Интервью директора программы самолетов Ан-132D Александра Хохлова: завод построят через 3 года
diana-mihailova — 27.06.2017
В
интервью директор программы самолетов Ан-132D
Александр Хохлов рассказал о перспективах нового украинского
самолета на мировом рынке.
- Вы в четверг вернулись из Парижа. Впервые в летной программе
участвовал новый Ан-132D. Как посетители приняли украинский
самолет?
- Самолет произвел хорошее впечатление. Специалисты отмечали,
что, несмотря на то что самолет совершил первый полет недавно (31
марта) и налетал всего 55 часов (с учетом полета на Ле Бурже),
технические характеристики ему позволили выполнить непростую
демонстрационную программу. Но главное, мы показали, что проект
работает. Самолет есть, он летает, и он интересен заказчикам.
- В чем суть проекта Ан-132?
- Мы его реализуем совместно с партнерами из Саудовской Аравии
по контракту с KACST (Центр научных исследований и технологий имени
короля Абдулазиза). По условиям мы должны были спроектировать и
построить прототип самолета и презентовать потенциальным заказчикам
в Саудовской Аравии. Мы это выполнили и изначально должны были
презентовать самолет в мае. Но ввиду религиозных праздников
партнеры попросили сначала показать самолет на Парижском
авиасалоне, а уже затем - в Саудовской Аравии.
Сейчас мы совместно с Taqnia Aeronautics занимаемся
разработкой серийного образца с учетом требований, которые
выставляют потенциальные заказчики: министерство обороны Саудовской
Аравии, королевские воздушные войска, МВД, МЧС и т.д.
В Ле Бурже мы договорились с нашими саудовскими партнерами об
основных приоритетах: получение сертификата на самолет (это
позволит начать продажи самолета по всему миру), запуск серийной
линии в Киеве и начало строительства завода в Саудовской
Аравии.
Читайте также - Самолет на конвейер. Сколько стоит запустить
Антонов
- Как будет организовано серийное производство?
- Будут созданы две линии сборки: в Киеве и Саудовской Аравии.
Линия в Киеве почти готова. Нужны небольшие доработки под выпуск
серийного самолета. Пока в Саудовской Аравии будет строиться завод,
мы должны собрать в Киеве и продать первые 20 самолетов. По
окончании строительства завода самолеты будут производиться как в
Киеве, так и в Саудовской Аравии.
- Когда будет построен завод?
- Примерно через три года.
- Сколько всего Ан-132 будет выпускаться через три года, когда
производство будет готово?
- Первые серийные самолеты планируем показать во второй
половине 2018 года. Будет постепенное наращивание производства. В
конечном счете через три-четыре года мы должны выйти на минимальный
темп производства 12 самолетов в год на каждой линии.
- Предположим, завод в Саудовской Аравии построен. Вы не
боитесь взрастить конкурента?
- Это исключено. Производство самолетов базируется на
международных нормах и правилах. Возможно только лицензионное
производство.
- Как будет отстроена система продаж?
- Окончательного решения пока нет. Как вариант,
рассматривается создание совместного предприятия, которое будет
продавать самолеты Ан-132, выпущенные на двух линиях. Возможно,
заказчик будет покупать напрямую у производителя. Варианты сейчас
рассматриваются.
- В какую цифру вы оцениваете спрос на мировом рынке на
Ан-132? И с кем украинский самолет будет конкурировать?
- Это испанский CASA C-295 и итальянский Alenia C-27J. Наш
самолет будет иметь преимущества перед конкурентами по ряду
технических (как, например, возможность посадки на высокогорных
аэродромах) и экономических характеристик (стоимость эксплуатации и
запасных частей будет существенно ниже, чем у
самолетов-аналогов).
Что касается объемов рынка, по данным наших саудовских
партнеров, потребность их силовых ведомств в самолетах подобного
класса - 80 самолетов. Потребность всего рынка Ближнего Востока -
250-260 самолетов.
Также в ближайшие 10 лет мы рассчитываем заменить устаревшие
Ан-32, которые эксплуатируются в Индии, на новые Ан-132. Это еще
более 100 самолетов.
- Какова стоимость Ан-132 и как она сопоставима с
конкурентами?
- Самолеты такого класса в базовой комплектации стоят примерно
$30-35 млн. Мы рассчитываем приблизиться по цене к нижней границе
этого диапазона, в то время как конкуренты находятся ближе к
верхней. Часто самолеты такого класса реализуют как самолеты
специального предназначения: поиска и разведки, морские патрульные,
постановщики помех. То есть самолет выступает платформой для
размещения спецоборудования. Стоимость таких модификаций со
спецоборудованием может достигать $200 млн при базовой цене
платформы $35 млн.
- Ан-132 оснащается двигателями Pratt & Whitney Canada. Мотор
Сич на вас не обиделась за то, что вы предпочли канадские
моторы?
- Об этом правильнее спросить у них. Я могу объяснить, чем
обусловлен такой выбор. Это было одним из условий наших саудовских
партнеров. Точно так же, как замена российского оборудования
(которое устанавливалось на Ан-32) на зарубежное.
Почему именно Pratt & Whitney? Это один из мировых лидеров в
производстве двигателей. Компания имеет разветвленную сеть
послепродажного обслуживания. А если взять стоимость сервисного
обслуживания всего самолета, то стоимость обслуживания двигателя во
временных затратах составляет около 60%. Кроме того, эти двигатели
имеют американский сертификат, что существенно облегчает
сертификацию всего самолета в целом.
- Какова доля в самолете украинских комплектующих?
- Около 15-20%. Например, программное обеспечение и
управляющий комплекс системы управления самолета разработал НТК
Экран. Исполнительные механизмы поставляет харьковский ФЭД.
Топливные системы, авионика также разрабатывались в Украине и
т.д.
- Оцените объем инвестиций в создание Ан-132. Что инвестировал
Антонов?
- Я не могу разглашать точные цифры. Могу сказать, что в
контракте на проектировку и строительство первого образца Ан-132
Антонов с партнерами вкладывался на паритетных началах - 50 на 50%.
Это касается и финансовых, и трудовых, и интеллектуальных вливаний.
На разных этапах проекта было сформировано до 9 совместных команд
специалистов. Поэтому говорить, что саудиты дали деньги, а Антонов
за них сделал самолет - неверно.
- В 2016-м Антонов подписал с государством контракт на
поставку трех модификаций Ан-148 и производство беспилотного
комплекса для Минобороны Украины. Также сообщалось, что военное
ведомство готово купить три самолета Ан-178, а после проведения
импортозамещения российских комплектующих - шесть Ан-70. Почему в
списке нет Ан-132?
- Мы очень рассчитываем, что наши самолеты будут востребованы
на внутреннем украинском рынке. Очень сложно предлагать украинскую
технику за рубеж, если ее не покупают внутри страны. Переговоры с
силовыми ведомствами периодически ведутся, но решения пока
нет.