Интеллигентские мифы – 4. Палочка-выручалочка демократии

Миф четвертый – стоит нам только завести у себя честные выборы с демократией и властью народа, а не чиновников , так все у нас сразу начнет налаживаться.
И в этом мифе есть своя частица правды: с сегодняшними псевдовыборами и псевдопарламентом мы далеко не уедем. Ясно, что что-то надо менять. Но что? Вопросы здесь не кончаются, а только начинаются.
Демократии бывают разными. Бывают, как в Афинах или Новгороде, где десятки-сотни почтенных граждан, отцов семейств решают важнейшие вопросы общей жизни прямым голосованием. А бывают такие, как в США, где сотни миллионов избирателей самого разного образовательного и интеллектуального уровня выбирают себе начальников.
Замечу, что в обоих случаях о власти народа можно говорить только с большими оговорками. В первом (сельский сход) речь может идти только о власти большинства над меньшинством. Во втором же случае мы имеем дело с властью экономической и политической элиты, задрапированной под демократию. Главное в такой демократии – убедить народ, что власть делает как раз то, что он, народ желает. В некотором смысле именно такую демократию мы и имеем сегодня в России.
Рассматривая западную систему, или, точнее, эти западные системы демократии с этической точки зрения – насколько применимо к ним слово «честные», мы сразу же замечаем связь шансов победить на выборах с доступом к крупным СМИ – доступом, зависящим далеко не только от толщины кошелька, но и от множества иных факторов. Так, что если мы хотим действительно честных (в более-менее естественном значении слова «честные») выборов, то западные рецепты нам помогут мало: честные выборы нам придется конструировать самим.
Означает ли это, что нам вообще нечему учиться у Запада? Конечно, не означает. Их система государственного устройства во многом, если не во всем, лучше нашей. Но ее преимущества не так легко перенять. Потому что эти преимущества складываются из двух факторов.
Первый – это великое множество писанных правил – законов и подзаконных актов, которые и регулируют жизнь западной демократии. Это далеко не только и не столько правила выборов.
Второй фактор – это желание народа жить в соответствии с принятыми правилами. Правовой нигилизм – «Запрещено, запрещено... А мне плевать, что запрещено!» – принципиально несовместим с демократией западного образца.
Какие из всего этого напрашиваются выводы? Не нужна демократия? Не нужны честные выборы? Конечно, нужно и то и другое. Но нам нужно понять несколько вещей.
Во-первых, современная демократия в крупном государстве отличается от сельского схода или казачьего круга.
Во-вторых, такая демократия – это не только и, пожалуй, не столько выборы. Это чрезвычайно сложная система.
В-третьих, такую систему нужно строить и настраивать под конкретное общество с его кокретными особенностями культуры и ментальности.
В-четвертых, строительство не будет быстрым.
И наконец, в-пятых, строительство государства невозможно в отрыве от воспитания граждан государства.
|
</> |