельные тексты. И поскольку я общаюсь с очень многими писателями, не буду называть кого-то, чтобы не обидеть остальных.
А из зарубежных?
Тут я могу смело признаться. Самым крутым писателем из ныне живущих я считаю Джонатана Франзена. Очень люблю Маргарет Этвуд. Пол Остер тоже классный. Их так много, на самом деле.
А самые любимые писатели? Совпадают с крутыми или у тебя по пословице «не по хорошу мил, а по милу хорош»?
Долгое время я был влюблен в тексты Пелевина, а потом любовь прошла. Не прошла любовь к Бунину, Тургеневу. Маргарет Этвуд тоже очень люблю. Сложно отвечать на вопрос, потому что сейчас ты любишь одного, а через день другого — тексты отвечают эмоциональным запросам человека. Моя любовь непостоянна, потому что мое настроение изменчиво.

Что посоветуешь начинающему писателю?
Сядь и пиши. И не бросай, пока не закончишь. Выкидывай все в мусорную корзину. Снова садись и снова пиши. Снова выбрасывай, если чувствуешь, что текст слаб. И так по кругу до тех пор, пока твой писательский радар не скажет — «о, а это неплохо». Не торопись бежать к издателю. Дай тексту отлежаться. Два-три месяца. Эйфория пройдет и возможно, текст отправится в мусорную корзину.
Роман — это блюдо, которое подается (издателю) холодным.
И, честно скажи, не слишком ли много писателей развелось?
Не имею ни малейшего представления о том, сколько сейчас писателей. В книжных магазинах всегда было много книг, не думаю, что число писателей как-то серьезным образом изменилось. Интернет создал видимость, что пишущих стало больше. Но эти пишущие были всегда. Просто мы о них не знали.
Я знаю, что ты придумал курс «Дофаномика» и сейчас ведёшь в него набор. Что там у тебя интересного такого?
Это курс для тех, кто хочет управлять людьми и их вниманием через эмоциональное воздействие, чтобы добиться поставленной цели. Иными словами, чтобы, рассказав крутую историю, что-то продать: себя, свою услугу, свой текст, свой блог и так далее. «Дофаномика» — курс о манипуляции вниманием людей. Я не вкладываю в слово «манипуляция» негативных смыслов. Я просто называю вещи своими именами.
Писатель, написавший сильный текст, манипулирует вами: вашим вниманием, вашими чувствами. Вы читаете текст и начинаете рыдать. Не потому, что «написано меланхолично», а потому что писатель хотел, чтобы вы зарыдали. Любая сильная история запоминается на эмоциональном уровне, а не на фактологическом. Вы, возможно, не вспомните, о чем была история — имен персонажей, фабулы… Но, если история вас зацепила, вы будете помнить всегда, что вы чувствовали. «Дофаномика» — курс о том, как рассказывать сильные истории, которые вовлекают людей, заставляя чувствовать. И добиваться нужных вам целей.

И, плиз, пожелание мне и читателям канала.
Пробуйте. Экспериментируйте. Делайте и не бросайте.
Спасибо Егору за такое классное и местами неожиданное интервью, за мысли, над которыми хочется подумать, за советы и пожелания. Мы постараемся не бросать!
А Егору, в свою очередь, желаю удачи и вдохновения – пусть его лодка летит на всех парусах. Это приятнее, чем грести всю дорогу)
Подписаться на мой канал в дзен или в ОК, ВК и ТГ
|
</> |